Роль и место культурно-познавательного туризма в г. Минске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение культурно-познавательного туризма города Минска.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историко-культурный потенциал города Минска.
2. Изучить данный вид экскурсионного туризма.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Основные виды тематических экскурсий в культурно-познавательном туризме. 4
Глава 2. Туристический потенциал г. Минcка. 7
2.1 Географическое расположение и природные рекреационные ресурсы. 7
2.2 Туристическая инфраструктура 10
Глава 3. Наиболее популярные туристические объекты в культурно – познавательных экскурсиях. 13
Заключение. 29
Список использованных источников. 30

Файлы: 1 файл

Роль и место культурно-познавательного туризма в г. Минске.docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

От левого берега Немиги начиналась дорога на Раков – Раковский тракт. Здесь возникает еще одно из старых предместий города - Раковское предместье (время заселения XI-XII в.в.).На территории Раковского предместья находились и самые старые улицы города: Замковая, Подзамковая, Завальная. К сожалению, большая их часть была бездумно снесена в 60-70 годы прошлого века при реконструкции улицы Немиги и прокладке проспекта Победителей, который разделил пополам историческую часть города. При этом было уничтожено большое количество памятников древности, в том числе и готическая Холодная синагога XVI века, одно из старейших каменных сооружений города, которая стояла за зданием Белпромпроекта и была уничтожена сразу после его возведения.

На северо-запад от замка застраивался Пятницкий конец. Позже, уже в XVI веке, эта часть города известна как Татарский конец, или Татарские огороды, так как здесь проживали мусульмане. Заселение татарами этих земель произошло после двух походов крымских татар в начале XVI века Эта окраина города, в основном район застроен был деревянными домами. На месте теперешней гостиницы «Юбилейная» до 1962 г. находилась мечеть, построенная в 1599 г. Первоначально – деревянная. В 1901 г. была построена каменная мечеть. Это было красивое здание с большим центральным куполом и высоким 32-метровым минаретом. С 1936 по 1941 г.г. здесь находилась продовольственная база. Во время войны проводились богослужения. В 1962 г. взорвана. Также варварски было разрушен мазар (татарское кладбище).

В 1499г. Минск получает право на самоуправление. В связи с этим встает вопрос о возведении на главной площади города здания Ратуши, которое является символом того, что городу дано Магдебурское право. К этому времени радиальное расширение городской территории вокруг Замчища исчерпало свои топографические и социальные перспективы. Высокая и удобная Троицкая гора мало подходила для увеличения города, так как это было невыгодно с военно-стратегической точки зрения. Минск в таком случае разделялся бы рекой на две части, что сильно усложняло бы коммуникацию и оборону города во время военных действий и в случае осады. Наиболее перспективным для развития города было юго-восточное направление, и прежде всего территория современной площади Свободы, которая была расположена на холмистой возвышенности. Новый центр было решено заложить на ровном плато, которое значительно возвышалось над уже существующей застройкой, т.к. называемым Нижним городом (рынком). Окончательно архитектурный ансамбль этой площади сформировался только к концу XVIII в. и вобрал черты многих архитектурных направлений - ренессанса, барокко, классицизма. Именно здесь разместились главные храмы православной, католической и униатской конфессии. Здесь возводили свои дома наиболее знатные и богатые горожане.Наиболее древняя часть расположена ближе к реке и сохранила свою средневековую планировку, трассировка большинства улиц сложилась еще в XIV – XV веках.

