Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:24, шпаргалка
Странствие Геродота и его вклад в историю путешествий.
Древние греки и римляне осуществляли поездки в Египет с целью ознакомления с природой, культурой, египетскими сооружениями. Посещая Египет, греческие и римские путешественники составляли короткие записи – «графици» (записи своих имен). Одним из таких путешественников был Геродот.
В начале 40-х гг. испанские конкистадоры завоевали Чили, португальцы (в 30 – 40-х гг.) – Бразилию, которая была открыта Кабралом в 1500 г. во время его экспедиции в Индию. Во второй половине XVI в. испанцы овладели Аргентиной.
Так создавались на американском материке колониальные владения феодально-абсолютистских Испании и Португалии. Эти завоевания прервали самостоятельное развитие народов американского континента и поставили их под ярмо колониального порабощения.
В колонии из метрополии хлынул поток авантюристов, любителей легкой наживы, торговцев, а также интересующихся экзотикой Нового Света.
Новый план большой экспедиции с целью поисков юго-западного прохода в Тихий океан и достижение Азии западным путем предложил испанскому королю Ф. Магеллан.
29 сентября 1519 г. Ф. Магеллан отплыл из Сан-Лукара. Флотилия Ф. Магеллана состояла из пяти кораблей. Четверо из пяти капитанов и почти все кормчие были португальцами. В составе экспедиции из 265 человек было 37 португальцев, 30 итальянцев, 19 французов, несколько фламандцев, немцев, сицилийцев, англичан, негров и представителей других национальностей.
Корабли вышли в открытое море и взяли курс на юго-запад. 21 декабря Ф. Магеллан достиг пролива, позже названного его именем. Пройдя пролив, путешественники увидели перед собой безбрежный океан, который Магеллан назвал Тихим. Пигафетта (внештатный член команды), который вел дневник путешествия, очень выразительно описал плавание по Тихому океану.
Вмешавшись в распри двух племенных вождей, на Филиппинах 27 апреля 1521 г. Магеллан погиб. Однако путешествие удалось завершить одному из капитанов магеллановской экспедиции. 6 сентября 1522 г. каравелла «Виктория» под командованием Элькано вошла в гавань Сан-Лукар де Барамеда, откуда началось плавание. Из 265 человек команды возвратилось 17.
Таким образом, Элькано получил от Карла V пенсию в 500 дукатов и герб, изображавший земной шар, с надписью на латинском языке: «Ты первый объехал вокруг меня». Ф. Магеллан завершил дело, начатое Х. Колумбом: он достиг западным путем азиатского материка и Молуккских островов, открыв новый морской путь из Европы в Азию. Это было первое в истории человечества кругосветное плавание; оно неопровержимо доказало шарообразную форму Земли и нераздельность океанов, омывающих сушу.
Путешествия и открытия XV– XVI вв. значительно расширили представления людей об окружающем их мире, а кругосветное плавание Ф. Магеллана стало практическим подтверждением шарообразности Земли. Великие географические открытия способствовали не только формированию мирового рынка, но и развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между континентами, ставших впоследствии туристскими.
Открытие Нового Света, морской путь в Индию и первое кругосветное путешествие чрезвычайно расширили географический горизонт человечества. Все эти открытия произвели революцию в мировоззрении людей того времени.
Преобладающим типом путешественника в 17-18 века являлись коммерсанты – искатели приключений и авантюристы. Иногда к ним присоединялись миссионеры. Однако в это же время появляется и новый тип путешественника, руководимого не только узкокорыстными интересами, но и любовью к науке. Постепенно этот тип путешественника становится преобладающим, и благодаря труду, энергии таких путешественников и исследователей людям удалось приобрести в наши дни действительно научное познание о поверхности Земли. Открытие Америки и путешествия по Африке вызвали у англичан желание найти через Северный Ледовитый океан путь в Китай и Восточную Индию.
Генри Гудзон – способствовал развитию английского китобойного промысла у берегов Гренландии и Шпицбергена. У. Дампир – опубликовал книгу «Плавание вокруг света». Она была переведена на все основные европейские языки.
Д.Кук – закартографировал побережье Северного и Южного островов Новой Зеландии. Южные моря в результате его экспедиций оказались полностью исследованными. Часть его гидрографических трудов сохранили ценность до насотящего времени.
