Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:23, реферат
Сложившийся в последние годы стихийный российский рынок туристских услуг, в целом, при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и российские объекты, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи. Одна из причин подобного противоречия заключается в отсутствии надежной и достоверной информации о состоянии рынка и привычного для западного клиента сервиса, базирующегося на всех возможностях, обеспечиваемых современными средствами связи.
Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1 Понятие и основные компоненты туристского рынка………… 4
1.1 Функции туристского рынка…………………………………. 4
1.2 Структура туристского рынка……………………………….. 5
Глава 2 Конъюнктура туристского рынка……………………………….. 8
2.1 Конкуренция на туристском рынке………………………….. 8
2.2 Спрос на туристском рынке………………………………….. 10
2.3 Предложение на туристском рынке…………………………. 13
Заключение………………………………………………………... 17
Список использованной литературы……………………………. 18
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1 |
Понятие и основные
компоненты туристского рынка…… |
4 |
1.1 Функции туристского рынка…………………………………. |
4 | |
1.2 Структура туристского рынка……………………………….. |
5 | |
Глава 2 |
Конъюнктура туристского рынка……………………………….. |
8 |
2.1 Конкуренция на туристском рынке………………………….. |
8 | |
2.2 Спрос на туристском рынке………………………………….. |
10 | |
2.3 Предложение на туристском рынке…………………………. |
13 | |
Заключение…………………………………………………… |
17 | |
Список использованной литературы……………………………. |
18 |
Введение
Сложившийся в последние годы стихийный российский рынок туристских услуг, в целом, при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и российские объекты, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи. Одна из причин подобного противоречия заключается в отсутствии надежной и достоверной информации о состоянии рынка и привычного для западного клиента сервиса, базирующегося на всех возможностях, обеспечиваемых современными средствами связи.
Важность и актуальность проблемы туризма обусловлена постоянным ростом интереса со стороны иностранных граждан и эта тема, довольно давно обсуждается во многих изданиях по туризму и книгах. Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете государства, недостатка профессионалов в сфере туризма и услуг, ограниченная информация и отсутствие рекламной поддержки - всё это тормозит развитие туризма. Ведь туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира. Туризм, кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других. В Европе создана общеевропейская система туристских дорог, чему способствовал большой наплыв автотуристов. Туризм стимулировал развитие производства сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов. Туризм - один из основных источников создания дополнительных рабочих мест.
Глава1. Понятие и основные компоненты туристского рынка
1.1 Функции туристского рынка
В специальной литературе по проблемам экономики туризма, туристский рынок определяется как туристский регион, страна. Туристский рынок рассматривается как система, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратно. Если рассматривать туристский рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то туристский рынок можно определить как совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства купить его сегодня или завтра.
Существо рыночных отношений в туризме в конечном счёте сводится, с одной стороны, к возмещению затрат туристических операторов, агентств и их контрагентов по производству и реализации тур продуктов и получению ими прибыли. С другой, к удовлетворению платёжеспособного спроса туристов на основе свободного, взаимного соглашения. Всё это и составляет основные черты туристского рынка.
Принято считать, что сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях.
Туристский рынок обеспечивает:
ѕ согласование производства и потребления туристских продуктов в ассортиментной структуре, поддерживает баланс спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию туристский рынок выполняет через установление связей между огромным количеством независимых туристических операторов, агентств и туристов, через куплю-продажу тур продуктов;
ѕ установление ценностных эквивалентов для обмена тур продуктов;
ѕ стимулирование эффективности производства тур продуктов и побуждает производителей к созданию необходимых тур продуктов с наименьшими затратами.
В целом роль туристского рынка такова:
1.Выдавать «сигнал» тур операторам с помощью обратных связей, какие тур продукты, в каком объёме и в какой структуре следует производить.
2.Уравновешивать спрос и предложение.
3.Дифференцировать тур операторов, агентов и их контрагентов в соответствии с эффективностью их работы.
4.«Очищать» туристский комплекс и его экономику.
К сожалению, на данный момент туристский рынок в России является неразвитым и несбалансированным. Низкие инвестиции, широкое использование бартерных расчётов способствуют тому, что процесс развития рынка происходит очень медленно. А количество выезжающих за границу, по сравнению с въезжающими и внутренними туристами, провоцирует дисбаланс рынка. Разработки ВТО свидетельствуют, что для сбалансированного туристского рынка типична пропорция: один въездной - один выездной - четыре внутренних туриста. А в настоящее время ситуация в России такова: десять выезжающих - два въезжающих - один внутренний турист.
