Свадебная церемония как фактор развития туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – Изучение организации и проведения современной свадьбы в сфере туризма.
Выпускная квалификационная работа содержит три главы. Первая глава содержит теоретические аспекты работы, включает в себя основные понятия, историю развития свадебной церемонии, а также юридические формальности заключения брака. Вторая глава посвящена предмету исследования, классификации свадебного туризма, а также проблемам развития. В третей главе разработаны проекты свадебных туров. себя основные понятия, историю развития свадебной церемонии, а также юридические формальности заключения брака. Вторая глава посвящена предмету исследования, классификации свадебного туризма, а также проблемам развития. В третей главе разработаны проекты свадебных туров.

Содержание работы

Введение……………………..……………………………………..…………4
Глава 1. Теоретические вопросы изучения свадебной церемонии……………………………….……….…..……………………....7
1.1. История развития свадебной церемонии…………………………………...7
1. 2. Свадебная церемония: основные понятия………………………..………11
1.3. Юридические формальности заключения брака за границей……………19
Глава 2. Анализ развития свадебного туризма….…….…….23
2.1. Свадебный туризм: понятия, классификация…………..........……………23
2.2. Проблемы и перспективы развития свадебного туризма..……………….39
Глава 3. Разработка проектов свадебных туров……..…..…43
3.1 Разработка проекта «Рай любви»………………………………………...…43
3.2 Разработка проекта «Волшебная свадьба»………………………………...50
Заключение……………………….……………….……………………….59
Библиографический список………………..………......…………62

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

В Спарте, откуда гости-троянцы  похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым Десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак. Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов [7]

 

1.2. Свадебная церемония: основные понятия.

Необходимо указать  основные понятия свадьбы. Некоторые  из слов славянской свадебной традиции стали архаизмами, а значение и смысл большинства из них понятны нам лишь в контексте современной церемонии свадьбы.

Свадьба - одно из самых ярких, эмоциональных проявлений народной культуры, красочное театрализованное действо, исполненное глубокой символики. Свадьбу как цикл обрядов, следующих один за другим, можно обнаружить даже во времена античности. У восточнославянских народов обряды эти имели свои особенности. Наиболее общие из них следующие:

Славянские свадебные  обряды:

Предсвадебным считался период от сватовства до дня венчания.

День бракосочетания - от утра дня венчания до первой брачной  ночи.

Послесвадебные обряды могли выполняться в течение  всего первого года жизни молодых.

Предсвадебный обряд  это первая разведка о согласии невесты  на брак. Узнавали об этом, как правило, женщины-свахи.

Сватовство - Помолвка и сватовство

Два самых главных  человека в свадебной церемонии  это жених и невеста. Значение этих слов имеет глубокие славянские корни.

Происхождение слова «невеста» имеет интересное обоснование. Значение слова в большинстве языков мира так или иначе сводится к «ниспосланности». То есть - суженая. Однако, в английском слове невеста, Bride, лингвисты усматривают корень тевтонского слова «готовит». Славянские же языки предлагают более романтичное толкование слова невеста. Слово это означает «неизвестная», «неведомая», что указывает на древний русский обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца, уже в качестве новобрачной. Под «неведомостью» стоит прежде всего понимать непорочность невесты. Именно с этим связан и белый цвет подвенечного платья.

Жених, по Далю, это мужчина, «сговоривший себе невесту или сговоренный с невестою... В более общем значении всякий приискивающий себе невесту, намеренный жениться и даже всякий достигший полных лет, брачного возраста, молодой мужчина».

Слово «суженный» (от слова «судить», «суждено») имеет языческие корни, ибо тесно связано с понятием «судьба», которая в мифологии большинства народов понималась как непостижимая предопределённость событий и поступков человека. В народном сознании с понятиями «суженный», «суженная» связано представление, что каждому человеку заранее предопределен или предопределена супруг или супруга.

Слово «брак» (супружество) заимствовано из старославянского языка, в котором оно означало «женитьба» и образовано с помощью суффикса -к (как, например, слово «знак») от глагола «братии» – «брать». Связь слова «брак» с этим глаголом подтверждается выражением «брать замуж» Глагол «братии» в применении к женитьбе означает «схватить», «похитить». Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени. Время появления слова «брак» оспаривается. Старославянское слово «брак» уже означало обряд «взятия замуж», а потом и само замужество, т.е. супружество. Древнерусское «брак» - это и «свадьба», «пир» и «супружество» В современном русском языке «брак» значит только «супружество»; произошло сужение значения этого слова. Брак - законный союз мужа и жены, супружество. По старорусской морали брак без венчания - сожительство.