Российские мореплаватели и путешественники внесли свой весомый вклад в открытия второй половины XVI – XVIII вв., двигаясь преимущественно на юго-восток Азии (Средняя Азия, Монголия, Китай) и северо-восток (Сибирь и Дальний Восток).
Выдающимся событием той эпохи явилось открытие в 1648 г. пролива между Америкой и Азией, сделанное Дежневым и Алексеевым.
В течение 1643 – 651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова и Е. Хабарова на Амур, добывших ряд ценных сведений об этой не изученной европейцами реке.
Путешествия русских за границу и иностранцев по России составляют важную часть в истории путешествий XVII в. П.А. Тольстой – дипломат-путешественник. По окончании путешествия представил в царскую канцелярию отчет, который был опубликован в 1888 году в журнале «Русский архив» под названием «Путешествие стольника П.А.Толстого по Европе (1697-1699)» - это прекрасный путеводитель для желающих совершить путешествие по описанному маршруту.
К концу 17 века относится круиз на Мальту знатного московского боярина Б.П.Шереметева, ставшего впоследствии фельдмаршалом.
Путешествие боярина Шереметева является одной из ярких страниц в летописи развития отношений России и Западом, послуживших основу регулярных посещений российскими людьми европейских стран в качестве туристов.
Открытие Нового Света, морской путь в Индию и первое кругосветное путешествие чрезвычайно расширили географический горизонт человечества. Все эти открытия произвели революцию в мировоззрении людей того времени.
Преобладающим типом путешественника в 17-18 века являлись коммерсанты – искатели приключений и авантюристы. Иногда к ним присоединялись миссионеры. Однако в это же время появляется и новый тип путешественника, руководимого не только узкокорыстными интересами, но и любовью к науке. Постепенно этот тип путешественника становится преобладающим, и благодаря труду, энергии таких путешественников и исследователей людям удалось приобрести в наши дни действительно научное познание о поверхности Земли.
Французские моряки, субсидируемые как государственной казной, так и французской Ост-Индийской компанией отправляются в южные моря для разведывательных и колонизационных целей.
Луи де Бугенвиль – первое кругосветное путешествие, которое совершил француз, издал книгу о своих путешествиях в 1766 году.
Лаперуз – возглавил научно-исследовательскую экспедицию в Тихий океан к берегам Бразилии, о. Сахалин, Австралии.
Франция, которая была долгое время законодательницей в мире науки (Сорбонна), а так же и в мире мод, чем особенно прославился двор Людовика 14 (1638-1715) – «короля – солнце», постепенно сдает свои позиции в мире туристических услуг. Этому «способствовала» и начавшаяся в 1789 году Великая Французская революция и последующие за ней революционные войны.
Томас Кук (1808 – 1892) 5 июля 1841 г. организовал первую поездку 570 членов общества трезвости по железной дороге из Лестера в Лафборо. Поездка включала в себя прогулку по перрону под духовой оркестр, а также ленч, состоящий из чая и булочки в поезде. Возникшее в 1847 г. Общество Томаса Кука начинает организовывать туристские поездки. Т. Куку принадлежит пальма первенства в разработке многих новшеств: он создал первый пакетный тур (пэкидж-тур), который представлял собой комплекс услуг, продаваемый по одной цене.
Фирма Т. Кука вступает в договорные отношения с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами, заботится о комплексном обслуживании путешественников. Т. Кук первым стал изучать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского маркетинга.
С 1841 г. Проповедник–квакер Т. Кук начал использовать железную дорогу для туризма. Первая массовая поездка 600 человек. Транспортная система в основе массового туризма. Организация специальных билетов как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии по городам Англии, а затем и по Европе. Бюро Т. Кука предлагало туристу полный комплекс туристских услуг, Для туристов бронировались гостиницы, действовали различные скидки, разрабатывались новые маршруты, в том числе и паломнические – в Палестину и экзотические – Крым, Кавказ. В 1883 г. Завершил первый рейс «Восточный экспресс», который имел два роскошных спальных вагона, вагон-ресторан и курительный салон. В наши дни этот поезд, роскошный, как и прежде, курсирует между Лондоном и Венецией с остановками в Париже, Цюрихе, Инсбруке и Зальцбурге. Он состоит из 11 спальных вагонов и трех вагонов ресторанов. Пассажиры могут слушать в баре «живую» музыку. Каждое купе оборудовано как гостиничный номер класса люкс.
