Сочи как дестинация оздоровительного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В статье рассматриваются основные показатели, характеризующие рынок курорта Сочи как дестинации оздоровительного туризма, в том числе анализируются структура коллективных средств размещения курорта, динамика туристских потоков и их структура, преобладающие виды туризма, а также оцениваются туристских потоки оздоровительного туризма в Сочи в 2008–2012 гг. Авторы выделяют основные характеристики и тенденции развития туристского рынка Сочи, а также перспективы развития Сочи как дестинации оздоровительного туризма. Оценивается доля потоков оздоровительного туризма в общем турпотоке Сочи и турпотоках внутреннего туризма в секторе коллективных средств размещения.

Содержание работы

Аннотация; Ключевые слова ………………………………………………………………………………………… 3
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………..4
Туристская дестинация…………………………………………………………………………………………………..5
Типы дестнинации………………………………………………………………………………………………………….6
Фазы развития туристской дестинации……………………………………………………………………….....7
Социально-культурное и экологическое воздействие туризма……………………………………….8
Практическая часть; Введение……………………………………………………………………………………….10
Материалы и методы………………………………………………………………………………………………………11
Обсуждения……………………………………………………………………………………………………………………15
Результаты и выводы……………………………………………………………………………………………………..17
Литература…………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

География дестинаций России.docx

— 338.04 Кб (Скачать файл)

Российская международная академия туризма

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «География дестинаций России»

на тему «Сочи как дестинация оздоровительного туризма»

студента(ки) группы 127203ТМ  заочной формы обучения

Будариной Анны Сергеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город Москва

2015 год

 

Содержание

Аннотация; Ключевые слова ………………………………………………………………………………………… 3

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………..4

Туристская дестинация…………………………………………………………………………………………………..5

Типы дестнинации………………………………………………………………………………………………………….6

Фазы развития туристской дестинации……………………………………………………………………….....7

Социально-культурное и экологическое воздействие туризма……………………………………….8

Практическая часть; Введение……………………………………………………………………………………….10

Материалы и методы………………………………………………………………………………………………………11

Обсуждения……………………………………………………………………………………………………………………15

Результаты и выводы……………………………………………………………………………………………………..17

Литература…………………………………………………………………………………………………………………....19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные показатели, характеризующие рынок курорта Сочи как дестинации оздоровительного туризма, в том числе анализируются структура коллективных средств размещения курорта, динамика туристских потоков и их структура, преобладающие виды туризма, а также оцениваются туристских потоки оздоровительного туризма в Сочи в 2008–2012 гг. Авторы выделяют основные характеристики и тенденции развития туристского рынка Сочи, а также перспективы развития Сочи как дестинации оздоровительного туризма. Оценивается доля потоков оздоровительного туризма в общем турпотоке Сочи и турпотоках внутреннего туризма в секторе коллективных средств размещения. Авторы делают вывод о необходимости позиционирования и продвижения Сочи как дестинации оздоровительного туризма для успешного развития туризма в Сочи в постолимпийский период.

 

Ключевые слова: оздоровительный туризм; дестинация; туристский поток; турпродукт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Туристская дестинация решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Само слово "дестинация" в переводе с английского означает "местонахождение; место назначения". Термин "туристская дестинация" был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:

    • наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;
    • наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);
    • наличие информационных (например, глобальных информационных систем "Amadeus", "Galileo", "Worldspan", "Sabre") и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Туристская дестинация

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие. 
 
1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией); доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации); вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом. 
 
2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных "домашних" условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки "унифицированного туристского ландшафта". 
 
3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в "межсезонье" для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3 4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года. 
 
4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Типы дестинации

Отвечая на вопрос о дестинации как элементе туристской системы, нужно упомянуть о типологии дестинации. Выделяют три типа дестинации. 
 
