Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:24, шпаргалка
Странствие Геродота и его вклад в историю путешествий.
Древние греки и римляне осуществляли поездки в Египет с целью ознакомления с природой, культурой, египетскими сооружениями. Посещая Египет, греческие и римские путешественники составляли короткие записи – «графици» (записи своих имен). Одним из таких путешественников был Геродот.
Древние греки и римляне осуществляли поездки в Египет с целью ознакомления с природой, культурой, египетскими сооружениями. Посещая Египет, греческие и римские путешественники составляли короткие записи – «графици» (записи своих имен). Одним из таких путешественников был Геродот. Он родился около 484 г. до н. э. в Галикарнасе, на побережье Малой Азии. Из-за участия в политической борьбе Геродот вынужден был покинуть родину в молодом возрасте и отправиться в далекие путешествия. Для него началась жизнь, полная странствий: он путешествовал по суше и плыл на корабле. Когда, в каком порядке, и на какие средства он совершал свои путешествия, по существующим источникам установить нельзя. Странствия длились, по-видимому, не менее 10 лет, если учитывать дальность путешествия и транспортные средства в те времена. Свои многочисленные путешествия по разным странам Геродот описал в 9 книгах, каждая из которых называлась по имени одной из муз. Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель, Геродот постарался точно передать, что видел и слышал во времена своих странствий. Его сочинения содержат большое количество географических, этнографических и естественнонаучных сведений. Неутомимый путешественник, Геродот не зря снискал себе славу первого греческого туриста, о котором имеются достоверные исторические данные.
В период расцвета греческих городов-государств в процессе развития политических, экономических и культурных связей начали складываться определенные традиции, возникали своего рода центры туризма.
2. Причины и вклад крестовых походов в развитие межкультурных коммуникаций.
Крестовые походы начались с 1096 года и длились последующие 200 лет.
Крестовые походы служили не толь цели освобождения Иерусалима от «неверных». Еще в глубокой древности завоеватели стремились подчинить Палестину являющуюся центром культуры того времени. Это был своеобразный перекресток цивилизаций, через который проходил и важнейшие торговые пути. Как полагают ученые крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья свидетельствуют о желании европейцев укрепиться в этом регионе. Фактически крестовые походы привели к перемещению больших масс народа на Восток. Трудно переоценить информационное значение этих походов.
Крестоносцы увидели диковинных животных и растения. Их покорили обычаи и традиции, одежде и вооружение, устройство городов говорили о том, что эти люди являются хранителями древних культур. Их достижения в науке и сельском хозяйстве, строительстве и врачевании удивляли и восхищали крестоносцев.
Мусульманский Восток оказал немалое влияние на различные стороны жизни западноевропейского общества – на его материальную культуру, быт и многое другое.
Образование христианских государств на землях Древней Палестины, многочисленные путешествия паломников привели к распространению знаний о странах Ближнего Востока. В Западной Европе по примеру мусульманских стран начали сеять гречиху и рис, выращивать арбузы, абрикосы и лимоны, высаживать дамасскую розу. С этого же времени вошел в употребление неизвестный ранее европейцам тростниковый сахар (раньше в Европе единственным сладким пищевым продуктом был мед). В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы – их крестоносцы увидели в Сирии. Использовались и некоторые ткани восточного происхождения: атлас (по-арабски – красивый), муслин (от названия города Мосул), дамаст (от названия города Дамаск). С конца XI – XII вв. на Западе стали разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы. Много веков жители Западной Европы умывались только холодной водой, а платье носили до дыр. В восточных странах европейцы научились мыться в горячих банях и менять платье и белье.
Священная война, начатая из ненависти к исламу, способствовала активизации торговли с мусульманами и, как следствие, более бурному развитию европейской культуры. Развивающая Русь так же не осталась в стороне от этого процесса и включилась в межкультурные коммуникации, направив на Восток своих путешественников и пилигримов.
Средневековье представляет собой сложный историко-культурный феномен, который имеет свою специфику у разных народов. Образ мира во всех культурах основан на религии. К этому времени уже существовали практически все мировые религии, древнейшая из которых буддизм – появилась в Индии еще до нашей эры, а самая молодая – мусульманство – сформировалась на Ближнем Востоке в 6-7 веках. В Европе еще во времена Римской империи во 2-3 веках получила распространение христианская религия, ставшая господствующей религией европейского средневековья.
Практически во всех религиях мира есть природные объекты, храмы и захоронения, которым поклоняются верующие. Причины, побудившие верующих людей отправляться в дальнее странствие, самые различные: надежда получить духовную поддержку, желание избавиться от недугов или преследуемых неудач и многое другое.
Так формировалась религиозная традиция, получившая название паломничество, которая овладела широкими массами верующих и получила свое массовое развитие в эпоху средневековой культуры, не смотря на то, что паломничество как явление зародилось в век весьма скудных географических познаний и крайне скудных географических неразвитых средств сообщения.
Представители всех мировых религий совершают паломнические путешествия. Паломничество как культурный феномен известно еще с древнейших времен, и каждая религиозная культура имеет свою географию паломничества.
Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.
Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства.
