Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 06:57, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и изучение значения экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.НОВАЯ ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ ЭКСКУРСИОННОЙ ФИРМЫ, БЮРО 5
1.1 Значение новой темы экскурсии 5
1.2 Технология подготовки новой экскурсии 6
1.3. Экскурсия как взаимодействие трех компонентов 24
ГЛАВА 2. НОВАЯ ЭКСКУРСИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСОВОДА 30
2.1 Значение новой экскурсии для экскурсовода 30
2.2. Пример разработки новой экскурсии 32
Экскурсия по городу Бишкек 32
Город Бишкек 32
Основные достопримечательности Бишкека 33
Площадь Ала-Тоо – центр истории Кыргызстана 33
Филармония Имени Токтогула Сатылганова 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Рис. 1.3. Схема показа на экскурсии
Составление карточек экскурсионных объектов. По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.
Карточку следует заполнять по следующему образцу:
Карточка экскурсионного объекта.
Наименование экскурсионного объекта.
Местонахождение, адрес.
Время возникновения, открытия, сооружения.
Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).
Внешние признаки: стиль, характеристика.
Назначение и использование.
Краткая история объекта.
Его современная
Прогнозируемые изменения.
Литература, использованная при составлении карточки.
Фамилия, имя, отчество составителя, его должность.
Желательно приложить
к карточке фотографию экскурсионного
объекта и схему его
Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.
Составление методической разработки
экскурсии. Завершает подготовку экскурсии
составление методической разработки
- основного документа
Методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии, исходя из которого производится оплата труда экскурсовода.
Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста.
В структуру методической разработки экскурсии входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания.
Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии.
Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта17
СТУПЕНИ ПОКАЗА
Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей схеме18:
Маршрут экскурсии.
Остановки.
Объекты показа.
Продолжительность экскурсии.
Наименование подтем и перечень основных вопросов.
Организационные указания.
Методические указания
В графе "Методические указания" приводятся рекомендации о том, с каких точек и в какое время лучше всего показывать экскурсионные объекты, каковы должны быть последовательность и характер их анализа, какие методические приемы, способы показа объектов и изложения материала следует применять (приемы реконструкции, локализации событий, сравнения, заданий, литературного монтажа, передвижение экскурсионной группы в ходе показа объекта и т. д.), излагаются различные варианты логических переходов, показа и содержания рассказа в зависимости от характера экскурсионной группы, а также даются советы об использовании наглядных пособий и т. д.
Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Ее предваряет титульный лист, на котором следует указать:
- наименование республиканского, краевого, областного, городского или районного совета по туризму и экскурсиям;
- наименование экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий;
- наименование темы экскурсии;
- вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная и т. д.);
- продолжительность экскурсии
(в академических и
- состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия;
- фамилии составителей методической разработки;
- дату утверждения документа.
В случае необходимости методическая разработка может быть обсуждена на методическом совете бюро. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя экскурсионного учреждения.
Обязательный экземпляр методической разработки хранится в методическом кабинете экскурсионного учреждения.
Рецензирование текста и
методической разработки экскурсии. Отредактированные
текст и методическая разработка
в необходимых случаях
Содержание рецензий на текст и методическую разработку может быть различным в зависимости от темы, конкретных задач экскурсии, состава аудитории, на которую она рассчитана, но в каждой рецензии должны быть отмечены идейно-политическая направленность материала, его соответствие последним научным данным, фактические ошибки, логическая последовательность изложения и, наконец, литературная форма.
Проведение пробной экскурсии и утверждение экскурсии. Методист поручает проведение пробной экскурсии обычно руководителю творческой группы экскурсоводов, готовивших новую тему, извещая его заранее об этом (за месяц-два). Обычно назначается и дублер из числа авторов текста и методической разработки.
На пробной экскурсии присутствуют экскурсоводы секции, члены методического совета, директор бюро путешествий и экскурсий, заведующий экскурсионным бюро и консультанты.
Пробная экскурсия обсуждается на методической секции экскурсоводов или на заседании методического совета.
Руководитель экскурсионного учреждения издает приказ (распоряжение) о приеме новой экскурсионной темы. Методист принимает экскурсию от каждого экскурсовода - члена творческой группы непосредственно на экскурсионных объектах или путем собеседования, а у остальных экскурсоводов - на пробной экскурсии.
Допуск экскурсоводов к проведению экскурсий оформляется приказом (распоряжением) по бюро путешествий и экскурсий, экскурсионному бюро.
