Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа
Задачи моей работы: представить раз¬вернутую характеристику составляющих туризма, основополагающие его принципы; проанализировать состояние современного туристского рынка Казани на основе статистических данных последних лет; раскрыть экономическую значимость ин¬дустрии туризма, ее влияние на экономику региона, страны; изложить проблемы и перспективы развития туризма в Казани.
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Основные понятия и определения туризма……………………………3
1.1 Определение туризма…..…………………………………………………………3
1.2 Сущностное определение туризма………………………………………………3
1.3 Классификация туризма…………………………………………………………6
1.4 Статистическое определение туризма…………………………………………18
Глава 2. Анализ развития туризма в Казани……………………………………23
2.1 Проблемы и перспективы развития туризма………………………………….25
2.2 Статистика туризма……………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………….32
Организованный и неорганизованный туризм. Туристы удовлетворяют свои потребности по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фирмы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте. Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые Обычно на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частичным туристским обслуживанием (купив, например, курсовку только на питание).
В отличие от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма - поездки путем автостопа с использованием в качестве средства передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный отдых получил широкое распространение.
Индивидуальный и групповой туризм. В зависимости от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путешествие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более).
Групповые путешествия, как правило, организуются на основе общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т.д.
Коммерческий и социальный туризм. Первоначально вся туристская деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью извлечения прибыли. В сфере туризма, как и в любом другом секторе экономики, прибыль является главным источником средств для развития и расширения производства, а также выплаты дивидендов акционерам. Она выступает одним из важнейших результирующих показателей работы туристского предприятия, на который ориентируется потенциальный инвестор при оценке возможностей фирмы. Стремясь максимизировать свой доход, туристские компании ищут оптимальное соотношение между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристские расходы из семейных бюджетов.
В противовес коммерческому туризму
возник социальный туризм. С законодательным
закреплением права на оплачиваемый
Отпуск в 30-е годы казалось, что проблема
отдыха трудящихся решена окончательно.
Но в действительности туристские услуги
оставались недоступными для большей
части населения. Круг потребителей
особенно сужался в периоды
Концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии. Эта концепция была реализована на практике в Швейцарии и Франции благодаря системе отпускных чеков. Главным ее элементом является чек - платежно-расчетное средство, вводимое в обращение для оказания адресной помощи туристам и обеспечения доступности отдыха всем слоям населения.
Чеки выпускаются специально уполномоченным органом: государственным (Национальное агентство отпускных чеков во Франции) или кооперативным (Касса путешествий РЕКА в Швейцарии). Они приобретаются оптовыми покупателями, главным образом предприятиями, и затем реализуются физическим лицам со значительной скидкой. В Швейцарии дотации составляют от 5 до 25% стоимости отпускного чека, а во Франции - от 20 до 80%. Среди отдельных категорий населения отпускные чеки распространяются бесплатно.
В Швейцарии любой житель страны может воспользоваться отпускными чеками, но с различной величиной скидки. Во Франции круг таких лиц строго органичен. Администрация предприятия предоставляет чеки только тем трудящимся, чей подоходный налог за год ниже 11 220 фр. фр. (2000 ам. долл.), а размер дотаций не должен превышать минимальную месячную заработную плату, установленную на уровне 6120 фр. фр. (1100 ам. долл.). Кроме администрации предприятий, отпускные чеки во Франции распределяются общественными организациями - комитетами трудовых коллективов.
Эти платежные средства могут быть использованы исключительно на оплату услуг, связанных с отдыхом, путешествиями, посещением культурных и зрелищных мероприятий. Физические лица - носители чеков - предъявляют их на предприятиях обслуживания, входящих в систему социального туризма. В Швейцарии насчитывается 7 тыс. таких предприятий, во Франции - 150 тыс. В их числе средства размещения, на оплату услуг которых направляется до 40% всех отпускных чеков, транспортные организации (25%), предприятия общественного питания (15%), туристские агентства (11%), культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные объекты (10%). Полученные чеки предприятия обслуживания передают в Национальное агентство (Кассу путешествий) для оплаты, тем самым завершая их жизненный цикл.
Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Трудящиеся и члены их семей, приобретая эти средства платежа на льготных условиях, существенно снижают расходы на отдых. Во Франции, например, дотация администрации предприятия в расчете на одного работающего составляет от 250 до 1000 фр. фр. (от 45 до 250 ам. долл.).
Определенный интерес в развитии системы присутствует и у остальных ее субъектов. Оптовый покупатель (администрация предприятия) получает в виде отпускных чеков гибкий и очень удобный инструмент проведения социальной политики. Они позволяют в некоторой степени компенсировать различия в оплате труда, что особенно важно для молодежи и многодетных семей, создать атмосферу партнерства и укрепить стабильность трудового коллектива. Оптовик извлекает при этом и чисто материальную выгоду, поскольку средства, выделяемые на покупку чеков, не облагаются налогами. Предприятия обслуживания имеют дополнительную клиентуру и гарантии оплаты своих услуг. Наконец, Агентство получает материальное вознаграждение в виде комиссионных за привлечение клиентуры и предоставление рекламно-информационных услуг. Не менее важным источником поступлений в его бюджет являются доходы по банковским процентам на размещенные свободные средства от реализации отпускных чеков, проценты с приобретенных акций и доходы от сдачи в аренду недвижимости.
В условиях всеобщей заинтересованности в чековой системе социальный туризм превратился в заметное явление общественной жизни, сравнимое по масштабам с коммерческим туризмом.