В конце XIX в. во всех европейских странах создаются многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и рекламе. В газетах появляются рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах.
Первые кругосветные путешествия. В связи с развитием туризма в конце XIX –начале XX вв. представителями России были совершены первые кругосветные путешествия.
Рижанин Константин Константинович Ренгартен родился 26 сентября 1864 г. в Минской губернии в семье окружного надзирателя акцизного управления. С детства увлекался путешествиями: побывал в Западной Европе, Азии, Африке, но заветной мечтой было кругосветное путешествие, на подготовку к которому ушло 10 лет. 15 августа 1894 г. начал путешествие, рассчитанное на четыре года. Первая часть маршрута по европейской части России прошла через Двинск, Витебск, Смоленск, Оршу, Орел, Ростов-на-Дону, Тифлис и в районе горы Арарат пересекла границу России.
71 день К. Ренгартен шел по Персии на восток, в полной мере ощутив на себе пятидесятиградусную жару. Обойдя с юга Каспийское море и Копет-Даг, он снова пересек границу Российской империи и через пустыни и оазисы Средней Азии и Казахстана с караванами туркмен и киргизов направился в Томск, оттуда дальше до Байкала. От озера Байкал начался один из труднейших этапов путешествия, большая часть которого проходила через пустыню Гоби. Как одну темную безотрадную ночь вспоминал позже путешественник 36 дней, проведенных в пустыне.
Пройдя Северный Китай, К. Ренгартен на пароходе отправился в Японию, по которой путешествовал четыре месяца. Он познакомился почти со всей страной, с различными людьми, так непохожими своей внешностью на европейцев. Переплыв на пароходе Тихий океан, он прибыл в США, затем отправился во Францию и достиг самой западной точки на полуострове Бретань, оттуда начал свой последний этап до Риги через Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин.
Триумфальной аркой из цветов, возведенной в честь К. Ренгартена, встретили путешественника на русской границе. Рижане по случаю успешного завершения кругосветного путешествия своего земляка устроили овацию. Все рижские спортивные общества – гимнастические, велосипедные – восторженно приветствовали К. Ренгартена.
Так закончилось продолжавшееся четыре года, месяц и двенадцать дней путешествие, пешеходная часть которого составила 26877 км.
Особый след в истории российского туризма оставил Анисим Петрович Панкратов – человек мирной профессии, часовых дел мастер в Харбине. Желание посмотреть свет вынудило его оставить свои дела, сесть на велосипед и отправиться 10 августа 1911 г. в путешествие вокруг света, которое закончил 28 июля 1913 г. А. Панкратов проехал по дорогам Европы, США, Японии и Китая, преодолев около 50 тыс. км.
Имя А. Панкратова стало известно всему миру, а конгресс Международной ассоциации циклистов присудил ему заветные награды каждого спортсмена-велосипедиста того времени: бриллиантовую звезду, почетную ленту с золотой медалью и лавровым венком. Он стал также владельцем 365 призов разных спортивных организаций трех континентов.
Таким образом, туристско-экскурсионное дело в Российской империи зародилось во второй половине XVIII в. и было, прежде всего, связано с деятельностью школьных педагогов-организаторов и энтузиастов экскурсионной работы.
Однако в дореволюционной школе экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. Что касается времени зарождения туризма в России, то пока отсутствует единая точка зрения. Однако большинство исследователей считают началом организованного туризма 1777 г. – год издания в Москве В. Геншем «Плана предпринимаемого путешествия в чужие края».
В. Генш, содержатель пансиона в Москве, более 20 лет занимался воспитанием молодежи. Он принадлежал к числу широко образованных людей своего времени, многие годы, как он писал, пребывал в различных зарубежных академиях, несколько раз пересекал Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Англию и Голландию и глубоко ощутил всю полезность путешествий, ту важную роль, которую они должны сыграть в процессе воспитания молодежи.
Планом В. Генша предусматривалась поездка небольшой группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, чтобы узнать то, что молодому человеку для его благополучия необходимо и полезно быть может.
После посещения университетов предполагалось
проехать по маршруту, следующему через
Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления
с искусством этих стран и постановкой фабричного
дела. Каждый из участников должен был
вручить
В. Геншу, организатору намеченного мероприятия,
гонорар, установленный по контракту.