Анализ и обобщение опыта проведения экскурсии на данную тему. Работа над совершенствованием экскурсии продолжается длительное время после ее принятия. Накопленный опыт анализируется методистами и экскурсоводами, обсуждается и обобщается в виде дополнений к тексту и методической разработке.
Целесообразно проводить специальные заседания секций, посвященные обмену опытом проведения экскурсий на данную тему (включение новых материалов по подтемам, методический анализ фрагментов экскурсий по объектам и т. д.).
Любая экскурсия представляет
собой взаимодействие трех компонентов
– экскурсовода, объектов и экскурсантов.
Основное в этом взаимодействии –
максимальная активность этих компонентов.
Важнейшей задачей
Связь трех компонентов экскурсии можно схематично изобразить в виде треугольника:
Схема 1.4.19
где А – экскурсанты, Б – экскурсовод, В – экскурсионный объект.
В экскурсионной практике существуют различные взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов. Степень активности каждого из названных компонентов, их возрастающая роль оказывают воздействие на качество экскурсионного мероприятия в целом. Взаимодействие трех компонентов экскурсии является основой показа. Эффективность самого показа следует рассматривать как результат взаимодействия между экскурсоводом, экскурсантами и объектами.
Степень активности экскурсанта (наблюдение, изучение и исследование) нельзя сводить к простой связи между ним, экскурсоводом и зрительно воспринимаемыми объектами. Человек воспринимает информацию в ходе экскурсии также с помощью слуха, обоняния и осязания.
Основные формы взаимодействия
могут быть прослежены на пяти ступенях,
схемы которых рассмотрены
Основой становления экскурсии является изменение соотношения двух элементов ее составляющих – показа и рассказа. Нарастание экскурсионной ситуации (экскурсионности) можно проследить на схемах 1.4.-1.8..
Схема 1.5.
Перед экскурсоводом стоит задача – сообщить определенные знания по теме экскурсантам. Делается это в ходе ознакомления с заранее отобранными памятниками. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один – экскурсовод как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не «заговорил».
Схема 1.6
На этой стадии поставленная перед экскурсией задача несколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурсантам, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь и зрительный ряд.
Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые признаки активности экскурсантов.
Схема 1.7.
Показывая экскурсантам объекты и сопровождая свои действия пояснениями по теме, экскурсовод использует методические приемы, которые способствуют пониманию и запоминанию экскурсионного материала.
Экскурсовод не только передает свои знания экскурсантам, но и создает у них правильное представление об объектах и событиях, с ними связанных. На этой стадии опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод заставляет экскурсантов наблюдать объекты, экскурсанты становятся более внимательными, активными.
Схема 1.8.
На этой стадии возникает
экскурсионная ситуация как совокупность
условий, обеспечивающих активное взаимодействие
компонентов экскурсии. Роль экскурсовода
еще больше возрастает. Его действия
по отношению к объекту и
Сочетая методику показа и рассказа, используя наиболее оптимальные методические приемы, экскурсовод приковывает внимание экскурсантов к объекту, заставляя их изучать памятники. В экскурсионном треугольнике все три компонента (экскурсовод, объекты, экскурсанты) активно взаимодействуют.
Схема 1.9.
При такой форме взаимодействия
компонентов еще более
Каждая из приведенных схем дает представление об определенной стадии развития экскурсии. На этих стадиях происходит активизация каждого из компонентов экскурсии.
Повышение роли экскурсовода. Роль экскурсовода повышается на всех пяти стадиях становления экскурсии.
На первой стадии (схема 1.4.) руководитель экскурсионного мероприятия – это лектор, который, раскрывая тему, рассказывает о событиях и лишь в незначительной мере привлекает зрительный ряд, но на этой стадии зрительного ряда может вообще не быть.
На второй стадии (схема 1.5) руководитель экскурсии продолжает выступать в роли лектора. В то же время выдвинутые в рассказе положения он подтверждает зрительными доводами и, частично пользуясь методикой рассказа, несколько усиливает наглядность экскурсии.
На третьей стадии (схема 1.6.) руководитель экскурсии – все еще лектор. Однако в рассказе он более активно использует методические приемы. В ряде случаев словесные аргументы заменяются демонстрацией зрительного ряда, начиная влиять на аудиторию двумя видами доказательств – словесными и зрительными. Здесь впервые руководитель экскурсии начинает выступать в роли демонстратора объектов, хотя рассказ по-прежнему занимает ведущее место.