Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 11:41, реферат
Данная работа посвящена рассмотрению темы «Туристический маркетинг». Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На сферу туризма приходится сегодня около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.
Введение 3
1. Маркетинг в туризме. 4
2. Туристический продукт, как основное понятие туристического маркетинга 7
3. Виды и цели маркетинговых исследований 10
4. Этапы проведения маркетинга 14
5. Ценообразование в туристическом маркетинге 17
Заключение 22
Литература 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
Кафедра Маркетинга
РЕФЕРАТ
на право допуска к вступительным экзаменам по специальности
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
на тему: «Туристический маркетинг»
Выполнила:
Хагба Хамида Тариеловна
Москва 2012
Содержание
Введение 3
1. Маркетинг в туризме. 4
2. Туристический продукт, как основное понятие туристического маркетинга 7
3. Виды и цели маркетинговых исследований 10
4. Этапы проведения маркетинга 14
5. Ценообразование в туристическом маркетинге 17
Заключение 22
Литература 25
Данная работа посвящена рассмотрению темы «Туристический маркетинг». Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На сферу туризма приходится сегодня около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значение туризма для экономик разных стран связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего - это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.
В отличие от маркетинга многих товаров массового потребления маркетинг в туризме имеет свои специфические особенности, возникающие, прежде всего из-за специфического характера туристских услуг.
Целью данной работы является изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы.
Слово «маркетинг» заимствовано из английского языка. Слово «маркет» (market) переводится как «рынок», а производное от него слово «маркетинг» (marketing) – «торговая работа на рынке».
Попытаемся дать ответы на такие вопросы: что такое маркетинг? Зачем он нужен туристской фирме? Каковы его содержание и концепция?
Итак, маркетинг – это система управления торгово-производственной деятельностью туристской фирмы в условиях рыночной экономики.
Существует множество других определений маркетинга. Остановимся на наиболее приемлемом определении его главной цели – распознать, идентифицировать и оценить существующий или скрытый спрос на туристские услуги, которые турфирма может предложить потребителю, и направить свои усилия на разработку, производство, продвижение и продажу этих услуг в целях получения оптимальной прибыли.
Отвечая на вопрос, зачем
маркетинг нужен турфирмам, скажем,
что их деятельность в условиях рынка
и конкуренции всегда связана
с большим или меньшим
Вот почему вопрос предпринимательского
риска должен быть в центре внимания
любой туристской фирмы. Снижение степени
этого риска может быть достигнуто
только путем максимально точного
использования концепции
Конечно, не только конкурентная борьба на рынке определяет значение маркетинга. Еще более важной целью для турфирмы являются увеличение производства и продажи турпродукта, рост доходов и прибыли, повышение рентабельности.
Предприниматель не может
удержать потребителя туруслуг, если
не получает прибыль на инвестированный
капитал и если вновь не вкладывает
эту прибыль в производство, чтобы
быть в состоянии удовлетворить
потребности и желания своих
клиентов. Таким образом, надо сказать,
что маркетинг – это не одноразовое
или однозначное действие, или
мера, ограниченные какими-то функциональными
или временными рамками. Современный
маркетинг затрагивает все
Говоря о концепции маркетинга, используются такие понятия, как «маркетинговая позиция», «маркетинговый процесс» и «маркетинговая технология».
Маркетинговая позиция строится
на том, что в условиях рынка и
конкуренции спрос определяет предложение.
Следовательно, успех предпринимательства
зависит от его способности предложить
туруслуги в таком количестве
и такого качества, в таком месте
и по такой цене, которые бы соответствовали
действительному и
Таким образом, исходной позицией
маркетинга считается наличие
Любая маркетинговая мера может считаться оправданной, если она исходит из реальной оценки действительного или потенциального спроса. Необходимо также подчеркнуть, что главным в маркетинге является задача не столько пассивно следовать за спросом, сколько активно формировать этот спрос на основе прогнозирования его развития.
Маркетинговый процесс – это серия взаимосвязанных мер, которые начинаются с выявления рынка и спроса и включают планирование, разработку, производство, распределение и продажу товаров и услуг потребителям.
Маркетинговая технология – это управленческие методы, применяемые предпринимателем в процессе выявления и изучения спроса, планирования производства и продажи туруслуг и товаров.
Иными словами, маркетинг – это система взаимосвязанных приемов и мер, позволяющих турфирме добиваться положительных результатов на рынке туруслуг.
Также, следует помнить, что в туристском мире успех маркетинга зависит:
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть вполне применены и в туризме.
В то же
время в туризме есть своя
специфика, отличающая его
не только от торговли товарами,
но и от других форм торговли
услугами. Здесь имеет место
торговля, как услугами, так
и товарами (по оценкам
специалистов, доля услуг в
туризме составляет 75%, товаров
– 25%), а также особый
характер потребления
В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны.
К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие. В то же время «туристский продукт» можно рассматривать в узком и широком смысле.
Туристский продукт в узком смысле – это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортное предприятие и так далее). В широком смысле туристский продукт – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».
Туристскому продукту, наряду с общими специфическими характеристиками услуг, присущи свои отличительные особенности:
1. Это комплекс услуг и товаров, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.
2. Спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.
3. Потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.
4. Потребитель преодолевает
расстояние, отделяющее его от
продукта и места потребления,
5. Турпродукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.
6. Туристский продукт
создается усилиями многих
7. Не может быть
достигнуто высокое качество
туристских услуг при наличии
даже незначительных
8. На качество туристских
услуг оказывают воздействие
внешние факторы, имеющие
получения соответствующей прибыли».
Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет три главные функции маркетинга в туризме:
Установление контактов
с клиентами ставит своей
целью убедить их в том, что
предполагаемое место отдыха и
существующие там службы сервиса,
достопримечательности и
Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.
Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.
Однако маркетинг расширяет свои функции, делая особый акцент на взаимоотношениях с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услугам фирмы нового клиента.