Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:56, лекция
Спортивный туризм — это спортивные путешествия в естественной природной среде, связанные с преодолением различных препятствий в дикой природе по определенному маршруту: для горного туризма — перевалы и вершины; для водного туризма — речные пороги, каньоны и т.д.
В отличие от обычного путешествия, преодолеваемые естественные препятствия спортивного туризма классифицируются по категориям сложности. Например, восхождение на конкретную горную вершину оценивается не как перемещение из пункта А в пункт Б, а как преодоление маршрута определенной категории сложности.
Подбахильники шьются из грубого сукна, например старого пальто или шинели, по форме и размерам ботинка. Как показывает опыт, они хорошо предохраняют ноги от замерзания даже в очень сильные морозы.
Во что и как одеваться? Костюм для прогулки и похода выходного дня похож на одежду спортсмена-лыжника и состоит из шапочки, наушников, рубашки и брюк (или комбинезона), гетр. Желательно, чтобы верхняя одежда была из плотного эластичного материала, к которому не пристает снег. Она не должна быть обуженной: в очень плотно облегающей одежде, без воздушной прослойки, даже при кратковременной остановке можно легко переохладиться. Лучше всего одеваться по принципу капустного вилка: всегда можно что-то быстро снять или надеть. Вниз всем, в том числе и женщинам, рекомендуется надевать мужское, желательно шерстяное белье. Если запланирована темповая прогулка в средний мороз (-5-10°) и безветренную погоду, то следует одеться полегче. При сильном морозе (-15° и ниже) необходимо надеть теплый свитер и трико. Нужно иметь также ветрозащитный костюм, например куртку и брюки из болоньи.
Куртка «анорак» шьется из плотного полотна или капрона (к нему не пристает даже мокрый снег). Не рекомендуется стягивать низ рукава тугой резинкой, которая может нарушить кровообращение и привести к кольцевому обморожению запястья. Шерстяные манжеты тоже не очень практичны: они растягиваются и не предохраняют полностью от задувания ветра и попадания снега внутрь. Лучше связать из шерсти удлиненную манжету с прорезью для большого пальца.
Лыжные брюки могут быть короткими или длинными, но не слишком свободными; просторные брюки при движении по лесу будут цепляться за кусты и ветки.
Свитеры (один теплый, другой легкий) желательно иметь только шерстяные, с высокой горловиной и рукавами, закрывающими кисти рук. Длина свитеров должна быть такой, чтобы, заправленные в брюки, они закрывали ягодицы (ныне вместо шерстяных свитеров применяются флисовые и поларовые куртки - прим. оцифровщика).
Рукавицы. Каждый участник лыжной прогулки, рассчитывая на самую плохую погоду, должен иметь шерстяные (в современной практике - поларовые или флисовые - прим. оцифровщика) и меховые рукавицы и две пары рукавиц из плотного полотна (капрона). Верхние рукавицы не следует пришивать к шерстяным (меховым): при намокании их можно быстро заменить и высушить по отдельности.
Чтобы снятые рукавицы случайно не упали в снег или не скатились по склону, их можно скрепить тесьмой, пропущенной через рукава куртки и перекинутой через шею. Чаще всего такой способ применяют для детей. Некоторые пришивают к рукавице короткую матерчатую (или из резинки) петлю, а к куртке - большую пуговицу или деревянный клевант.
Кроме традиционно используемых шапочек (или подшлемников) можно связать специальную шапочку, которая бы прикрывала лоб до переносицы, щеки и подбородок. Ее желательно утеплить байковым подкладом. В безветренную погоду уши шапочки поднимаются.
Носки должны облегать ногу без складок и в то же время не стеснять движений пальцев. Для этого каждая последующая пара вяжется (подбирается) несколько больше предыдущей, а наружная, кроме того, - из более толстой, грубой и прочной нитки. Чтобы предохранить пятку, ступню и переднюю часть носка от протирания, при вязке одновременно с шерстяной ниткой необходимо вплетать капроновую. Если вам достались носки, связанные без учета этих пожеланий, пятку, ступню и носок можно обшить полушерстяным ватином или капроновой тканью.
