Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:33, контрольная работа
Целью исследования являлся анализ состояния и разработка предложений по улучшению развития гостиничного бизнеса в УрФО.
Задачи работы:
1) Показать гостиничный бизнес как отрасль экономики и раскрыть его особенности организации и значение;
2) Рассмотреть состояние гостиничного хозяйства в УрФО, провести анализ состояния гостиничной отрасли, анализ развития гостиничного бизнеса в УрФО и дать предложения по его улучшению и развитию.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы гостиничного бизнеса как отрасли экономики…………………………………………………………………….....5
1.1. Гостиничный бизнес как отрасль экономики……………………….……5
1.2 Эволюционные особенности и история развития гостиничного хозяйства………………………………………………………………………...6
Глава 2: Анализ развития гостиничного хозяйства в России и в УрФО……11
2.1. Анализ развития гостиничного хозяйства в России……………………..11
2.2. Особенности организации и значение гостиничного бизнеса в УрФО...16
2.3. Современные тенденции развития индустрии гостиничного бизнеса в УрФО…………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………...………………………………………30
Список использованных источников и литературы………………………….34
Насыщенность местного отельного рынка не превышает 3-4 мест на тысячу жителей при общероссийской в 14-18 мест. Однако загрузка отелей с мировым уровнем услуг далека от полной: рынок перенасыщен в высоком ценовом сегменте и совершенно неразвит в сегменте «эконом». Стимулом его роста может стать приход европейских сетевиков.
Важнейший фактор туристической и
деловой привлекательности
Первая группа.
Самая обширная категория челябинских гостиниц состоит преимущественно из отелей «советской» эпохи и занимает примерно пятьдесят процентов всего гостиничного рынка. Большинство из представленных в категории гостиниц не были реконструированы, и львиная доля их номерного фонда выбивается из минимальных европейских представлений о сервисе, оправдывая свою отнесенность к «эконом-классу» лишь низкой стоимостью номеров. Флагманом этого сегмента является частично модернизированный «Малахит», следом за ним идут гостиницы «Южный Урал», «Сфера», «Омская», «Центральная», «Космос» и ряд других. Этот класс гостиниц ориентирован преимущественно на туристические группы, студентов, спортсменов, командированных специалистов и отличается очень демократичными ценами. Хотя некоторые из этих отелей имеют и достаточно комфортабельные люксовые номера. Например, стоимость номера в гостинице «Малахит», одной из самых дорогих в сегменте, варьируется от 900 до 3300 рублей, а в одном из самых дешевых отелей «Космос» - от 400 до 2800 рублей. Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/
Вторая группа.
Вторая категория челябинских
гостиниц включает в себя «свежепостроенные»
новые отели и отели, полностью
реконструированные из советских. Это
именно тот сегмент, который способен
предоставить клиенту высокий уровень
сервиса и обширные дополнительные
услуги. Он объединяет в себе не только
отели бизнес-класса, такие как «Славянка»,
«Меридиан», «Виктория», «Персона», «Парк-отель
Виктория», «Парк-City», но и по-настоящему
европейский эконом-класс. Правда, гостиниц
эконом-класса в этой группе очень немного,
что отражает ситуацию на челябинском
рынке. Так, к ним можно отнести отели «Челябинск»,
«Северокрымская», «Мираж» и «Алмаз»,
«Планета» и некоторые номера отелей бизнес-класса.
Стоимость номеров в гостиницах бизнес-класса
варьируется от 2500 до 5800 рублей, но может
достигать и 15300 рублей за VIP-номер. Более
привлекательны цены в сегменте эконом:
от 600 до 4200 рублей в сутки. Основными потребителями
гостиничных услуг отелей этой группы
являются бизнесмены, звезды шоу-бизнеса,
менеджеры высшего и среднего звена, иностранные
туристы, молодежь. Сегмент занимает около
тридцати процентов рынка. Деловой аналитический
журнал http://www.businessman.su/
Третья группа.
К третьей категории относятся
небольшие гостиницы в составе
различных оздоровительных центров,
бизнесдомов, комплексов развлечений
и отдыха, такие как «Мини-Отель», «Галактика
развлечений», «Сапфир». Средняя стоимость
их номеров варьируется от 2500 до 6000 рублей.
Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/
Четвертая группа.