Социологические исследования, проведенные в Швейцарии, показали, что 86% населения страны знают о существовании отпускных чеков и деятельности Кассы путешествий РЕКА, а 1,6 млн. человек, т.е. каждый четвертый житель, прибегают к ее услугам. Объемы оптовых закупок чеков не снижались даже в годы экономического спада. В 1996 г. отпускных чеков было продано на сумму 135 млн. ам. долл.
Столь же популярна чековая система во Франции, где число ее пользователей достигло 4 млн. человек, или 17% трудоспособного населения страны. В 1996 г. было выпущено отпускных чеков на 2,5 млрд. фр. фр. (450 млн. ам. долл.), а в 2000 г. объем эмиссии предполагалось довести до 5 млрд. фр. фр., что несомненно свидетельствует о жизнеспособности и высокой эффективности системы.
Массовый и элитарный туризм. Особенность современного этапа развития туризма раскрывается через понятие "массовый туризм". Оно отражает процесс демократизации и расширения туристского движения. В странах Запада более половины населения является потребителями туристских товаров и услуг. Понятие "массовый туризм" было введено и используется как альтернатива аристократическому туризму XIX в., отдельным дорогостоящим видам туризма, ориентированным на избранную публику, и туризму в развивающихся странах, где доступ к туристским благам местного населения ограничен из-за низкого уровня жизни.
В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристского бизнеса в целом. Здесь задается импульс развитию всей туристской индустрии. Он способствует утверждению и распространению новых более высоких стандартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучшению качества жизни населения. Поэтому элитарный туризм нередко называют "туристским локомотивом".
Устойчивый и экологический туризм. Понятие "устойчивый туризм" возникло сравнительно недавно в связи с глобальной концепцией устойчивого развития человечества. Большая роль в создании новой модели цивилизации принадлежит Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР). В 1987 г. она опубликовала доклад "Наше общее будущее", в котором было введено понятие "устойчивое развитие". Под ним понимается развитие общества на базе неистощительного, экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни людей в цепи поколений (здоровье человека, высокую продолжительность деятельной жизни, благоприятную среду обитания, экологическую безопасность и т.п.). Цивилизация сможет выжить, если изменит господствующую экономическую философию, будет следовать экологическому императиву и находиться в гармонии с природой, не нарушая существующего в ней равновесия, - подчеркивалось в докладе МКОСР.
Знаменательной вехой начала сознательного поворота человечества на новый путь развития стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, подавляющим большинством голосов приняла несколько важных документов. Среди них - "Повестка дня на XXI век", которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества.
Теория устойчивого развития не только привлекает внимание научной общественности в последнее десятилетие (сотни конференций, тысячи монографий, учебников и пр.), но является вполне "практичной". Цивилизованные страны выразили готовность следовать намеченному курсу, а государственные и международные документы оперируют понятием "устойчивое развитие" в качестве идеологической основы.
В туризме принципы устойчивости были сформулированы ВТО и Всемирным советом по путешествиям и туризму. Они сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а также устойчивости для местных сообществ. Устойчивость в туризме означает неистощительное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к развитию туризма; переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии, сокращение производственных отходов; вовлечение местного населения в процесс принятия решений касательно развития туризма посредством консультаций; партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов; содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.
Всемирный совет по путешествиям и туризму составил развернутую программу действий "Зеленая планета" для своих членов - около 500 гостиничных цепей, турагентств, авиакомпаний и других предприятий индустрии туризма. В рамках программы осуществляется обмен опытом в решении конкретных экологических проблем. Наиболее активные ее участники, внесшие вклад в защиту окружающей среды, поощряются.
Многие туристские компании разрабатывают собственные планы перехода на принципы устойчивого развития. На них внедряются системы экологического менеджмента, применяются экологичные технологии, проводятся экоревизии.
Администрация отелей, входящих в гостиничную цепь "Интер-Континентл Хоутелз энд Рисортс", снабдила обслуживающий персонал 300-страничными учебниками по управлению отходами, борьбой с шумовым загрязнением и т.д. В отелях гостиничной цепи "Хайятт Хоутелз Интернешнл" внедряется программа утилизации производственных отходов. В американском тематическом парке "Дисней Уорлд" часть земель отведена под природный резерват для тех видов животных, которые обитают в штате Флорида и находятся под угрозой исчезновения.
Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности происходит под влиянием потребительского спроса. Информированность населения о состоянии окружающей среды и экологизация сознания людей приводят к тому, что экологическая обстановка служит одним из главных критериев выбора места и формы отдыха. Эта тенденция проявляется в росте спроса на альтернативные виды туризма, в частности экологический туризм.
В основу развития этого сравнительно нового вида туризма положено три главных принципа: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюдение природоохранных требований возводится в ранг основного закона; туристская поездка совершается с Исследовательскими целями. Вероятно, поэтому круг настоящих Экотуристов значительно уже по сравнению с результатами социологических обследований, согласно которым только в США 43 млн. человек считают себя экотуристами.
Экологический туризм охватывает чрезвычайно разнообразные потоки посетителей. В странах Центральной Америки и на юге Африки особый интерес представляют наблюдения за крупными хищниками и копытными. В последнее время туристы и волонтеры часто привлекаются к полевым работам, не требующим высокой квалификации. Они охотно проводят отпуск за такими экзотическими занятиями, как учет численности птиц и млекопитающих в удаленных уголках планеты. Часть экотуристов привлекают уникальные растительные сообщества и биоценозы (тропические леса, цветущая тундра летом, пустыня весной), объекты неживой природы (каньоны, пещеры и т.д.), а также некоторые антропогенные ландшафты.
Информация о работе Статистический анализ развития туризма в Казани