Носки обычно советуют надевать в такой последовательности: сначала хлопчатобумажные, затем шерстяные и на них - капроновые. Считается, что простые носки хорошо впитывают влагу и предохраняют Ногу от натирания шерстью. Некоторые полагают, что носок из негрубой шерсти не только не натирает ноги, но лучше сохраняет тепло и, свободно пропуская испарения, меньше увлажняется. По нашему мнению, каждый должен решать этот вопрос исходя из индивидуальных привычек и собственного опыта. Главное, чтобы нога не мерзла и сильно не потела.
Установка креплений на деревянные лыжи. Вначале способом равновесия найти середину лыжи и, отступив от нее к запятнику на 15-20 мм, наметить линию передней грани скобы крепления. Скоба на лыже устанавливается так, чтобы внешняя щечка выступала в сторону больше, чем внутренняя, а продольные оси лыжи и ботинка, вставленного в крепление, совпадали (ось ботинка - это линия, проходящая между большим и вторым пальцем ноги и крайней задней точкой контура каблука). Лыжи с правильно установленными креплениями при движении «не рыскают», а носок несколько перевешивает запятник.
Отверстия под шурупы следует рассверлить сверлом на 1-1,5 мм тоньше, чем шуруп. Перед ввертыванием шуруп желательно смазать машинным маслом (вазелином) или натереть мылом - тогда он легко ввинчивается и не делает трещинок в лыже.
На грузовую площадку под ботинком необходимо набить резиновую, а лучше полиэтиленовую или жестяную пластинку: к ним совершенно не пристает снег, и под подошвой не образуется снежный каблук. Некоторые туристы предлагают покрывать площадку под ботинком несколькими слоями эпоксидной смолы или паркетного лака.
Просмолка лыж. Вначале скользящую поверхность деревянных лыж необходимо прошкурить наждачной бумагой или очень аккуратно обработать металлической циклей. Затем лыжи, положенные горизонтально или поставленные наклонно к стене носками вверх, прогреваются паяльной лампой или газовой горелкой, тампоном наносится смола, которая разогревается нагревательным прибором. Не следует доводить смолу до бурного пузырения и вспыхивания, с почернением скользящей поверхности лыжи, что может нарушить прочность склейки слоев. Затем смоле надо дать впитаться, а лыжам остыть, после чего повторить эту процедуру несколько раз, до тех пор, пока смола не перестанет впитываться. Правильно просмоленная лыжа приобретает густую коричневую окраску, не намокает, становится более крепкой и хорошо удерживает мази.
Лыжи, на которых вы уже катались или приобрели летом, можно обработать многократной пропиткой смолой с длительным прогревом на солнце. При отсутствии смолы можно воспользоваться жидкой желтой лыжной мазью ВИСТИ.
После просмолки лыжи плотно связывают по концам, а между ними посередине вставляют распорку длиной не менее 10 см, предохраняющую от искривления.
Итак, все снаряжение и имущество подготовлено. Завтра вы встанете на лыжи. С вечера еще раз пропитайте ботинки водоотталкивающим составом или густо смажьте кремом, выстирайте и просушите носки.
Для транспортировки в автобусах (поездах) лыжи, сложенные скользящими поверхностями друг к другу, связываются вместе с палками - штырьками под носки, а рукоятками к запятникам. На лыжи надевается специальный чехол или бахила. Надевать кольца палок на носки лыж не желательно: выступающими штырьками, даже прикрытыми чехлом, можно случайно поранить соседей. Привязывать палки рукоятками вверх и штырьками вниз можно, хотя такое крепление менее аккуратно и не исключает опасности травмирования соседей.
Чтобы избежать досадных недоразумений и получить от лыжной прогулки максимум удовольствия и пользы, тщательно спланируйте поход: наметьте маршрут и прикиньте время его прохождения. При этом постарайтесь избежать переоценки своих скоростных возможностей. На первый раз стоит ограничить себя 3-4 ч, т. е. протяженностью около 15-17 км. Для прогулки выберите живописную и разнообразную местность, но без крутых горок и затяжных подъемов, следя за тем, чтобы маршрут не пересекал шоссе с интенсивным движением и железные дороги.