Первый тип это крупные столичные города или приравненные к ним (столицы или города типа Санкт-Петербурга), которые привлекают туристов своими достопримечательностями (познавательный туризм), хорошими возможностями для решения проблем бизнеса (конгрессы, бизнес-туризм, семинары, выставки). Существенную роль играет туризм с целью посещения знакомых и родственников, а также административных центров для решения задач управления. Поэтому в крупных городах существуют исторические, административные, торговые, бизнес-центры и рекреационные зоны. 
 
Второй тип делится на две подгруппы: 
o центры целенаправленного развития туризма деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура (например, музей деревянного зодчества в Суздале). Для привлечения туристов отели строят на небольшом расстоянии от этих городов и деревень; 
o притягательные для туристов центры не столицы, но города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке (например, академгородок под Новосибирском). 
 
Третий тип это центры, специально построенные для туристов ("Disneyland" в Калифорнии и во Франции; "Naturebornholm" на о. Борнхольм, Дания). 
 
              Немаловажно различать понятия "туристская дестинации" и "курорт". Туристская дестинация это более широкое понятие, чем курорт; это регион, который нас больше всего привлекает (например, для японца Западная Европа это "туристская дестинация", а Лазурный берег курорт; если же мы хотим посетить Кота-дель-Соль, то это место является курортом, так как мы прежде всего едем в Испанию, которая является дестинацией).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Фазы развития туристкой дестниции.

Важным является понятие "жизненный цикл" развития дестинации, продолжающийся в среднем не менее 20 - 25 лет. Условно можно выделить восемь фаз развития туристской дестинации. 
 
1. Дотуристская фаза на этой фазе привлекательность дестинации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма. 
 
2. Рост численности туристов в этот период реагирует сектор бизнеса, т. е. красота нетронутой природы и культура дестинации начинают привлекать туристов, в результате формируются основы туристской инфраструктуры. 
 
3. Продвижение местные власти начинают предпринимать усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестина-ции, следствием чего является устойчивый рост туристских потоков. В результате формируется туристский рынок, таким образом, перед сектором бизнеса стоит задача по обеспечению инфраструктуры дестинации. Ведется политика активного продвижения де-стинации на рынке, в результате чего происходит дальнейшее увеличение потока туристов. 
 
4. Инвестиции в туризм инфраструктура не справляется с объемом прибытий туристов: строятся магазины, пабы, бары, гостиницы, казино, т.е. все необходимые средства обслуживания, способные изменить облик дестинации. 
 
5. Создание новых рабочих мест в дестинацию приезжают работать люди из-других регионов и даже стран, оседают там, продолжают прибывать туристы, внося свои обычаи, культуру. В результате начинаются конфликты между ними и местными жителями (возникают социальные, экологические, экономические проблемы). Эта дестинация уже более не является модной и становится, как и остальные, унифицированной. 
 
6. Сокращение потоков туристов туристы хотят посещать интересные, необычные места, а не типичные дестинации. 
 
7. Средства обслуживания практически не используются (например, пустуют гостиницы) и, как следствие, несут убытки. 
 
8. Скидки, новая ценовая политика или новая идея развития дестинации поиск или создание нового фактора привлекательности

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социально-культурное и экологическое воздействие туризма

Социально-культурное воздействие. Туристы, приезжающие в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают социально-культурное воздействие в результате контактов с местным населением. Можно выделить три основные категории этих контактов: 
когда туристы покупают продукты и услуги у местного населения; 
когда местные жители и туристы вместе пользуются предоставляемыми услугами (например, морскими пляжами, транспортом, рестораном и т.д.); 
когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия. 
 
Помимо социального воздействия туризма, следует учитывать телевизионную рекламу потребительских товаров, а также в целом радио и телевидение, которые вместе с увеличением доходов населения вызывают у него разные потребности и тем самым еще больше углубляют процесс социальных изменений. 
 
         Величина прямого социально-культурного воздействия связана с развитием туризма и определяется различием в социально-культурных уровнях гостей и местного населения. Это и традиции, и религия, и образ жизни, и нормы поведения, и привычки, и многое другое. 
 