Одним из первых зданий на площади было здание городской Ратуши (в переводе означает «дом собраний»), которое являлось символом того, что городу дано право на самоуправление. В то время это была самая совершенная система городского самоуправления. Власть в городе разделялась между избираемым магистратом (12 избранных уважаемых горожан) и войтом, которого назначал великий князь. Минская ратуша перестраивалась несколько раз. Сначала была деревянной, и, к сожалению, точное ее местонахождение и облик неизвестны. Неоднократно перестраивалась и каменная. Первоначальный архитектурный облик каменной ратуши был в традициях Северного Возрождения, но в конце XVIII в. городским архитектором Федором Крамером зданию придаются черты классицизма. Прямоугольное здание украшено 32-метровой башней с часами и гербом города. Герб был дан городу 12 января 1591 г. королем Сигизмундом. На нем изображена дева Мария на голубом фоне. После присоединения Беларуси к России герб будет изменен – изображался в виде щита на российском государственном гербе. В 1991 году герб восстановлен и имеет первоначальный вид. В 1795 г. Магдебурское право было отменено и на протяжении достаточно долгого времени здание используется в качестве присутственных и общественных мест - здесь находились суд, полиция, гауптвахта, музыкальная школа и театр. В 1851 г. городские власти приняли решение о сносе ратуши. Формальным поводом послужило то, что она закрывает вид на соборную церковь и присутственные места. Но скорее всего, это решение было принято в связи с тем, что ратуша напоминала горожанам о самоуправлении ивласти хотели уничтожить всякое напоминание о городских вольностях и европейских традициях края. Ни один из горожан Минска не пожелал участвовать в сносе ратуши, даже за деньги. К ее сносу привлекли солдат и заключенных Пищаловского замка-тюрьмы. После сноса Ратуши на ее месте разбили Соборный сквер, в центре которого был установлен памятник Александру II. Ратуша восстановлена в 2003-2004 г.г. по старым чертежам в соответствии с архивными данными и археологическими раскопками. Перед началом каждого часа над городом звучит мелодия «Песни о Минске» белорусского композитора И. Лученка.

Рядом с Ратушей находится Гостиный двор. Здание перестраивалась несколько раз. На самом деле это комплекс, который состоит из нескольких древних домов, частично объединённых в одно целое перестройками последующих лет. Его формирование началось в 1569 году, когда город получил королевское разрешение на строительство Гостиного двора для жилья и торговли приезжих купцов. Существующий ныне каменный комплекс сооружен в XVIII в. также архитектором Крамером в стиле классицизма и получает прямоугольную замкнутую форму с внутренним двором.Однако, в начале XX в. М.Г. Айзенштадт, владелец зданий в квартале гостиного двора, предпринял их перестройку – частично с юго-западной и юго-восточной, полностью с северной стороны, изменив при этом не только этажность (был достроен третий этаж) и расположение дверных и оконных проемов, но и сам архитектурный стиль зданий. В результате в квартале появилось здание в стиле модерн (дом № 4). После реконструкции в помещении гостиного двора разместились отделение Азово-Донского коммерческого банка, купеческий клуб, крупные магазины. В годы первой мировой войны тут находился госпиталь и камерный театр.

Одним из первых на площади появился комплекс Базилианских монастырей, который состоял из церкви Св.Духа и непосредственно мужского и женского монастыря. С 1610 по 1647 г.г. возводится здание каменной церкви и корпуса мужского монастыря. В 1641 г. был заложен женский базилианский монастырь. Базильяне или василиане - униатский орден, получивший после Брестской унии 1596 г. орденскую организации на территории Речи Посполитой. До наших дней здания дошли в очень мало сохранившемся виде. Церковь была взорвана в 1936 г. В перестроенном бывшем здания мужского монастыря сейчас находится Минский облсовпрофсоюз. В сохранившемся здании женского монастыря - музыкальная школа. Весь комплекс был построен в виде замкнутого четырехугольника с внутренним двором – такая конструкция, напоминающая замковую, позволяла использовать монастырь в оборонных целях. Церковь Святого Духа стояла на углу, слева от мужского монастыря и являлась доминирующим элементом всего комплекса. Главным фасадом выходила на площадь к ратуше. Этот уникальный памятник совмещал черты двух архитектурных стилей: фасад имел ренессансный характер (фасад симметричен относительно вертикальной оси и увенчан фронтоном), а само строение было готическим: со стрельчатыми окнами, высокой двускатной крышей и крестовыми сводами. Главный западный фасад представлял легкую ярусную композицию, заполненную фресками с изображениями святых, представляя собой своеобразный иконостас, вынесенный наружу. Такой синтез архитектуры и декоративной живописи почти не встречается в культовой архитектуре Европы и является спецификой зодчества Беларуси. Переход из церкви в здание женского монастыря проходил над улицей - длинной узкой галереей крепостного типа с бойницами, под которой располагались арки для проезда. При монастырях существовала школа, где изучались греческий, старославянский, белорусский и польские языки, работала типография. В монастырской библиотеке было собрано множество книг, документов, редких рукописей. В 1795 г. после присоединения белорусских земель к России, униатские монастыри были закрыты, а после польского восстания 1830-1831 гг., которое захватило и территории Беларуси, униатство в Беларуси было запрещено. Монахини после закрытия монастыря в течение 7 лет жестоко преследовались (история игуменьи Макрыны Мечыславской). Уникальный памятник эпохи возрождения церковь Святого Духа была перестроена до неузнаваемости в псевдорусском стиле и стала православным Кафедральным Петропавловским собором. Именно от этого собора в 60-х годах XIX века площадь Верхнего рынка получает новое название – Соборная.