От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населенных и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабженные запасами всякого рода провизии, так называемые ямы. Марко Поло, на службе у хана объездивший весь Китай вдоль и поперек, сообщает, что эти ямы были так хорошо обставлены, что «даже король, если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате имелись шелковые постели, чистое шелковое белье и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику.
При каждой «яме» были конюшни на 200 – 400 лошадей. Иногда в пустынях вместо них содержались верблюды. В каждом таком станционном доме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове.
Между большими почтовыми станциями на расстоянии трех миль одна от другой были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы. Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенный к поясу, давая знать о своем прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на приготовленную для него лошадь и мчался дальше.
Данная система путей сообщения свидетельствовала о том, что монгольские правители придавали большое значение дорогам, от состояния которых зависело быстрое и слаженное управление огромной империей. Состоятельные путешественники также могли позволить себе посетить любой достопримечательный уголок страны, не заботясь о транспорте, ночлеге и питании.
Марко Поло вернулся в 1295 г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был пленен и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по заключению лизанцу Рустичиано, который назвал «Книга Марко Поло о разнообразии мира».
«Книга» Марко Поло рассказывает о путешествии, которое, по определению крупнейшего мирового авторитета в области истории географических открытий немецкого ученого Р. Хеннига, среди всех средневековых путешествий, несомненно, по праву считается самым замечательным и поистине выдающимся событием.
Стремление к лидерству на европейском континенте толкало королевскую власть Испании к расширению территории монархии, добыче золота и рабов. Этого можно было достичь в результате военных действий или открытия новых земель. Возможность последнего и предоставил Изабелле и Фердинанду итальянец Х. Колумб. X. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Его отцом был ткач Доминико Коломбо, матерью – Сусанна Фонтанороза. Доменико был небогатым человеком и не имел даже собственного дома, а арендовал жилье в генуэзском монастыре Санто-Стефано.
Неизвестно, учился ли X. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, что читал он, по крайней мере, на четырех языках – итальянском, испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Известно также, что в 80-х годах он жил в Лиссабоне, участвовал в нескольких плаваниях к берегам Гвинеи, но не эти плавания влекли его. Он вынашивал проект открытия кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.
Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением около 100 т, «Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 т снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пустились в неведомую даль по волнам Атлантического океана.
12 октября 1492 г. Х. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был остров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот день считается днем открытия Америки. Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка – Южная Америка и перешейков Центральной Америки. Им открыты все Большие Антильские острова – Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море. Иными словами, Х.-Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного континента, который позднее получил название Америки.
Известие об открытии Колумба вызвало в Португалии большую тревогу. Португальцы считали, что испанцы нарушили их право владеть всеми землями к югу и востоку от мыса Бохадор, подтвержденное ранее Папой Римским, и опередили их в достижении Индии; они даже готовили военную экспедицию для захвата открытых Х. Колумбом земель. Для того чтобы разрешить этот спор, Испания обратилась к Папе. Специальной буллой Папа благословил захват Испанией всех открытых Х. Колумбом земель.
В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руководителем экспедиции в Индию молодого придворного Васко да Гама.
8 июля 1497 г. армада Васко да Гамы снялась с якоря в предместье Лиссабона – Риштеллу. Экспедиция была тщательно подготовлена. Эскадра состояла из четырех кораблей средней величины (примерно в 100 – 20 т водоизмещением). Трюмы были превращены в склады продовольствия и боевых припасов.
19 мая 1498 г. путешественники бросили якорь у Каликута, богатейшего города Малабарского побережья Индии, а 30 августа флотилия тронулась в обратный путь.
18 сентября состоялся торжественный въезд в португальскую столицу уцелевших участников экспедиции. Из четырех кораблей обратно прибыли два, а из экипажа вернулось меньше половины.
Таким образом, был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захвата была создана огромная колониальная империя Португалия, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива.
С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х гг. XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.
Открытие и завоевание Перу, как и Мексики, также было осуществлено группой авантюристов. Население Перу стояло на несколько более высоком уровне развития культуры, чем мексиканское. Инки – одно из племен, населявших Перу, незадолго до прихода европейцев покорили ряд соседних племен. Образовалось многоплеменное объединение. Во главе его стоял верховный инка-царь и жрец, окруженный ореолом божественного происхождения. Испанцы сравнивали его с Папой.
В 30-х гг. XVI в. испанский конкистадор Франсиско Писарро предпринял завоевание «золотого царства» – государства инков в Перу. С отрядом в 200 человек и с 50 лошадьми он вторгся в Перу, сумев использовать борьбу двух братьев-наследников за трон верховного правителя страны: он захватил в плен одного из них – Атахуальпу и от его имени начал управлять страной. Атахуальпа дал большой выкуп золотыми вещами, во много раз превышавший клад, которым завладел Э. Кортес; эта добыча была разделена среди участников похода, для чего все золото переплавили в слитки, уничтожив ценнейшие памятни ки перуанского искусства. Выкуп не дал Атахуальпе обещанной свободы; испанцы вероломно предали его суду и казнили. После этого Писарро занял столицу государства – Куско и стал полным властелином страны, посадив на трон верховного правителя своего приверженца, одного из племянников Атахуальпы. В Куско испанцы разграбили сокровища богатого храма Солнца, а в его здании создали католический монастырь.