1.2 Структура туристского рынка
Туристский рынок состоит из множества сегментов и имеет определённую структуру. Структура - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных его элементов, их удельный вес в общем объёме туристского рынка. Для характеристики структуры туристского рынка можно выделить ряд критериев:
По субъектам:
ѕ рынок туристов (покупателей туристских продуктов);
ѕ рынок туроператоров (производителей и продавцов туристских продуктов);
ѕ рынок турагентов (промежуточных продавцов туристских продуктов - посредников);
ѕ рынок контрагентов туроператоров и турагентов (исполнителей туристских услуг - гостиниц, ресторанов, перевозчиков и т.п.)
На рынке туристов
предложение должно превышать спрос,
тогда покупатель сравнивает между
собой разные туристские продукты,
их цены и отдаёт предпочтение тому
или иному туристскому
Рынок туроператоров характеризует превышение спроса над предложением. Главную роль здесь играет количество туристских продуктов. Их качеству уделяется меньшее внимание, ассортимент беден, возможность выбора отсутствует. До недавнего времени таким был и российский туристский рынок.
Рынок турагентов выражает совокупность экономических отношений людей и фирм, приобретающих туристские продукты для их перепродажи с выгодой для себя.
По объектам:
ѕ рынок туристских продуктов, как элемент более сложной структуры - потребительского рынка, в свою очередь включающий:
ѕ рынок международных туристских продуктов;
ѕ рынок национальных туристских продуктов;
ѕ рынок программных туристских продуктов;
ѕ рынок рекреационных туристских продуктов;
ѕ рынок элитарных туристских продуктов;
ѕ рынок спортивных туристских продуктов;
ѕ рынок экзотических (экстремальных) туристских продуктов;
По географическому положению:
ѕ местный (локальный) туристский рынок,
ѕ региональный туристский рынок,
ѕ национальный туристский рынок,
ѕ мировой туристский рынок.
По уровню насыщения:
ѕ равновесный туристский рынок;
ѕ дефицитный,
ѕ избыточный.
По степени зрелости:
ѕ неразвитый,
ѕ развитый,
ѕ формирующийся.
По соответствию действующему законодательству:
ѕ легальный,
ѕ нелегальный (чёрный, серый).
По степени ограниченности конкуренции:
ѕ свободный,
ѕ монополистический,
ѕ олигополистический,
ѕ смешанный.
По ассортименту туристских продуктов:
ѕ замкнутый туристский рынок, где существуют туристские продукты только первого производителя (туроператора);
ѕ насыщенный туристский рынок, где имеется множество сходных туристских продуктов многих туроператоров;
ѕ туристский рынок широкого ассортимента, где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов;
ѕ смешанный туристский рынок, где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой.
Глава 2. Конъюнктура туристского рынка
Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры. Последняя может изменяться под влиянием множества факторов. Исключительно важную роль при этом играет определённое соотношение между спросом и предложением. Очень часто оно может предопределить судьбу субъектов туристского рынка.
Конъюнктура туристского рынка - это совокупность складывающихся на рынке туристских продуктов в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации. Проще говоря, это ситуация, сложившаяся на туристском рынке на определённый момент времени.
Конъюнктура определяется экономическими показателями, характеризующими состояние туристского рынка: соотношением спроса и предложение, уровнем цен, ёмкостью рынка, платёжеспособными возможностями туристов как потребителей, состоянием туристских продуктов и пр.
2.1 Конкуренция на туристском рынке
Конкуренция на туристском рынке - это состязательность, соревновательность между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг).
Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.
Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.
Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является состязательность, соревновательность туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.
Также выделяют совершенную и несовершенную конкуренции:
Совершенная конкуренция - состояние туризма как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой конкуренции каждый отдельный агент туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, понятие совершенной конкуренции включает в себя полную информированность всех без исключения участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются. Признаки совершенной конкуренции - множественность продавцов и покупателей туристских продуктов, однородность производимых туристских продуктов, отсутствие возможности у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены, мобильность туристских ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния туристского рынка.
Несовершенная конкуренция - состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определённых туристских продуктов. Проявляется эта разновидность конкуренции в виде монополии и монопсонии, которые, как известно, есть крайние случаи несовершенной конкуренции. Однако в туризме тоже чаще встречаются олигополия и олигопсония. С их появлением на рынке возникает такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Последняя осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества услуг, надежности туристских продуктов, с применением эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам, совершенствования механизмов оплаты и других приёмов.
Появление разного рода олигополий (монополий) на туристском рынке, их современное процветание, возникновение транснациональных корпораций, подобных «Америкен экспресс», свидетельствует о том, что образование монополий - закономерный процесс и для туризма.
Информация о работе Сущность и основные черты туристского рынка