Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 20:25, курсовая работа
Все вышесказанное определило актуальность темы данной дипломной работы. Ее цель – проанализировать современный туристский рынок. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
рассмотреть туристический рынок РФ;
выявить проблемы и перспективы его развития;
предложить меры по повышению эффективности использования туристского потенциала в РФ.
К специальным принципам международного туризма можно отнести такие, как:
- свобода передвижения и
- свобода передвижения и
- уважение государственного
1.2. Структура туристского
рынка РФ (по субъектам, по объектам,
по
географическому положению)
Рынок туризма
можно определить как общественно-экономическое
явление, объединяющее спрос и предложение
для обеспечения купли-продажи туристского
продукта в данное время и в определенном
месте.
При характеристике туристского рынка
необходимо учитывать ряд моментов:
- основным предметом купли-продажи являются услуги;
- кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;
- спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
- туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские ресурсы);
высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность.
В целом, с точки зрения экономической и управленческой точек зрения, туристский рынок можно представить в виде двух относительно самостоятельных, с точки зрения маркетингового анализа, областей: рынка предложений и рынка спроса (рис. 1).
Рис. 1. Структура туристского рынка
В реальной практике оба рынка тесно связаны между собой, взаимодействуя в резонансном режиме, порождая, стимулируя и определяя содержание и структуру, с одной стороны туристской индустрии, с другой – потребительского спроса.
В связи с этим, как и всякий другой рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим в маркетинге туризма существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Наиболее важными типами туристского рынка являются:
1. С точки
зрения пространственных
- пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков и в выходные дни);
- внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);
- внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны);
- международного туризма (поездки за пределы страны)
2. С точки
зрения особенностей и
- целевой,
то есть рынок, на котором фирма
реализует или собирается
- бесплодный, то есть рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
- дополнительный,
то есть рынок, где реализуется
основная часть услуг
- дополнительный,
то есть рынок на котором
обеспечивается продажа
- растущий, то есть рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
- прослоечный,
то есть рынок, на котором коммерческие
операции нестабильны, но имеются
перспективы превращения в
Туристский рынок имеет также различную качественную структуру (рис. 2).
Рис. 2. Качественная структура рынка
Потенциальный рынок составляет 10% жителей (страны, региона, области и т.п.). В его состав входят покупатели, которые проявляют интерес к приобретению товара. Между тем, одного лишь желания мало. Необходимо располагать средствами для покупки. В завершение, нуждающиеся в товаре и платежеспособные покупатели должны иметь доступ к услугам, способным удовлетворить их потребности. Если все эти условия соблюдаются, то есть основание говорить о так называемом действительном рынке.
Его следует уменьшить на количество покупателей, которые по тем или иным причинам (законодательные ограничения, здоровье и т.д.) не реализуют свою заинтересованность на квалифицированном рынке. Последний составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно обслуживает 10% покупателей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых товаров, в том числе конкурирующих фирм.
Освоенный рынок образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия. В данном случае они составляют лишь 5% потенциального рынка и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Будучи неудовлетворенной размерами продаж фирма рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка и прежде всего за счет обслуживаемой его части.
Помимо этого, дополнительно к приведенным признакам классификации рынков можно добавить еще ряд рынков, которые являются характерными только для туристской деятельности и более конкретны (таблица 1).
Таблица 1
Классификация рынков по видам и формам туризма
Признак |
Классификационные группировки |
Цель путешествия |
Рынок рекреационного туризма Рынок делового туризма Рынок научного туризма |
Использование транспортных средств |
Рынок автомобильного туризма Рынок железнодорожного туризма Рынок авиационного туризма Рынок водного туризма |
Вид путешествия |
Рынок индивидуального туризма Рынок группового туризма |
В целом, исследование рынка по любому из признаков осуществляется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров для данного момента времени и получение прогнозных значений. В первую очередь оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), а затем определяется емкость рынка.