Социально-культурное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. К положительному можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию страны может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои национальные традиции, ремесла. Негативное влияние часто проявляется в результате прямого контакта, но может возникать и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей. 
 
Привлечение иностранной рабочей силы, а также создание новых высокооплачиваемых рабочих мест за счет получения иностранных инвестиций могут вызвать недовольство той части местных жителей, которые не могут найти подходящую работу или получают относительно маленькую заработную плату. 
 
               Проблема социального напряжения может углубляться и за счет разного уровня благосостояния гостей и местных жителей. У последних создается впечатление, что туристы богаче их, поскольку они демонстрируют расточительность, не свойственную им в повседневной жизни у себя на родине. При этом местные жители забывают о том, что туристы находятся в отпуске и могут позволить себе немного лишнего. Это может вызвать чувство зависти у местных жителей, а иногда это приводит к открытому возмущению поведением туристов. Часто подобные трения возникают в период многочисленных туристских потоков в районах их большой концентрации. Во избежание таких проблем туристские потоки необходимо направлять в районы, где концентрацию туристов можно контролировать (например, с помощью относительного увеличения цен), что ограничит потоки международных туристов. При этом большие доходы компенсируются небольшим количеством туристов, прибывающих в страну. 
 
Экологическое воздействие. В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей среды. Проблемы охраны окружающей среды и ее улучшения занимают важное место во многих исследованиях. Ранее исследованиям по анализу туристской деятельности уделялось мало внимания, да и то рассматривали влияние туризма только в определенных точках земного шара или воздействие только отдельных его видов. Влияние туризма на окружающую среду может быть прямым, косвенным и побудительным, а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и четкого планирования возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное. 
 
                  Международный туризм оказывает положительное влияние на охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т. д. Однако во многих развивающихся странах не предпринималось никаких шагов для защиты и сохранения природы из-за отсутствия необходимых финансовых средств, а полученные от туризма доходы перекачивались в другие, приоритетные сферы, считавшиеся экономически более выгодными. 
 
При оценке влияния туризма на природу важно также, с какой точки зрения она ведется: ведь то, что считается положительным с точки зрения туристов, может оказаться негативным с точки зрения местных жителей. (Например, сохранение парков может стать причиной сокращения пастбищ для скота и, следовательно, причиной спада производства пищевых продуктов.) 
Негативные воздействия туризма на природу, к сожалению, часто берут верх над положительными. В частности, ухудшается качество воды в реках, морях, озерах и качество воздуха из-за применения транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания на масляном топливе ухудшаются; повышается уровень шума от деятельности различных развлекательных заведений; уничтожается местная и дикая фауна туристами, разжигающими костры; разрушаются исторические памятники вандалами, оставляющими на них надписи. Это примеры лишь незначительных повреждений, причиняемых окружающей среде. 
 
Политика строительства новых гостиничных комплексов и инфраструктур вдоль побережья (особенно в 1970-е гг.), отрицательно повлиявшая на природную среду, в последние годы стала неактуальна. В некоторых странах применяются ограничения на строительство зданий в непосредственной близости к морю. 
 
Так как в туристской сфере употребляется продукция многих других отраслей, прямо не производящих туристский продукт, воздействие их на окружающую среду также следует учитывать. 
 
Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительной туристской деятельности, однако многие (особенно развивающиеся) страны игнорируют это, предпочитая коммерческую и финансовую сиюминутную выгоду. 
 
Для оценки влияния туризма на окружающую природную среду приняты разные модели. В некоторых туристских местах слабо действуют нормативные акты, а природоохранные службы отсутствуют. Однако отсутствие нормативной базы, обеспечивающей защиту окружающей среды, не должно остановить процесс планирования развития туризма. Специалисты в этой области должны проводить собственную оценку воздействия на среду. Следует отметить, что защита окружающей среды является более простой и дешевой мерой, чем исправление нанесенного вреда в будущем. Политика развития туризма с учетом его экологического воздействия на окружающую среду становится все более актуальной, и ВТО предложила много программ по ее охране

 

 

 

 

2. Практическая часть.

