Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:56, лекция
Спортивный туризм — это спортивные путешествия в естественной природной среде, связанные с преодолением различных препятствий в дикой природе по определенному маршруту: для горного туризма — перевалы и вершины; для водного туризма — речные пороги, каньоны и т.д.
В отличие от обычного путешествия, преодолеваемые естественные препятствия спортивного туризма классифицируются по категориям сложности. Например, восхождение на конкретную горную вершину оценивается не как перемещение из пункта А в пункт Б, а как преодоление маршрута определенной категории сложности.
Группа не имеет права уходить с привала (места бивака), пока тщательно не уберет все за собой. Костер, разведенный даже на снегу, обязательно надо забросать снегом, чтобы погасли все угли.
Снаряжение для спортивных лыжных походов
Хорошо подобранное и выполненное снаряжение, полностью соответствующее сложности похода и специфике района его проведения, - основная гарантия полноценного отдыха, сохранения здоровья и обеспечения безопасности. Вот почему вопросам снаряжения необходимо всегда уделять максимум забот.
Материальное обеспечение - самый трудоемкий раздел подготовки похода. И дело не только в обилии предметов снаряжения, а в том, что после каждого путешествия пытливая туристская мысль вносит усовершенствование, казалось бы, в отработанные образцы, предлагает новые конструкции снаряжения и одежды на основе использования современных материалов и опыта.
Описанные ниже образцы снаряжения - результат обобщения опыта лыжных походов последних лет туристов Москвы, Ленинграда, Тулы, Свердловска, Красноярска Перми и особенно всесоюзных семинаров руководителей и старших инструкторов лыжного туризма. При написании главы широко использованы публикации раздела «Техническое творчество» журнала «Турист».
Групповое снаряжение:
Зимние палатки
Бескаркасные палатки
Спальные мешки
Изолирующие коврики
Печки для отопления палатки
Костровое имущество
Кухонное имущество для безлесья
Санки-волокуши и групповые нарты
Одометр
Солнечно-магнитный компас
Лавинное снаряжение
Некоторые полезные мелочи
Личное снаряжение:
Одежда
Обувь
Лыжный инвентарь
Рюкзаки
Велотуризм
Циклокроссовый велосипед — это байк, который отлично подходит для гонок по пересеченной местности. Характеристики циклокроссового байка являются чем-то средним между гибридным и шоссейным велосипедом, однако он значительно отличается и от того, и от другого. Внешний вид этого велосипеда больше напоминает шоссейный, но его «дикое» предназначение подтверждается строением рамы и более широкой резиной. Специфические особенности циклокросса обусловлены тем, что этот байк должен обеспечивать комфорт при высокой скорости езды по сложной местности. Именно поэтому у него должна быть хорошая резина, обеспечивающая полноценное сцепление с грунтом.
К особенностям циклокроссовых велосипедов можно отнести жесткую вилку, руль-барабан, колеса 622 мм, толстые внедорожные шины, специфическую геометрию рамы и кантилеверные тормоза.
Циклокросс используется некоторыми велосипедистами и в городе, однако для городских условий он не подходит. В данном случае лучше обратить внимание на другой класс байков – складные велосипеды. То есть, если есть необходимость ездить по городу, то нужен удобный компактный велосипед, с которым можно зайти, например, в общественный транспорт. А если еще и хочется гонять на выходных по лесу, то будет достаточно трудно обойтись одним байком, лучше взять циклокросс для прогулок по бездорожью и компактный складной велик для городской жизни.
Как правильно уложить велорюкзак.
Велорюкзак типа «штаны» благодаря специально разработанной форме надежно держится на багажнике. Однако чтобы он не попадал в спицы, и чтобы его не надо было прикручивать к багажнику, а достаточно было завязать один узелок, укладка должна быть произведена правильно.
Если внутренние стенки велорюкзака со стороны багажника сделаны двойными, то внутрь нужно вставить жесткие вкладыши, лучше всего разрезанный пополам коврик. Кроме того, каждая «штанина» должна быть набита полностью, тогда велорюкзак хорошо «сядет» на велосипед.
Чтобы правильно уложить велорюкзак, необходимо соблюдать три правила:
1. Обе «штанины» должны быть уравновешены, иначе во время движения рюкзак будет съезжать на одно сторону, и нарушать баланс велосипеда.
2. Для максимального снижения центра тяжести велосипеда необходимо тяжелые вещи укладывать на низ велорюкзака.
3. Жесткие предметы не рекомендуется класть у внутренних стенок рюкзака, так как они могут протереть дырки в рюкзаке и погнуть стойки багажника.
Если на велорюкзаке есть лямки для его ношения, то чтобы уберечь спину в случае пешего похода, не стоит укладывать жесткие вещи к той стороне, которая при переноске будет прилегать к спине.
Групповое снаряжение для велотуристов.