Протяженность территории, большое количество районов с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в России активного туризма: пешеходного, лыжного, водного, велосипедного, горного, конного, авто- и мототуризма и спелеотуризма. В последние несколько лет развитие активного туризма в России силами туристических фирм приобретает все более заметный характер. Работа инструкторов, постоянно отслеживающих ситуацию на маршрутах и обеспечивающих во время проведения туров безопасность, в том числе и благодаря взаимодействию и обмену информацией с подразделениями МЧС, наличие у турфирм специального снаряжения, оборудования и средств связи, позволяют приобщиться к активному туризму людям, не обладающим специальными знаниями и достаточным опытом для организации самостоятельных путешествий. Для коммерческих походов постоянное нахождение гидов на маршруте является обязательным. Они в большинстве случаев не только показывают путь, выдают снаряжение, но и готовят на костре пищу и обустраивают лагерь.
Лыжный туризм в России является одним из наиболее массовых видов активного туризма, поскольку большая часть страны находится под снежным покровом несколько месяцев в году. Интерес к лыжному туризму в России за последние годы практически не изменился. Лыжный туризм в России по-прежнему популярен, тем более, что сегодня лыжные туры, организуемые туристическими фирмами, могут проходить с максимальным комфортом: в сопровождении одного-двух снегоходов, которые прокладывают лыжню, перевозят багаж и снаряжение, в частности большую теплую палатку с печкой.
Динамично развивается в России водный туризм - организация путешествий на парусных и гребных судах по рекам, озерам, морям и водохранилищам. Все большую популярность на территории страны набирает рафтинг - сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах - рафтах, которые обладают большой плавучестью, надежны, устойчивы на воде и удобны для размещения группы туристов. С появлением этого вида судна сплав по бурным рекам перестал быть привилегией туристов-водников, на протяжении многих лет традиционно осуществлявших рискованные самодеятельные походы на байдарках и плотах. Основными центрами проведения рафтинг-туров являются Алтай, Карелия и Кавказ. Существуют интересные маршруты по рекам Кольского полуострова, Якутии, Восточной Сибири, Дальнего Востока, программа которых позволяет не только поработать веслами, но и познакомиться с красотой диких и заповедных районов нашей страны. Растущая популярность сплавов по бурной воде вызвала в России появление туров для каякеров. Основное преимущество туристических поездок перед выездами, организуемыми клубами – возможность принять участие всем желающим при отсутствии необходимости перевозки громоздкого снаряжения, а главное лодок. Уверенно специальными программами каякинга может похвастаться Карелия, причем сразу в двух категориях: для новичков и для экстремалов.
Один из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма - велотуризм - путешествия на велосипедах по равнинной и пересеченной местности, горным тропам на дорожных, спортивных и горных велосипедах - привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и познавательными экскурсиями и возможностью полноценного отдыха на природе. У велотуризма в России огромное будущее, чему в последнее время в немалой степени способствует популярность велосипеда как экономичного, довольно быстрого средства передвижения, возможность его практически повсеместного использования, востребованность этого дружественного природе транспорта при проведении модных в настоящее время экологических туров. Для велотуристов налажены маршруты в Центральной России и в Поволжье, на Урале (преимущественно Южном), в предгорьях Кавказа, в Байкальском регионе.
В России постепенно набирают популярность и другие виды туризма с активными способами передвижения – джип-туры и сафари на снегоходах и квадроциклах. Отдых в движении имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых - путешествие небольшой компанией на значительные расстояния, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж. При организации джип-туров атмосфера странствий и приключений и даже азарт являются неотъемлемыми атрибутами путешествия независимо оттого, основан ли джип-тур на созерцании красивых видов, или это трофи-рейд, включающий строительство переправ через реки и вытягивание машин из грязи. Активно джипинг развивается в Краснодарском крае, в Карелии, налажены джип-туры в Центральной России, на Алтае и Байкале.
Потенциал развития сафари на снегоходах в России огромен. В северных регионах России снежные сафари могли бы серьезно разнообразить традиционные программы отдыха и привлечь значительное количество российских и иностранных туристов. В настоящее время наибольшее количество путешествий на снегоходах проводится на северо-западе России, разработан ряд маршрутов в Центральной России и Сибири.
Активный туризм в России может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии страны дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения.
1.3. История развития
Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим
спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного
характера, отдых в Турции, Италии, Греции,
ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм,
образовательный и деловой туры, горнолыжный
туризм, лечение и оздоровление, морские
круизы.
Выездной характер российского туризма
был обусловлен следующими причинами: