Страхование в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:11, реферат

Описание работы

Статистика и практика последних лет убедительно подтверждают, что выезды российских граждан в страны ближнего и дальнего зарубежья с целью туризма ежегодно увеличиваются.
К сожалению, многие потенциальные туристы, собираясь в путешествие, прежде всего, думают о прелестях предстоящего отдыха, а не о негативных неожиданностях, которые могут встретиться на пути каждого туриста. Это может быть и внезапное заболевание, и потеря документов, затопление, кража имущества, разрушение, пропажа багажа, необходимость срочного возвращения к месту жительства и многие другие.
Самым лучшим способом обезопасить себя и свой отдых в путешествии является страхование.

Содержание работы

Введение ......................................................................................................... 3

1. Страхование в туризме: понятие, виды и правовое регулирование .......... 4

2.Страхование профессиональной туроператорской деятель ......................... 7

3. Классификация рисков в туризме ................................................................. 9

Заключение ...................................................................................................... 18

Список литературы ........................................................................................ 19

Файлы: 1 файл

страхование в туризме.docx

— 34.15 Кб (Скачать файл)

наличие большого количества единиц, подверженных риску;

случайный характер потерь;

некатастрофический  характер потерь;

невысокая страховая  премия.

С этих позиций  следует рассматривать любые  проекты, предусматривающие обеспечение  страховой защиты каких-либо имущественных  интересов.

Характерной особенностью рисковых видов страхования  является их кратковременность и  непредсказуемость величины ущерба. Например, при страховании туристов от несчастных случаев, болезни или  смерти (гибели) трудно сказать заранее, что может произойти с туристом и каковы могут быть последствия  страхового случая.

Особенности страхования в туризме - рисковость (вероятность происшествий), кратковременность  поездок, неопределенность наступления  страховых случаев. В туристическом  бизнесе риск наступления нежелательных  событий и их негативных последствий  особенно велик: сам характер оказания услуг часто связан с пребыванием туристов в различных экзотических, экстремальных и непривычных для них местах, где часто бывает тяжело предусмотреть наличие неблагоприятных для самочувствия туристов факторов. Кроме того, при взаимодействии большого числа не зависящих друг от друга деловых партнеров (зарубежные туроператоры, консульские службы, администрации отелей, транспортные компании и др.) вероятность наступления страховых случаев повышается. В мире принято приобретать страховые полисы путешественника в офисе страховой компании или имеющей с ней договор турфирме. По договору со страховыми компаниями туроператоры и турагенты оказывают выезжающим за рубеж туристам содействие по страхованию различных страховых рисков:

от острых внезапных заболеваний;

от несчастных случаев;

от пропажи  багажа или другого имущества;

от невозможности  выезда в оплаченную поездку;

от отсутствия снега на горнолыжных курортах;

на случай задержки самолетов и другого  транспорта при выезде-въезде;

на случай невыдачи визы:

на случай наступления личной гражданской  ответственности горнолыжников;

на случай плохой погоды во время нахождения туриста на отдыхе;

на случай непредоставления или неполного  предоставления туруслуг.

Таким образом, страховые компании помогают застрахованному  туристу решить все проблемы и  получить квалифицированную медицинскую, юридическую или административную помощь. Страховые компании в свою очередь могут предложить страхование  рисков турфирмам:

финансового риска;

имущественного  риска;

риска гражданской  ответственности по договору с туристом и т.п.

Взаимоотношения между турфирмами и страховыми компаниями строятся на основании договоров  страхования. Задачей турфирмы является правильный выбор надежной страховой  компании, действующей не менее трех лет и имеющей лицензию на осуществление  страховой деятельностью по интересующим туриста видам страхования. В  России услуги по страхованию путешественников предлагают более 150 страховых компаний, включая региональные представительства  крупных страховщиков. Для туриста  бывает довольно проблематично определить, какая из компаний надежная. В случае если правила страхования, указанные  в полисе, туманны и противоречивы (например, могут быть приведены  правила добровольного медицинского страхования, которое не имеет абсолютно  никакого отношения к рисовым  видам страхования выезжающих за рубеж), а покрытие самих медицинских  расходов весьма ограничено (турист может  быть застрахован на 25 ты. дол. США, но реальное покрытие медицинских расходов может составить не более 8 тыс. дол), то с такой страховой компанией  лучше не иметь дела. Не стоит  доверять компаниям, которые предлагают заниженные тарифы. Это обязательно  впоследствии скажется на качестве предоставляемых  услуг. Приобрести полис лучше у  страховой компании, которая страхует при сопровождении зарубежной сервисной  компании ассистанс, поскольку предложенные ими виды страхования выдержаны  в международных стандартах страхового бизнеса. Турфирмы зачастую делают выбор  за клиента, и страховой полис  включают в турпакет вместе с визой, ваучером, билетами, советуя отдыхающему  позаботиться о себе заблаговременно  и свести к минимуму последствия  непредвиденного происшествия в  незнакомом месте.