Среди современных любителей активного отдыха велотуризм приобретает все большую популярность. Впрочем, это и не удивительно, ведь многие люди, утомившись жизнью и работой в большом городе, рвутся поближе к природе, хотят насладиться всеми ее прелестями и получить массу положительных эмоций и активно отдохнуть. Велотуризм дает то, что не может дать ни пеший поход, ни автомобиль. Оптимальная для человеческого восприятия смена декораций, свобода передвижения, физическая нагрузка и многое другое делает велосипед все более востребованным транспортом во время летнего отдыха. Путешествовать, разумеется веселее и безопаснее группами. Кроме того, и снаряжение в этом случае распределяется максимально эффективно и значительно уменьшается.
Хотелось бы немного рассказать о снаряжение, которое понадобится в путешествии. Итак, основное групповое снаряжение это: туристическая палатка, костровый набор (трос и таганок), тент для велосипеда. Также понадобится набор посуды, примус, сухой спирт, оргстекло, емкость с бензином, отдельные бутылки для воды и для масла, брезентовые рукавицы, топор, спички, пила.
Не забудьте и про компас, бинокль, путеводитель, пригодятся также альпинистские карабины, ремонтный набор, инструменты, фонари и медицинская аптечка. Это, безусловно, неполный список снаряжения.
Главный атрибут туриста – палатка, она должна быть удобной, прочной, легко устанавливаться, мало весить и не пропускать воду и сильный ветер. Особой популярностью пользуются двух и трех местные палатки. Чтобы несколько облегчить груз, можно приобрести бескаркасную палатку.
Современные тенты изготавливаются из такого же материала что и палатки, обычно они пропитаны специальными противогрибковыми растворами. Для каждой палатки навешивается свой тент, хотя есть и групповые тенты, которыми можно накрыть все палатки, таким образом, образуется один большой тамбур.
Оборудование велосипеда.
К дополнительному оборудованию велосипеда для велотуризма относится велокомпьютер, фонари, багажник, щитки и некоторые другие предметы. Велокомпьютеры имеют разную функциональность и зависящую от этого стоимость. Простые велокомпьютеры оборудованы только тремя датчиками, которые показывают скорость, пройденное расстояние и время в пути. В более сложных моделях добавлены датчики максимальной и средней скорости за учетное время, общий пройденный километраж, часы и др.
Данные на велокомпьютер поступают от электромагнитных импульсных датчиков, которые устанавливаются на вилки, кареточные шатуны и на теле велосипедиста. А некоторые велокомпьютеры получают сигналы от датчиков посредством радиоволн.
Качественное светооборудование велосипеда (передний и задний фонари) должны иметь удобный крепеж и легкую конструкцию. Современное галогеновое и микрогалогеновое оборудование оснащено малогабаритными батарейками и высокоемкими аккумуляторами. В колбе фары содержится специальный газ, увеличивающий светоотдачу.
Багажники в комплектации велосипеда имеют легкую конструкцию и предназначены для легких грузов. На велосипедах для велотуризма багажники имеют крепкую трубчатую конструкцию. Их приобретают и устанавливают дополнительно.
Горный велосипед маунтинбайк
Так называемый «Маунтинбайк» (МТБ) нацелен на езду по бездорожью преимущественно в горах. Камни, песок, снег и грязь для него не проблема.
Создание такой техники, ввиду специфичности «прокатных» условий, предполагает прочные и легкие материалы, особо надежные механизмы переключения скоростей и торможения, поэтому качественные модели горных велосипедов по цене иногда сопоставимы с автомобилем.
Что же нужно знать начинающему любителю горного велотуризма? Прежде всего, главные особенности приобретаемого байка:
• Для плавного переключения предусматривается большое количество передач;
• Рама маунтинбайка конструируется таким образом, чтобы оси втулок и каретки находились на одной прямой. Это увеличивает дорожный просвет и повышает «проходимость» конструкции;
• Чтобы избежать «опрокидывания» велосипеда, вилка переднего колеса и рулевая колонка наклонены;
• Руль МТБ прямой и массивный в обхвате, для долгих поездок это весьма неудобно, но в экстремальных условиях гарантирует управляемость;
• Консоли тормозной системы жестко сварены с рамой, и сами колодки имеют большой зазор, чтобы налипающая грязь не замедляла торможение;
• Оба переключателя снабжены очень сильной пружиной для возврата.
Практичный велосипед, горный маунтинбайк предусмотрен для долгой эксплуатации и должен практически не стареть, однако в него постоянно вносятся технологичные новшества, в результате все они широко отличаются. Существуют элитные горные велосипеды, сделанные по индивидуальному заказу (конечно, это и есть самые дорогие), более широко распространенные и дешевые массовые снаряды для соревнований; гоночные и горные.
Наименее профессиональная модель — маунтинбайк для горных прогулок.