Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 06:57, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и изучение значения экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.НОВАЯ ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ ЭКСКУРСИОННОЙ ФИРМЫ, БЮРО 5
1.1 Значение новой темы экскурсии 5
1.2 Технология подготовки новой экскурсии 6
1.3. Экскурсия как взаимодействие трех компонентов 24
ГЛАВА 2. НОВАЯ ЭКСКУРСИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСОВОДА 30
2.1 Значение новой экскурсии для экскурсовода 30
2.2. Пример разработки новой экскурсии 32
Экскурсия по городу Бишкек 32
Город Бишкек 32
Основные достопримечательности Бишкека 33
Площадь Ала-Тоо – центр истории Кыргызстана 33
Филармония Имени Токтогула Сатылганова 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Рис. 1.2 Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения12
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения.
Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера
Выразительность объекта, т.
е. внешняя выразительность
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена
большим количеством посещаемых
объектов, так как это увеличивает
ее длительность и вызывает утомляемость
экскурсантов, а внимание и интерес
при этом ослабевают. Оптимальная
продолжительность городской
В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
В ходе подготовки новой
экскурсии больше внимания следует
уделить изучению объектов на месте,
в их естественной обстановке. Необходимые
исходные данные дает изучение объектов
по источникам - книгам, альбомам, фотографиям.
Встреча с экскурсионным
Отбор объектов заканчивается
составлением карточки (паспорта) на каждый
из них. Данные карточки используются
как для конкретно
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта
(первоначальное и современное)
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о
памятнике (литература, где описан
памятник и события, связанные
с ним, архивные данные, устные
предания, основные печатные работы
и места хранения
6) сохранность памятника
(состояние памятника и
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки,
фамилия и должность
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
В карточке на архитектурные,
природные, археологические объекты
могут быть включены и другие сведения.
Например, в карточку на памятник архитектуры
(здание) включаются сведения о наличии
скульптуры, изразцов, стенописи в
декоративном убранстве памятника
(снаружи, внутри), о типе и конструкции
здания, техническом состоянии его
(степени сохранности). Наличие карточек
на все экскурсионные объекты, расположенные
на территории данного края, ускоряет
разработку новых экскурсионных
тем, позволяет разнообразить
Составление маршрута экскурсии. Важным этапом разработки новой экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов14.
Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).
Маршрут экскурсии составляется
в соответствии с ее общей композицией,
которая обеспечивает целостность
и логическую последовательность изложения
материала. При группировке объектов,
связанных с определенными
Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.
Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.
При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.
Объезд или обход маршрута
экскурсии. Объезд или обход маршрута
проводится в целях ознакомления
с трассой движения, изучения и
уточнения экскурсионных
Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.
Составление текста новой экскурсии. Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.
Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.
Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.
Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для пешеходной15.
Текст предваряет титульный лист с указанием названия краевого, областного (городского) совета по туризму и экскурсиям, экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.
Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.
Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.
Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.
Построение экскурсии. Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общей композиции экскурсии.
Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.
Вступление. Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.
Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.
Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.
Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.
Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.
Основная часть. Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.
Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.
В ходе ее применяются разнообразные
методические приемы. Освещение каждой
экскурсионной подтемы в
Заключение. В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.
Логические переходы в экскурсиях. Логика построения экскурсии определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии они осуществляются с помощью логических переходов.
Логическими переходами в
экскурсии принято называть установление
связей между экскурсионными объектами
на основе идейно-познавательного
Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.
Переход от одного объекта к другому в отдельных случаях может быть осуществлен и без логического перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные однажды логические переходы - активный элемент экскурсии. Совершенствуя экскурсию, внося изменения в ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные органические логические переходы.
Составление "портфеля экскурсовода"16. В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом бюро - изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.
Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.
Обычно члены творческой
группы составляют список иллюстраций,
которые необходимы по теме, с указанием
источников и передают этот список
в методический кабинет, который
осуществляет заказ на изготовление
фотографий. В "портфель экскурсовода"
могут входить также