Особую роль в свадебной  церемонии играет свидетель. Свидетель - присутствующий при бракосочетании очевидец действа. В старинном русском свадебном ритуале свидетелей не было, но существовал «дружка» (дружко), главный распорядитель свадьбы, человек, способный на всевозможные выдумки, остроты, главное доверенное лицо со стороны жениха. Свидетель ходил впереди всех опоясанный полотенцем или куском кумача, но и в современной свадьбе свидетели носят специальную свадебную ленту через плечо. Свидетели или специально нанятый распорядитель-тамада выполняют на свадьбе организаторскую роль дружки.[13]

Существует очень интересная традиция свадебной церемонии: Смотрины - осмотр хозяйства жениха, когда договор между двумя семьями - жениха и невесты, - закрепляющий сватовство, заканчивался рукобитьем. После осмотра хозяйства жениха приступали к согласованию экономических вопросов: приданое невесты, его размеры и содержание.

В прошлом приданое включало в себя, кроме одежды, постель и деньги. Теперь преимущественно приданое невесты состоит из ее личных вещей и постельных принадлежностей, хотя иногда включает и более крупные вещи.

В старину приданое выставлялось напоказ, всякий мог прийти и осмотреть  его. «Глядение дома жениха» родителями невесты и самой невестой сегодня носит лишь традиционный, символический характер. Через несколько дней после сватовства в доме невесты собирались родные и самые близкие родственники жениха и все молились Богу. Здесь же окончательно договаривались о свадьбе. После богомолья невеста никуда не ходила, сидела дома и шила с подружками приданое. Девушки при этом исполняли свадебные песни.

Самая известная и  в наши дни традиция это - Девичник. Устраивался у невесты накануне свадьбы (а в некоторых местах в начале XX века известен и мальчишник). Девушки приносили в дом невесты украшенную елочку, символизирующую девичество. Невеста как бы прощалась со своей "девичьей красой" и дарила сестрам и близким подругам ленты из своей косы. В прошлом смысл девичника и мальчишника заключался в прощании с беззаботной молодостью.

В настоящее время  не обязательный обряд, но очень важный это - Венчание В православной Руси считалось, что счастливым и прочным может быть только брак, освященный церковью, благословленный самим Богом. Жених и невеста непременно должны были пройти через церковное таинство брака, в котором они в церкви перед священником дают свободное обещание во взаимной супружеской верности и получают благословение своему союзу свыше.

Обязательным атрибутом свадьбы является фата - большой плат, обычно два неразрезанных платка, коим женщины покрывали голову и часть стана. Некогда новобрачной надевали на голову кокошник, кокуй или кику, но постепенно они были заменены фатой. Фата и по сей день символизирует стыдливость и скромность.[11]

Еще Геродот упоминает о древнем обычае – выкупе невесты, когда девушек, достигших совершеннолетия, в сопровождении родителей приводили в определенное место, куда стекались молодые люди и вообще мужчины и покупали девиц. Этот древний обычай в современном исполнении переродился в выкуп невесты, когда жених шутя как бы выкупает свою будущую жену.

Невозможно представить  свадебную церемонию без обручального (венчальное) кольца. Им обычно и почти повсеместно обмениваются жених с невестой. Форма колец говорит о сочетании на вечность. «У кольца нет конца». Обручальное кольцо можно встретить даже в римских брачных обрядах. У римлян кольцо надевалось на четвертый (безымянный) палец левой руки, что имело основание в анатомии человеческого тела: один из тончайших нервов этого пальца непосредственно соприкасается с сердцем по крайней мере на уровне тогдашних представлений. В наше время многие носят на пальце золотое кольцо как символ супружеской верности и брачных уз. О кольцах принято позаботиться жениху. Иногда на внутренней стороне кольца заказывается надпись имя или инициалы и дата регистрации брака. На кольце невесты - имя жениха, на кольце жениха - имя невесты. Многие носят обручальные кольца в знак помолвки на безымянном пальце левой руки. Кольцо переодевают с левой руки на правую после регистрации брака.

Если жених приобрел кольца ко дню регистрации брака, их надевает на руку тот, кто регистрирует брак или же сам жених в день бракосочетания. Кольцо надевают сначала  невесте, затем жениху.

Вдовые носят свое кольцо, и кольцо покойного супруга (супруги), на левой руке, разведенные  тоже на левой руке, но только свое.

Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце.[13]

Свет - это знак радости, это огонь, который дает тепло, - потому зажженные свадебные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одновременно это символ их чистоты, целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, она проходит среди других людей и все, что случается с человеком, с его «светом» или «тьмой», «теплом» или «холодом», отзывается в душах его близких.

Символ общей судьбы с общими радостями, скорбью и утешением это – чаша с вином. В прошлом это была евхаристическая чаша, чаша причастия, которая укрепляла исполнение брака во Христе. Христос должен был быть самой сущностью совместной жизни. Он - вино и хлеб новой жизни детей Божиих Вкушение от общей чащи как бы обещает, что, старея в этом мире, все мы молодеем для жизни, которой неведом вечер.