К четвертой группе мы отнесли крупные
загородные гостиницы VIP-сегмента, такие
как «Березка» и «Heliopark Смолино».
Стоимость их номеров может доходить
до 20000 рублей в сутки. Вместе с гостиницами
третьей группы они занимают
еще около десяти процентов рынка гостиничных
услуг Челябинска. Безусловно, эти отели
работают в высоком ценовом сегменте и
верхней части среднего и предоставляют
услуги, рассчитанные на соответствующую
целевую аудиторию. Деловой аналитический
журнал http://www.businessman.su/
Пятая группа.
Включает гостиницы различных ведомств и так же как и третья категория, занимает порядка десяти процентов гостиничного рынка. К ним относятся: гостиница ЖКХ трест №42, гостиница УВД, гостиница «Мечел» и некоторые другие. Эти гостиницы занимают очень слабые позиции на рынке в силу того, что нацелены по большей части на удовлетворение внутренних потребностей предприятий и ведомств, на чьем балансе находятся.
По признанию аналитиков, гостиничный рынок Челябинска сегодня крайне не насыщен и находится в самом начале своего пути. Однако в его рамках сложилась несколько аномальная ситуация. При ощутимой неудовлетворенности спроса, многие отели испытывают крайне малую загрузку номерного фонда. Дело в том, что основное предложение челябинских гостиничных услуг, соответствующих мировым стандартам, сконцентрировано в высоком ценовом сегменте и верхнем секторе среднего. При этом самые востребованные в Челябинске гостиницы относятся к эконом-классу и нижнему сектору среднего ценового сегмента, но их катастрофически не хватает. Заполняемость таких отелей нередко доходит до 85-90 процентов, а в разгар сезона - март, апрель, май, сентябрь, октябрь и ноябрь, - до 100%. Как считают эксперты, для изменения этой ситуации, количество номеров эконом-класса на рынке должно заметно превышать количество номеров бизнес-класса и класса люкс.
В последние несколько лет
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры функционируют 107 коллективных средств размещения (КСР), в том числе 92 общего назначения (гостиницы и аналогичные средства размещения) и 15 специального назначения (санатории и базы отдыха). Количество мест в гостиницах населенных пунктов Югры превышает 6000.
По количеству гостиниц и аналогичных средств размещения ХМАО занимает лидирующее положение не только в УрФО, но и в России. При этом динамичнее всего в последние годы развивалось гостиничное хозяйство Ханты-Мансийска, на долю которого приходится около четверти всего количества мест в средствах размещения общего назначения.
С 2003г. начался рост количества туристов и загрузки гостиниц. Количество гостей автономного округа в 2003 году, достигло 455,2 тыс. человек. Большинство граждан прибывали с деловыми и профессиональными целями.
Среди городов по числу прибытий лидирует Нижневартовск (160 тыс. человек), где этот показатель по сравнению с 2001 г. увеличился в 3,5 раза. На втором месте Ханты-Мансийск (77,4 тыс. человек), на третьем - Сургут (44 тыс. человек).
По данным анализа за 2008 год, проведенного
специалистами окружного
В итоге средний показатель загрузки средств размещения автономного округа составил 47,38 %. Высокий по общероссийским меркам уровень загрузки в окружном комитете по туризму объясняют большим количеством проводимых мероприятий (соревнования, совещания, семинары, форумы, выставки). В 2007 году доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и других платежей составили более 1,4 млрд. рублей.
Средние цены размещения в гостиницах округа таковы. Место в трехместном номере стоит 600-800 рублей, в двухместном номере от 900 до 1.200 рублей.
Одноместный номер стоит 1200-2000 рублей, полулюкс и люкс - от 3.500 рублей.
Как и в других регионах, в Югре высок спрос на дешевые гостиницы. Уровень загрузки СР эконом -класса по округу превышает 50 %. В то же время уровень загрузки отелей класса 4* в среднем составляет 40 %.
Гостиницы Югры отличаются относительно
высоким по сравнению с другими
регионами уровнем
Показатель среднегодовой
«50 % загрузки - это высокий уровень
(норма для самоокупаемости
Ямало-Ненецкий автономный округ. В столице автономного округа Салехарде в настоящее время работает восемь гостиниц. Гостиничный комплекс ГУ «Ямальский» (28 номеров, 37 мест) имеет категорию 4*. «Арктика» (53 номера, 81 место) -3 *, гостиница «Ямал» (59 номеров, 90 мест) относится к классу «двухзвездочников». Туризм в цифрах, 2010: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2011 г.
