Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель работы: выявить стратегические направления развития социально-культурного сервиса и туризма в Ключевском районе.
Задачи работы:
- Определить сущность понятия туристского потенциала.
-Выявить стратегическое развитие территории на основе ее туристического потенциала.
- Рассмотреть природный потенциал Ключевского района.
- Исследовать культурно - исторический потенциал Ключевского района.
- Проанализировать социально – экономическое положение Ключевского района.
Введение
Туристическая отрасль является одной из передовых в современном мире и рассматривается как одно из перспективных направлений стратегического развития страны. Актуальность данной работы заключается в том, что туристический потенциал Алтайского края в России оценивается очень высоко и привлекательность края, с точки зрения туризма, с каждым годом растет, поэтому важно не только улучшать туризм в районах, где он уже существует и успешно развивается, но и основывать его в новых районах Алтая. Ключевский район, как и многие районы Алтайского края, относится к таким. Вторым фактором актуальности данной работы является то, что Ключевский район может обладать достаточным туристическим потенциалом для развития в нем туризма.
Преимуществом Ключевского района являются уникальные природные условия, делающими его весьма привлекательным для туристов. Сфера туризма является одной из наиболее перспективных для развития экономики.
В первую очередь, для разработки стратегии развития туризма в Ключевском районе, требуется изучение туристического потенциала территории, что закладывает основу для разработки необходимых мероприятий и плана действий. Именно поэтому она требует глубокой аналитической разработки и проведения целого ряда исследований.
Объектом курсовой работы является Ключевский район Алтайского края.
Предметом
- туристический потенциал
Цель работы: выявить стратегические направления развития социально-культурного сервиса и туризма в Ключевском районе.
Задачи работы:
- Определить сущность понятия туристского потенциала.
-Выявить стратегическое развитие территории на основе ее туристического потенциала.
- Рассмотреть природный потенциал Ключевского района.
- Исследовать культурно - исторический потенциал Ключевского района.
- Проанализировать социально – экономическое положение Ключевского района.
- Выявить возможные направления
туризма, а также оценить
Для решения поставленных задач были использованы методы сравнительно - сопоставительного анализа, метод анализа документов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы таких авторов, как Биржаков М.Б., И.Селиванова и других.
Информационную базу составили
данные государственной, региональной,
районной и отраслевой статистики,
материалы периодической
Гипотеза: для развития в Ключевском районе социально – культурного сервиса и туризма необходимо разработать стратегию развития туризма.
Курсовая работа состоит из двух
основных глав. Первая часть работы
включает основные понятия туристического
потенциала. А также, основы стратегического
развития социально – культурного
сервиса и туризма на основе туристического
потенциала территории. Во второй части
рассматривается туристический
потенциал Ключевского района как
основа стратегического развития социально
– культурного сервиса и
Глава 1. Теоретические основы использования потенциала территории в стратегическом развитии социально – культурного сервиса и туризма.
1. 1. Сущность понятия туристического потенциала.
Туризм — временное
Туристская инфраструктура - это
комплекс действующих сооружений и
сетей производственного, социального
и рекреационного назначения, предназначенный
для функционирования сферы туризма,
обеспечивающий нормальный доступ туристов
к туристским ресурсам и их надлежащее
использование в целях туризма,
а также обеспечение
Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.[1]
Туристские ресурсы — это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта, который представляет собой комплекс услуг, предоставленных туристским предприятием гражданам. Ими являются природные, исторические, социально-культурные объекты, также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности потребителей туристских услуг, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил.[15]
Каждая территория так же обладает туристским потенциалом. Туристский потенциал – это совокупность природных и историко-
культурных
объектов и явлений, а также социально-
технологических предпосылок для организации туристкой деятельности на
определенной территории, причем данная деятельность непременно должна сводиться к соблюдению базовых принципов туризма.
Туристско-рекреационный
туристского
продукта и осуществления
программ.[2]
Туристский
потенциал территории, как правило,
состоит из следующих элементов:
материальная база, инфраструктура, наличие
и деятельность тур центров, которые
создают имидж района. В процессе
изучения регионов, используется комплексная
оценка, то есть система данных о
природе, населении и хозяйственном
развитии. При оценке тур потенциала
важными характеристиками являются
высокий уровень развития транспортной
системы, достаточное развитие профессиональных
кадров и квалификация. Также необходимо
провести территориально - структурный
анализ экономики региона, то есть взаимосвязь
между предприятиями
На основании вышесказанного можно сказать, что каждая территория обладает туристическим потенциалом и имеет предпосылки для развития определенного вида туризма. Таким образом, изучив туристический потенциал, далее можно будет выявить стратегию развития туризма в районе. В данной работе рассмотрим Ключевский район Алтайского края.
1.2. Стратегическое развитие территории на основе ее туристского потенциала.
Cтратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности, цель которой - обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов. Стратегия позволяет системе целенаправленно искать и использовать в своих интересах благоприятные возможности. Стратегию иногда определяют как выбор основных долгосрочных целей, что сводит понятие стратегии к методу и процессу выбора. По определению, существующая цель после произведённого выбора становится стратегической. Стратегия также включает необходимость оценочного подхода к выбору цели и направлений движения к её достижению.[18]
Стратегии развития региона целесообразно группировать по следующим признакам:
- типу покупателей, выделяя
- видам (потребительские,
- сферам деятельности (производство, услуги, инфраструктура, сфера управления, социальная сфера и др.);
- отраслям (промышленность, сельское
хозяйство, образование,
- направлениям (инвестиционная, инновационная, финансовая, институциональная, развитие импортозамещающих производств и т.д.);
- стратегическим приоритетам,
Стратегия социально-экономического развития позволяет согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития. Этот вектор формируется с учётом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия - это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в неё необходимых корректировок с учётом анализа её промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках.
Для разработки четкой и реализуемой стратегии необходимо сформировать коллективное видение будущего региона с участием основных экономических игроков, органов власти, СМИ и многих других структур. Кроме того, необходимо разработать набор конкретных проектов и определить, кто возьмет на себя ответственность за их реализацию.
Можно выделить два уровня стратегии:
- на первом уровне основной
задачей является привлечение
инвестиций в регион. Основное
внимание при этом уделяется
стимулированию роста
- второй уровень стратегии
Сочетание обоих уровней стратегии
дает огромный синергетический эффект.
В частности, повышение культурного
и духовного богатства
Выводы
Стратегия развития социально – культурного сервиса и туризма очень важна для региона. Она позволяет сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях туризма.
Проект развития социально- культурного сервиса и туризма должен сочетаться с экономической и социальной жизнью данного района. Поэтому существующие естественные, исторические и культурные факторы необходимо использовать разумно.
Инфраструктуру,
требуемую для места
Наличие стратегии социально-
Туристский
потенциал региона – это
Во второй главе рассмотрим туристский потенциал Ключевского района.
Глава 2. Потенциал Ключевского района как фактор стратегического развития сервиса и туризма.
2.1.Общая характеристика
Ключевский район [Приложение 1] находится в западной части Алтайского края в степной зоне. Общая площадь территории района составляет 304,3тыс. га. На севере граничит с Кулундинским и Благовещенским, на востоке - с Родинским и Волчихинским, на юге – с Михайловским районами Алтайского края и на западе – с Павлодарской областью Республики Казахстан. Расстояние до краевого центра г. Барнаул 383 км.