Страхование может быть добровольным, обязательным, индивидуальным и групповым.

Добровольное  страхование осуществляется на основании  договора между турфирмой (или страховой  компанией) и выезжающими за рубеж  туристами. Страхование проводится с помощью страхового полиса, охватывающего разнообразные риски, которые могут возникнуть в период отпуска. Практически страхование всех видов является добровольным.

Обязательное  страхование осуществляется в силу закона страны пребывания. Медицинское  страхование при выезде в некоторые  страны является непременным условием получения визы и, по существу, становится обязательным. В большинстве цивилизованных стран страхование занимает одну из важнейших позиций в бизнесе. Так, все больше стран (Франция, Германия, США, Великобритания, Австрия, Швеция, Швейцария, Бельгия, Греция, Испания, ЮАР  и др.) устанавливают обязательность медицинского страхования туристов с достаточно высокими лимитом покрытия расходов по страховым случаям - от 30 000 евро для стран Европы, и от 30 000 до 50 000 дол. США для остальных  стран.

В настоящее  время существуют две формы туристского  обслуживания: сервисное (ассистанс) и  компенсационное.

Ассистанс - особый вид международного сервисного облуживания туристов на территории страхования в целях оказания им помощи на месте в рамках договора страхования (медицинской, медико-технической, юридической и др.). из-за непредсказуемости  страховых случаев и обширной географии зарубежных поездок туристов страховые компании не в состоянии  обеспечить экстренную помощь пострадавшим своими силами. Поэтому в период поездки туристов за границу страховые  компании оказывают им весь комплекс страховых услуг с помощью  зарубежных сервисных медицинских  компаний ассистанс (Medical Assistance Company), с которыми они имеют договоры. Сервисное обслуживание с помощью высокопрофессиональных компаний ассистанс включает медицинскую, юридическую или административную помощь застрахованному туристу и не требует от него дополнительных денежных затрат. Несомненно, оно является удобным и современным видом страхового обслуживания. Все расходы при этом виде страхования путешественников несет страховщик.

Компенсационное страхование предусматривает оплату страховых случаев в стране временного пребывания самими туристами. Это, как правило, легкие случаи заболевания, лечение которых стоит недорого. Если при наступлении страхового случая турист самостоятельно купил необходимые лекарства и другие медицинские препараты, то для получения компенсации по страховому полису ему необходимо в течение 30 дней после возвращения из поездки предоставить в страховую компанию все оригинальные счета, справки, чеки на понесенные расходы. Любое возмещение понесенных расходов возможно лишь при условии, что турист имеет страховой полис путешественника. При отсутствии полиса все расходы по возмещению ущерба при наступлении страхового случая несут сами туристы.

Страховые случаи носят сезонный характер: максимальное их количество бывает обычно в летний - осенний сезон (простудные заболевания, различные травмы, желудочно-кишечные заболевания и др.). более спокойным  считается зимний - весенний сезон (невысокий  процент травматизма, в основном на горнолыжных курортах).

Страховые компании страхуют и повышенные риски, предусмотренные  туристским страховым полисом, с  наступлением которых они обязаны  предоставить туристу необходимую  помощь. К группе повышенных рисков относятся ставшие популярными  экзотические и экстремальные виды туризма. Наряду с так называемым пляжным отдыхом туристы хотят  пересекать прерии и саванны, странствовать  по джунглям и пустыням, карабкаться  по скалам, заниматься дайвингом, рафтингом, виндсерфингом, горными лыжами, "покорять" Северный полюс, испробовать сафари, прыгать с парашютом и даже совершать полеты на космическом  корабле. С появлением новых туристских маршрутов возникли и необычные  страховые случаи: падение с верблюда, ожог растением или морским организмом, укус обезьяны и пр. эта категория  туристов относится к группе повышенного  риска, и с ними происходят редкие, но серьезные по тяжести и медицинским  расходам случаи, что затрудняет работу страховщиков. Иногда любители активного отдыха кроме повышенного риска получить травму могут столкнуться и еще с одной проблемой. Горы, реки, открытый океан, пустыни - это места, находящиеся на значительном удалении от "цивилизации". При наступлении страхового случая эвакуировать пострадавшего можно только на вертолете, а подобного рода спасательные работы очень дороги. Оплатить такие услуги самостоятельно большинство людей не в состоянии. Решение проблемы - страховой полис и помощь компании ассистанс.