Наоборот, наиболее поздняя постройка среди комплексов монастырей различных конфессий – комплекс Иезуитского Коллегиума, который находится через дорогу от Ратуши. Первоначально состоял из двухбашенного костела и прилегавших к нему монастырских зданий. В отличие от других монастырей, находившихся на площади и имевших замкнутую структуру с внутренним закрытым двориком, иезуитский коллегиум имел раскрытую композицию построек, которые единым фронтом развернулись вдоль западной стороны площади. Комплекс был построен монашеским католическим орденом иезуитов. Орден основан в 1534 г. испанским дворянином Игнатием де Лойолой для борьбы с Реформацией. Орден отличался строгой централизацией, военной дисциплиной и абсолютном подчинением его руководителю - генералу (черный папа), который выбирался пожизненно и свою очередь подчинялся только Папе Римскому. Система морали позволяла достаточно широко объяснять основные религиозные требования, отступать от клятвы, проявлять неразборчивость в средствах ради политической борьбы (цель оправдывает средства). В Польше и ВКЛ появились во второй половине XVI века. Первоначально их резиденция в Минске размещалась в 2-хэтажной усадьбе Егора Гегера, которая была куплена смоленским епископом и подарена иезуитам. Позже иезуиты перестроили дом под небольшой костел, в 1678 г. купили соседний каменный дом, приспособив его под сакристию (ризницу) костела. В 1683 г. специальным решением Варшавского сейма за коллегиумом был закреплен ряд фундушей (в старопольском праве обозначает дар или пожертвование в пользу какого-нибудь учреждения, чаще всего в пользу костела или монастыря). Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс.

В 1699 г. они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, пл. Свободы 7). Интересно то, что в XVII – начале XVIII века вся система образования в Минске практически была в руках иезуитов. Их система обучения наиболее полная и популярная среди населения – здесь преподают риторику, поэзию, синтаксис, грамматику, позднее в курс обучения вводится теология, древнееврейский язык, этика, математика, физика, логика и метафизика. С конца XVIII века и до 1917 года в здании школы размещалась резиденция губернатора (центром губернии Минск стал в 1796 г., через три года после второго раздела Речи Посполитой, когда земли Центральной Беларуси были присоединены к Российской империи). А школа, переименованная в дворянское училище, в 1799 г. была переведена в корпус бывшего мужского базилианского монастыря. В 1820 -1822 г.г. в доме минского губернатора часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Н.Муравьев, который в эти годы начал писать первый вариант своей конституции, вошедшую в историю под названием «Минский вариант».

Рядом со школой в 1700 г. было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары. В 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом. Но в связи с тем, что в это время в Европе бушевала Северная война, и Минск неоднократно захватывался воюющими сторонами (как шведами, так и русскими), дальнейшая его отделка и достройка продолжались еще довольно долго, а башни были закончены только к 1730г. Костел представляет собой трехнефное двухбашенное здание с двумя каплицами и построен в стиле виленского барокко. Сам костел отодвинут в глубину за линию застройки, благодаря чему перед ним образован небольшой курдонер (парадный двор). На главном фасаде две пятиярусные башни. В глубоких нишах второго яруса когда-то размещались скульптуры апостолов Петра и Павла. А фронтон на уровне третьего яруса украшает фигура Богоматери с младенцем. На третьем и четвертом ярусах установлены четыре колокола. Интерьер храма украшен орнаментальной и фресковой росписью и большим количеством полотен, среди которых работы известных мастеров Чеховича и Олешкевича.

Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение здания самого коллегиума в 1747г., которое находилось слева от костела. Иезуитский коллегиум был в свое время одним из самых значительных сооружений на площади. Во время Северной войны, когда в Минске стояли союзные войска, здесь останавливался Петр I. Когда город заняли шведы, у иезуитов останавливался Карл XII, а через 100 лет, в 1812 году, здесь жил французский маршал Даву. На площади, перед костелом, проводились парады наполеоновских войск. Архитектурным акцентом здания иезуитского коллегиума была высокая трёхъярусная башня-колокольня с часами, которая была в 1853г. перестроена в пожарную каланчу. Земли за костелом также принадлежали иезуитам (там находились огороды и хозяйственные постройки).