Темп движения соизмеряйте с возможностями наименее подготовленных участков. Чаще всего ими оказываются дети. Сажать маленьких «на закорки», конечно, можно, однако лучше их к этому не приучать, а поступать так: сбавить темп, подождать отставшего ребенка или взять его на буксир.
Для буксировки нужно также заранее подготовиться: из капроновой ленты и двух резиновых жгутов от эспандера сделать замкнутый потяг, в 60-70 см от заднего конца которого прикрепить карабинчики. В носках лыж малыша проделать отверстия и вставить в них небольшие металлические колечки или привязать петли из шнурка. Устойчивое положение ребенка достигается тем, что он, откинувшись несколько назад, держится руками за короткую петлю потяга. Резиновые вставки предохраняют ребенка от резких рывков и уменьшают вероятность падения.
Лидер группы или тот, кто лучше других владеет лыжной техникой, показывает правильное выполнение приемов катания на лыжах. Начать предпочтительнее с освоения самого распространенного, несложного и менее энергоемкого попеременного хода, при котором отталкивание производится одновременным усилием ноги и противоположной руки. О степени усвоения приема свидетельствует увеличение расстояния скольжения на одной лыже. У горки средней крутизны с ровными скатами и пологим выкатом нужно обязательно сделать остановку и покататься, показав вначале приемы правильного падения. Это очень важно, ведь падение - самый верный способ остановки при всякого рода непредвиденных обстоятельствах, а также надежное средство избежать травм и поломки лыж. Обидно, если с воскресной прогулки кто-то возвратится с обморожением ноги, руки или лица. Основная причина обморожения ног - тесные ботинки, когда пальцы ног оказываются настолько стесненными, что нарушается кровообращение. Замерзшие ноги и руки можно отогреть энергичными «взмахами. Если это не помогает, то надо интенсивно растереть их до полного восстановления чувствительности. Руки можно быстро отогреть, засунув под свитер. При движении по открытой местности в ветреную погоду нужно как можно чаще осматривать друг друга. Побелевшие участки лица растирают мягкой шерстяной варежкой или рукой. Самоконтроль и откровенность - своеобразный неписаный кодекс взаимоотношений в туристской группе, помогающий избежать многих неприятностей.
Во время остановки для чаепития нужно надеть теплые куртки. Следует разъяснить новичкам, что совать замерзшие ноги в ботинках в огонь костра бесполезно: обувь испортишь, а ноги все равно не согреешь. Более того, разогретые ботинки от соприкосновения со снегом еще сильнее увлажнятся, ноги - замерзнут.
Завершив маршрут, перед посадкой в электричку (автобус) необходимо надеть сухие носки и сменную обувь, увлажненный свитер заменить другим и надеть теплую куртку. Пренебрежение этим правилом обычно оканчивается простудой.
Возвратившись домой, не забудьте привести в порядок свой инвентарь и имущество: в связанные лыжи вставьте распорку, обувь протрите, в носки ботинок натолкайте бумаги, а когда они просохнут, смажьте их жиром или кремом; одежду просушите, носки и белье выстирайте.
Лыжные туристские походы в выходные дни отличаются от оздоровительных прогулок целевой направленностью и протяженностью маршрутов. Они проводятся, как правило, туристскими секциями коллективов физкультуры предприятий, учебных заведений и учреждений, а также спортивными туристскими группами и являются важнейшим средством привлечения к систематическим занятиям лыжным туризмом широких слоев населения.
Такие походы могут быть двухдневными с ночевками в полевых условиях. В них большее внимание уделяется познавательным целям: участники походов узнают родной край, его прошлое и настоящее, попутно сдают туристские нормативы комплекса ГТО или. готовятся к многодневным спортивным путешествиям.
О предстоящих походах в выходные дни надо заблаговременно оповестить многотиражную газету и радиоузел предприятия, заранее вывесить на видном месте красочно оформленное объявление. В нем обычно указываются место и время сбора групп, маршрут, экскурсионный объект, ориентировочное время возвращения из похода.