Второй важной группой риска для страхования  в туризме являются детские группы. Сферы организованного детского отдыха, экскурсионные автобусные маршруты, обучение детей за рубежом имеют  высокую вероятность возникновения  страховых случаев. Поэтому страховой  полис при поездках детских групп  обязателен. При этом стоимость страховки  для детей ниже, чем для взрослых. Если в путешествие отправляется семья с детьми, то застрахованными  должны быть все члены семьи, включая  детей. Нелишним окажутся взятые с собой  лекарства, прежде всего таблетки "от живота", а также бактерицидный  пластырь, бинт, чтобы оказывать  первую помощь ребенку при получении  незначительной царапины от кораллов или при переедании экзотических фруктов.

К третьей  группе риска можно отнести туристов пожилого возраста (старше 60 лет), которые  предпочитают путешествия по всему  свету продолжительностью от одной - двух недель до трех месяцев и более  в низкий сезон. Чаще всего в этот период можно увидеть путешествующими  туристов Германии, Великобритании, Японии, социальная защита которых позволяем  им, находясь на пенсии, выезжать на отдых  в другие страны по весьма низким ценам. Нередко в их группах находятся  пожилые люди, передвигающиеся в  инвалидных колясках.

Российские  туристы пенсионного возраста прежде всего по причине недостаточно развитой системы страхования и социального  обеспечения выезжают на отдых и  в познавательные туры за границу  сравнительно редко и в основном предпочитают отдыхать в своем географическом пространстве. Тем не менее, курорты ближнего и дальнего зарубежья (Прибалтика, Кипр, Греция, Турция, Испания и другие страны) всегда готовы принять в низкий сезон российских туристов "третьего возраста" и предусматривают возможность значительного снижения стоимости их проживания в апартаментах при увеличении срока пребывания на курорте до двух - трех месяцев.

Повышенное  внимание и надежную страховую защиту страховые компании обеспечивают горнолыжникам, поскольку горные лыжи стали массовым видом туризма, связаны с повышенным риском. Если на Западе горнолыжные  курорты издавна пользуются большим  спросом, то у российских туристов этот вид зимнего отдыха особую популярность приобрел лишь в последние годы. Особенно большой спрос возникает  в период новогодних праздников и  зимних школьных каникул в марте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В отличие  от экономически развитых стран, где  страхование туристов развивается  многие десятилетия, в России массовое страхование туристов фактически ведется  последние 10-15 лет. Сейчас на этом рынке  активно работают более 200 страховых  компаний, причем большинство из них  московские . Для достижения своих  целей страховые компании проводят активную маркетинговую политику, предоставляют  клиентам дифференцированную страховую  защиту, возможность выбора лимита ответственности и набора покрываемых  полисом услуг, а также предлагают различные страховые продукты с  участием разных зарубежных партнеров - страховых компаний или систем-ассистанса (международных сервисных служб).

Как отмечают эксперты на сегодняшний день практически  завершился процесс очищения российского  рынка страхования от "серых  схем", и рынок в своей основе стал классическим. Тем не менее, рынок  страхования в целом мог бы достичь и лучших результатов, ряд  международных компаний показал  гораздо более медленный рост объемов, чем ожидалось. В дальнейшем прогнозируется большее оживление  на рынке, как долгосрочного страхования  жизни и коммерческих рисков, так  и в страховании туризма и  грузоперевозок.

Перспективный и вполне доступный путь развития - объединение страховых бизнесов. Укрупнение страховых компаний позволяет  не только увеличить доступную страховую  емкость и финансовую устойчивость, но и дает возможность повысить качество сервиса при объединении ресурсов нескольких компаний благодаря возникающему эффекту масштаба.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гвозденко А. А. Страхование в туризме [Текст] – М.: Аспект-Пресс, 2002 – 256с.

     2.  Ильина Е. Н.  Туроперейтинг: стратегия и финансы  [Текст] – М.: Финансы и Статистика, 2002 – 192с.

     3.  Сухов Р. И.  Организация работы туристического  агентства [Текст] – М.: ИКЦ  «МарТ», 2005 – 144с.

     4.  Гвозденко А.А. Страхование в туризме. - М.: Аспект-Пресс, 2002.

      5. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.

 

 

 


Информация о работе Страхование в туризме