После упразднения ордена иезуитов костел становится приходским (фарным) и с 1820 г. был переименован в Мариинский. В 50-е годы XIX в. весь архитектурный комплекс подвергся серьезным перестройкам, причем дом губернатора лишился декора XVIII века. Сейчас это католическийАрхикафедральный костел имени пресвятой Девы Марии.

Еще один из монастырских комплексов, являющийся памятником архитектуры XVII века - комплекс Бернардинских монастырей. Комплекс первоначально состоял из двух монастырей: справа и сзади - мужской, впереди - женский. Они имели в своих ансамблях изящные костелы, которые выходили на площадь своими боковыми фасадами. Вокруг комплексов располагались монастырские корпуса, хозяйственные постройки. Они создавали замкнутые композиции с внутренними двориками – это соответствовало типичной схеме католических монастырей того времени. Комплекс женского бернардинского монастыря основан в 1633 г. и просуществовал как католический монастырь более двух веков. Костел монастыря является ярким примером архитектурного направления «виленское барокко». Храм двухбашенный. Фигурный фронтон, непременная деталь барокко, уже не доминирует в композиции фасада, а располагается между двумя многоярусными башнями, на которых и сосредоточено все богатство внешней отделки. Сейчас на фронтоне есть изображение Богоматери. Но оно появилось гораздо позже, когда храм уже стал православным, а во времена сооружения таких храмов живопись на фронтонах не располагалась.В 1853 году женский монастырь был ликвидирован, а храм в 1860 г. был обращен в православную церковь, освещенную во имя святых Кирилла и Мефодия. После подавления восстания 1863-1864 г.г. в здании монастыря находилась государственная следственная комиссия. В 1870 г. - это мужской Свято-Духов православный монастырь. В 1918 году монастырь и храм закрыты, богослужения прекращены, здания использовались в качестве спортивного зала, пересыльной тюрьмы для раскулаченных крестьян. В 1943 г. богослужения возобновились, а в 1945 г. в храм была внесена чудотворная икона Минской Божьей Матери, которая является главной святыней храма. Во второй половине прошлого века капитальный ремонт придал храму нынешний вид, а в начале 90-х фасад был украшен мозаикой. Сейчас здесь размещается кафедральный собор в честь сошествия Святого Духа. В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы и белорусской иконописи XVII-XIX веков.

Мужской монастырь был основан в 1624 г., еще до строительства женского монастырского комплекса, когда старостой Яном Кенсовским был передан в дар бернардинцам большой деревянный дом. К 1638 г. были построены деревянные костел и монастырь, а через 6 лет начато возведение каменных жилых зданий и костела св. Язепа. Костел построен в стиле барокко. Был богато украшен девятью резными позолоченными алтарями, многочисленными произведениями живописи и прикладного искусства. Костел Св.Язепа выходит своим главным фасадом на бывшую Бернардинскую улицу. Его венчает фигурный фронтон, отделенный от стены массивным карнизом, как это обычно делали в безбашенных храмах. В первой половине XIX века при монастыре действовала начальная и философская школа, богатая библиотека. От площади Верхнего рынка был отделен высокой каменной стеной. В конце XVIII века к монастырской стене стали пристраивать небольшие магазинчики, которые позже объединились в один комплекс и стали называться «бернардинские крамы». После войны в бывших магазинах какое-то время жили люди, а затем ту часть рядов, которая была построена в начале XIX века, зачем-то снесли. Было разобрано 12 старинных магазинов, а их подвалы и фундамент засыпали. В 2004 году торговые ряды были восстановлены. В монастырских корпусах сейчас ведутся реставрационные работы. После завершения работ в них разместится гостиничный комплекс, а также несколько музеев - археологический музей, а также музеи монастырского быта, карет и пожарного дела. Данный гостиничный комплекс вошел в программу по созданию гостиничного сервиса к Чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Минске в 2014 году. Что касается судьбы костела, то пока она неизвестна, но скорее всего, здание бывшего костела войдет тоже в гостиничный комплекс.

Информация о работе Роль и место культурно-познавательного туризма в г. Минске