Состояние туристического рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Все вышесказанное определило актуальность темы данной дипломной работы. Ее цель – проанализировать современный туристский рынок. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
рассмотреть туристический рынок РФ;
выявить проблемы и перспективы его развития;
предложить меры по повышению эффективности использования туристского потенциала в РФ.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 200.95 Кб (Скачать файл)

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

  • нестабильность внутренней политики;
  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
  • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
  • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
  • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
  • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
  • отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

В марте 2006 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка туристических услуг. По оценкам специалистов агентства, можно выделить несколько основных тенденций, характеризующих современное состояние туристического рынка России. Во-первых, все более и более отчетливо проявляется тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, увеличились темпы роста турагентских сетей.

На каждом направлении выделились 3-5 компаний, контролирующих более 50% рынка. Активизировался процесс объединения небольших компаний, рассчитывающих упрочить свои позиции и обеспечить больший спектр предложений. По оценкам экспертов, с учетом низкой капитализации туристического бизнеса это один из наиболее приемлемых вариантов. В будущем все более заметной будет становиться консолидация региональных и московских компаний, прежде всего за счет пакетных предложений. Региональная сеть обеспечивает изрядную долю в объемах продаж столичных операторов. Стремление охватить региональные рынки также свидетельствует, что многие крупные компании из московских становятся российскими или международными.

Согласно прогнозам DISCOVERY Research Group, рентабельность туристического бизнеса повысится примерно через пять лет. Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка: выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления. Турбизнесмены заявляют, что в ближайшие год-два цены на туры за рубеж окончательно стабилизируются. Туры со скидкой можно купить лишь на одном-двух направлениях. Снижение интереса к дешевым турам сами турбизнесмены объясняют ростом спроса на качественные туристические услуги. Усложнение туристских потребностей приводит к дальнейшей диверсификации туризма. В настоящее время в структуре потребительских расходов российского населения статья “Отдых и путешествия” занимает одно из последних мест. Отдыхом жертвуют всякий раз, как только возникают финансовые затруднения. В целом невысокий уровень жизни населения, высокие цены на транспорт ориентирует на низкозатратный отдых, не требующий дополнительных средств на переезды, дорогую инфраструктуру крупных туристических центров. По мнению экспертов, Россия сможет по-настоящему выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма. В настоящий момент сохраняется тенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, является устоявшийся в мире образ России как страны, неблагоприятной для туризма, действующий порядок выдачи российских виз, неразвитая туристическая инфраструктура (в первую очередь, малое количество мест в отелях), отсутствие благоприятных условий для инвестиций, недостаточная государственная реклама туристических возможностей страны и невысокое качество обслуживания туристов.

 

1.4. Основные сегменты индустрии  туризма в РФ  
Индустрия транспорта

Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги.

Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок.

Рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привело к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству. 
Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами.

Авиаперевозки

В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки.

Президент РФ 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения - Российского авиационного консорциума. Основная цель создания Консорциума - формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства.

В настоящее время состояние на рынке внутренних перевозок можно оценить следующим образом: авиакомпания «Аэрофлот» пока значительно уступает другим компаниям на внутреннем рынке. В 2008 г. его услугами воспользовались всего 129 тыс. пассажиров (что составляет 2 % общего объема перевозок компании), основную же часть перевозок по стране осуществляют «Внуковские авиалинии», «Пулково» и «Трансаэро». По данным ФАС, настоящую экспансию проводят на российском рынке авиакомпании «Lufthansa», «British Airways», «Finn-air», вывозя пассажиров не только из Москвы, но и из крупнейших региональных центров.

Железнодорожные перевозки

Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. 
Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). 
Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением:

1) Октябрьская (управление в Санкт-Петербурге);

2) Северная (Ярославль);

3) Горьковская (Н. Новгород);

4) Московская (Москва);

5) Куйбышевская (Самара);

6) Приволжская (Саратов);

7) Юго-Восточная (Воронеж);

8) Северо-Кавказская (Ростов-на-Дону);

9) Уральская (Екатеринбург);

10) Южно-Уральская (Челябинск);

11) Красноярская (Красноярск);

12) Восточно-Сибирская (Иркутск);

13) Забайкальская (Чита);

14) Дальневосточная (Хабаровск);

15) Байкало-Амурская (Тында);

16) Западно-Сибирская (Новосибирск);

17) Кемеровская (Кемерово).

Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Снижению туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин:

- значительное уменьшение числа  предоставляемых туристских поездов  со стороны Министерства путей  сообщения;

- низкое качество обслуживания  туристов в пути следования;

- высокие тарифы и пр.

Автобусные и автомобильные перевозки

Сокращение доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции:

1) самостоятельный вид путешествий  и экскурсий;

2) вспомогательный (трансферный) транспорт. Лидерство автомобильного транспорта  подтверждается данными Госкомстата  РФ за 1998 г. (рис. 1.4).

 
Рис. 1.4. Диаграмма прибытий по видам транспорта в 2008 г.

Наиболее популярными маршрутами являются: Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж - Москва; Москва - Стамбул - Москва; Москва - Лондон - Москва; Москва - Рим - Москва; Калининград - Берлин - Калининград и др. Наиболее популярный маршрут автобусных туров по России - города «Золотого кольца России».

Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на российском туристском рынке - это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.

Водные перевозки

Сегодня на российском рынке работают всего лишь несколько фирм, предлагающих круизный отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Нептун», которые продают круизы западных компаний, и «При-мэкспресс» - единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного производства в течение всего года.

На сегодняшний день большое количество россиян предпочитают российские круизные компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами, предлагаемыми западными круизными компаниями. Также огромное значение имеет привычная для российского путешественника языковая среда.

Около 80 % всех используемых на данное время пассажирских судов СНГ принадлежит Черноморскому морскому пароходству. За последние 15 лет состав круизных теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира.

Плохое техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие сложившегося спроса на круизы тормозят развитие в России круизного бизнеса.

Туроператорская и турагентская деятельность

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, называются туристско-экскурсионными организациями.

В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты.

Туроператор - туристское предприятие (организация), которое занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам; продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.

Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Схема работы туроператора представлена на рис. 1.5. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.

В первом случае, когда туроператор формирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.

Во втором случае, когда туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это возможно в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристского продукта, чем это необходимо для формирования туристского пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам людям, желающим формировать свой индивидуальный пакет. За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:

Информация о работе Состояние туристического рынка в РФ