Остальные гостиницы - «Полярный круг», «Обь» (работающая при аэропорте), «Солнечная», «Сибирь» - относятся к эконом классу и предлагают более, чем скромный уровень сервиса. К примеру, в «Сибири» (17 номеров, 32 места), действующей фактически как общежитие, - общие душевые места и туалет. Приличным по местным меркам уровнем сервиса отличается гостиница в г. Лабытнанги (65 номеров на 112 мест).
В районных городах автономного округа действуют в основном ведомственные гостиницы. Муниципальных отелей практически нет.
В автономном округе ощущается острая нехватка в коллективных местах размещения. Из-за провидения в округе очень много мероприятий, в том числе международного уровня. Потребность в гостиницах огромная, часто возникают проблемы с размещением гостей.
В то же время новых отелей в ЯНАО не строится. В 2006г. не было сдано ни одной гостиницы, не запланировано их появление и в 2007г. Единственным подспорьем в приеме приезжающих являются частные дома, сдаваемые под гостиницы.
Недостаток коллективных средств размещения ведет к высоким ценам в гостиницах. К примеру, в «Арктике» люкс стоит 10 тыс. руб., одноместный номер - 4.600 руб. Люкс в «Оби» обойдется в 3.895 руб., одноместный люкс в «Полярном круге» - в 2.640 руб. Туризм в цифрах, 2010: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2011 г.
В ближайшем будущем в Салехарде намерены строить новую муниципальную гостиницу, под нее уже отведен земельный участок.
Подводя итог, можно с уверенностью констатировать, что рынок гостиничных услуг УрФО еще далек от насыщения и продолжает формироваться. В то же время уже сегодня загрузка гостиниц практически во всех регионах федерального округа превышает общероссийскую, составляющую порядка 40 %. По мнению экспертов, развитию гостиничного бизнеса должны сопутствовать такие факторы, как развитие инфраструктуры, предприятий общепита, рост розничной торговли и банковских учреждений, а также разработка туристических маршрутов
Курган традиционно
Всего в городе, по данным администрации Кургана, в настоящее время работает 20 гостиниц, включая ведомственные и частные. Количество мест во всех гостиницах вместе взятых не превышает 500.
Наиболее известны существующая еще с советских времен «Москва» (174 номера, 232 места), «Славянская» (23 номера, 25 мест) и «Дворянская» (11 номеров, 16 мест).
В среднем цена размещения в столице Зауралья варьируется от 500 руб. до 3500 руб.
2.3. Современные тенденции развития индустрии гостиничного бизнеса в УрФО.
Многие известные гостиничные операторы за последние полтора года объявили о своем выходе в регионы. Урал захлестнул настоящий гостиничный бум. Эксперты рынка полагают, что развитие туристического потенциала и приток иностранных туристов приведет к строительству гостиниц во всех городах этого региона.
Рынок гостиничных услуг Уральского
федерального округа, как и России
в целом, пока еще окончательно не
сформирован. Положительная динамика
социально-экономического развития УрФО
вызывает интерес как российских,
так и зарубежных инвесторов, готовых
вкладывать средства, в том числе, и в гостиничную
недвижимость. Потребность в гостиницах
растет, рынок далеко не насыщен, особенно
в экономсегменте. По мнению экспертов,
развитию гостиничного бизнеса должны
сопутствовать такие факторы, как развитие
инфраструктуры, предприятий общепита,
рост розничной торговли и банковских
учреждений, а также разработка туристических
маршрутов. Журнал по туризму России http://turist.rbc.ru/
В связи с явным преобладанием в структуре гостей бизнес-туристов большинство отелей ориентируется на предоставление дополнительных услуг: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту, оздоровительные центры, прачечная, химчистка и т. д. По мнению отельеров, дополнительные услуги в существенной степени повышают доходность гостиничного бизнеса. Сервис такого рода предлагают гостиницы среднего и выше среднего сегментов, в том числе мини-отели вместимостью до 50 номеров, которых в последние годы становится все больше.