Брачные венцы знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы - Адама и Евы. Семья - это маленькое царство. Так же важной частью церемонии были круговые хождения вокруг аналоя, означающие вечное шествие, которое началось для молодой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и таинством брака.

В наше время красивый обычай встречи «хлебом-солью» вновь возрождается. Русский каравай заимствован у римлян. Известно, что римские новобрачные при торжественном бракосочетании должны были есть пирог, приготовленный из теста, замешанного на подсоленной воде с добавлением меда. В России выпекался каравай в доме невесты и в доме жениха. Каравай богато украшали, и каждый элемент его декора и орнамента имел известное значение. К примеру, белые нежные цветки лилии, бутоны роз символизировали нежность, красоту, обаяние невесты. А человеческие фигурки, обручальные кольца, лебеди, голубки на каравае жениха - верность, надежность избранника, прочность молодой семьи. Цветы, бутоны, листья символы райского сада. Хлеб у славян с древнейших времен играл важную культовую роль. Вкушение хлеба и соли молодыми после приезда с венчания являлось символическим актом оплодотворения плодами земли молодой супруги. В то же время светлый и круглый хлеб считался символом солнца и плодородия.

С хлебом связан и другой старинный обычай. В период свода (символического соединения жениха и невесты перед отправлением на венчание) дружка, отрезав по краюшке от хлеба невесты и жениха, складывал их, связывал красной лентой и передавал крестной матери, которая относила их на стол. Иногда хлебы разламывались над головой сидящих рядом жениха и невесты. Половина от женихова хлеба передавалась отцу невесты, а половина невестиного - дружке жениха, обе части связывали лентами и ставили на стол. Эти действия, столь распространенные в прошлом и символизировавшие крепость брачных уз, встречаются иногда и в современном ритуале. Хлеб порой заменяется двумя бутылками шампанского, перевязанными красной лентой (символ любви). Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок.

Осыпание зерном - это свадебное действо символизирует плодородие. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь хмель и зерно с успехом заменяют конфетами, иногда с добавлением металлических денег.

Праздничный, нарядно оформленный поезд, или кортеж, пришел к нам из глубины веков. Только теперь это уже не сани и не повозка, а разукрашенные легковые автомобили. Как и прежде, в ЗАГС или церковь жених и невеста едут в разных машинах, а обратно - в одной. Подавая звуковые сигналы клаксоном, участники свадебного поезда иногда и не задумываются, что это элемент древней предохранительной магии, а прежде клаксон заменяло щелканье кнутом. Свадебный поезд всегда украшался цветами, лентами, колокольчиками.[11]

Свадебная традиция выпускания голубей в небо имеет интересную историю. Еще у язычников в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему в постель жареную куропатку, часть которой отдавал своей супруге. У немцев в Средние века давали новобрачным жареную курицу, которая называлась «брачной» или «любовной» Жареную курицу в первый день подносили новобрачным и в России. Иногда одаривали молодых парой живых гусей в ленточках, а иногда даже и лебедем. В старину на столах княжьих молодым подавали и жареных лебедей. Есть поверье в народе, что лебедей есть можно только новобрачным. И сегодня молодым в сельской местности случается получать в дар курицу или хотя бы десяток яиц.

К числу народных обычаев, существовавших даже в царских и  боярских домах, принадлежал обычай мытья в бане накануне в свадьбы  и после нее. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность. Кроме того, оно выражало и прощание с волей девичьей", ведь молодой (молодухе) предстояло войти в дом супруга и очутиться в сети новых семейных связей, и пройдет немало времени, прежде чем молодая жена освоится в новом доме.

Есть интересный обычай – перегораживание дороги. Этот обычай существовал повсеместно. Для остановки свадебного поезда клали жердь или перегораживали путь веревкой. Поезд без выкупа не только был бесчестьем для жениха, но и считался приметой несчастья. Перегораживание в современном исполнении это не только требование выкупа, но и одновременно поздравление молодых: на их пути ставят табуретку, покрытую скатертью, кладут хлеб и соль, а часто и цветы. Как и прежде, выкуп выплачивается водкой или вином, иногда дают и закуску. Размер выкупа зависит от количества и состава перегораживающих, а также от умения обеих сторон торговаться.

Трудно себе представить  свадебную церемонию без слова  «горько» свадебный этот поцелуй кажется чем-то настолько простым и естественным, что мы и не задумываемся об истории его возникновения. Однако многим народам Африки, Америки, Океании и Австралии еще недавно поцелуй не был известен вовсе. У некоторых народов функцию поцелуя выполняет так называемый «малайский поцелуй», или «поцелуй носами»: люди трутся носами или обнюхивают друг друга. Поцелуй губами сопровождается вкусовыми ощущениями, а «поцелуй носами» обонятельными.

Информация о работе Свадебная церемония как фактор развития туризма