Маршруты походов могут быть линейными (например, между двумя дорогами), полукольцевыми (начало и окончание на разных станциях одной железной дороги или автомобильной магистрали), кольцевыми (начало и окончание на одной станции). Их протяженность зависит от целей похода и физической подготовленности участников. Когда большинство группы составляют участники, имеющие опыт только лыжных прогулок, рекомендуется проходить не более 20 км в день, а по мере освоения походных навыков с загруженным рюкзаком увеличить дистанцию до 25 км. Хорошо подготовленные группы проходят до 30 и более км. Если предусматривается посещение экскурсионного объекта (музей, предприятие, памятник культуры, феномен природы и т. п.), то протяженность маршрута уменьшается с учетом времени экскурсии.
Участники смогут получить от похода наибольшее удовольствие в том случае, если руководитель заранее побывает на маршруте, подготовится к рассказу о его достопримечательностях, выберет места привалов, особенно большого, предусмотрев устройство костра и приготовление горячей пищи, а также ночлега, определит темп движения в зависимости от рельефа местности и характера снежного покрова.
На месте сбора руководитель должен напомнить участникам, что в поезд надо садиться организованно, без суеты, используя обе двери вагона; рюкзаки поставить между сиденьями, не загромождая проходы, остальные вещи положить на полки и привязать. Перед выходом поднести вещи к дверям. Железнодорожные пути переходить только по виадукам или в предназначенных для этого местах.
Особое внимание надо обратить на организацию движения и меры безопасности на маршруте. Направляющим и замыкающим ставят наиболее опытных туристов - помощников руководителя. За направляющим обычно располагаются слабые участники (если не предстоит тропление лыжни) и уже за ними - более сильные. Участники могут размещаться и по-иному: слабый- сильный, женщина - мужчина. Это особенно важно при преодолении препятствий, когда идущий сзади помогает слабому товарищу.
Направляющий обязан выдерживать заданное направление и скорость движения, выбирать наиболее безопасный и рациональный путь, время от времени оглядываясь назад и наблюдая, не слишком ли растянулась группа. Замыкающий следит за тем, чтобы никто не отстал. Если группа растянулась, он сообщает об этом направляющему. Когда кому-либо нужна кратковременная остановка (зашнуровать ботинок, завязать тесемку бахилы, подтянуть лямку рюкзака), замыкающий поджидает товарища, помогает ему и вместе с ним догоняет группу. Особенно внимательным замыкающий должен быть при движении в сумерках, в густом лесу и кустарнике, во время метели. Руководитель находится там, откуда удобней управлять группой и руководить преодолением препятствий.
При разработке маршрута необходимо исключить движение по шоссе или дорогам. Если избежать этого невозможно, то руководитель обязан разъяснить порядок следования группы в необычных условиях: на шоссе группа движется колонной по одному по левой обочине навстречу транспорту. Руководитель находится в середине или сзади, несколько правее колонны.
Прежде чем пересечь шоссе (железную дорогу), группа останавливается, снимает лыжи на обочине. Если не видно и не слышно машин или поезда, то по команде руководителя группа быстро переходит дорогу. Если шоссе (железную дорогу) необходимо пересечь вблизи поворота, то к нему направляется один из участников группы и подает сигнал о возможности перехода или о приближении машины (появившемся вдали поезде).
Умелое чередование движения и отдыха исключает перегрузки и переутомление, способствует бодрости и хорошему настроению. Первый малый привал рекомендуется назначать через 20-30 мин после начала движения. На нем туристы снимают лишнюю одежду, поправляют лыжные крепления, подтягивают плечевые ремни рюкзака и т. д. Последующие малые привалы обычно делают через 40-50 мин движения. Продолжительность таких привалов не более 10 мин. Перед привалом следует сбавить темп движения. На привале - утеплиться. Садиться на рюкзак можно, но так, чтобы не деформировать его укладку и не раздавить хрупкие предметы.