Сочи как дестинация оздоровительного туризма.

 

 Введение.

 

            Курорт Сочи является крупнейшей рекреационной дестинацией России. По нашей оценке, на долю курорта Сочи приходится в среднем порядка 5–6 % потоков внутреннего туризма России и порядка 14–15 % туристских потоков Краснодарского края (включая неорганизованный сектор) [1]. По своему типу Сочи является приморским, бальнеологическим, предгорным курортом с климатом влажных субтропиков и уникальной растительностью.

Сегодня на курорте Сочи развиты следующие виды туризма:

• рекреационный туризм (пляжный отдых);

• лечебно-оздоровительный туризм;

• деловой туризм;

• событийный туризм;

• горнолыжный туризм.

 

Оценки экспертов и результаты научных исследований показывают необходимость выделения оздоровительного туризма в качестве одного из приоритетных для развития в Сочи в постолимпийский период для разработки эффективной политики формирования и продвижения турпродукта Сочи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Материалы и методы. Данные и выводы настоящего исследования базируются на анализе статистических данных Управления по курортному делу и туризму Администрации города-курорта Сочи, экспертных оценках российских и зарубежных специалистов, данных ежегодных исследований, проводимых учеными Сочинского государственного университета, включая исследования авторов.

В таблице 1 представлен анализ коллективных средств размещения (КСР) по состоянию

на конец 2012 года, включая их число, вместимость, удельный вес по типам средств размещения. Анализ показывает, что число коллективных средств размещения Сочи составляло на конец 2012-го года 269 средств размещения с числом мест 48769, из них средства размещения, специализирующиеся на оздоровительном отдыхе, составляют 101 (37,5 %) единицу с числом мест 31564 (64,7 %) [2].

Анализ коллективных средств размещения курорта Сочи (по состоянию на конец 2012 года)

 

   

Удельны

   

Удельны

Средняя

 
       

вместим

 
 

Число

й вес по

Номеро

Мест

й вес по

 
 

КСР

числу

в

числу

ость

 
   

КСР,

 
   

КСР

   

мест

 
       

мест

 
             

Всего по курорту Сочи

269

 

24501

48769

 

181

 

в том числе по районам:

             

Адлерский район

62

23%

5321

10869

22,3%

175

 

Лазаревский район

93

35%

6390

13716

28,1%

147

 

Хостинский район

64

24%

7406

14754

30,3%

231

 

Центральный район

50

19%

5384

9430

19,3%

189

 
               

средств размещения:

             

Гостиницы

49

18,2%

4071

7006

14,4%

143

 

Туристские гостиницы

3

1,1%

249

498

1,0%

166

 

Мотели

1

0,4%

30

46

0,1%

46

 

типа

7

2,6%

258

431

0,9%

62

 
             

Общежития для приезжих

1

0,4%

80

211

0,4%

211

 

Другие организации

2

0,7%

216

449

0,9%

225

 

гостиничного типа

 
             

Пансионаты и дома отдыха

49

18,2%

3161

6712

13,8%

137

 

Базы отдыха, кемпинги и

46

17,1%

130

264

0,5%

6

 

т.п.

 
             

Туристские базы

10

3,7%

697

1588

3,3%

159

 

Средства размещения,

             

специализирующиеся на

101

37,5%

15609

31564

64,7%

313

 

оздоровительном отдыха, в

 
             

том числе:

             

Санатории и пансионаты с

83

30,9%

14543

28495

58,4%

343

 

лечением

 
             

Детские санатории

11

4,1%

447

1878

3,9%

171

 

детьми

4

1,5%

601

1155

2,4%

289

 
             

Санаторный

1

0,4%

0

0

0,0%

0

 

оздоровительный лагерь

 
             

Санаторий-профилакторий

1

0,4%

0

0

0,0%

0

 

Курортные поликлиники,

1

0,4%

18

36

0,1%

36

 

бальнео- и грязелечебницы

 
             

Информация о работе Сочи как дестинация оздоровительного туризма