Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:13, курсовая работа
Индустрия туризма за последние полвека превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. За последние полвека число посещений зарубежных стран туристами выросло с 25 до 697 млн. Примерно 3% (с учетом смежных отраслей - 6-8%) мирового ВВП составила стоимость услуг, предоставленных индустрией туризма, которая в 2002 г. оценивалась астрономической суммой в 450 млрд. долл
Введение. 3
1. Теоретические аспекты познавательного туризма. 5
1.1. Общие представления о культурно-познавательном туризме. 5
1.2.Познавательный туризм: его особенности и социально-культурные аспекты 8
2. Туристический потенциал Ближнего Востока для развития познавательного туризма 14
2.1.Зарубежный туризм в странах Ближнего Востока. 14
2.2. Индустрия туризма Ближнего Востока. 24
2.2.Перспективы развития познавательного туризма Ближнего Востока. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Оглавление
Введение. 3
1. Теоретические аспекты познавательного туризма. 5
1.1. Общие представления
о культурно-познавательном
1.2.Познавательный туризм: его особенности и социально-культурные аспекты 8
2. Туристический потенциал Ближнего Востока для развития познавательного туризма 14
2.1.Зарубежный туризм в странах Ближнего Востока. 14
2.2. Индустрия туризма Ближнего Востока. 24
2.2.Перспективы развития
познавательного туризма
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Введение
Индустрия туризма за последние полвека превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. За последние полвека число посещений зарубежных стран туристами выросло с 25 до 697 млн. Примерно 3% (с учетом смежных отраслей - 6-8%) мирового ВВП составила стоимость услуг, предоставленных индустрией туризма, которая в 2002 г. оценивалась астрономической суммой в 450 млрд. долл. В последнее десятилетие XX в. эта отрасль входит в число наиболее динамично растущих сегментов мирового хозяйства. Согласно имеющимся прогнозам, к 2020 г. число туристов, посещающих иностранные государства, достигнет 1,6 млрд. человек, которые будут ежегодно тратить на оплату туристических услуг порядка 2 трлн. долл.
Постоянно растущий уровень технического оснащения фирм и компаний, действующих в сфере туризма, а также в ряде смежных с ней отраслей, включая интернет-экономику, позволяет отнести значительную часть туристического бизнеса к числу передовых в организационном и техническом отношениях. Данное обстоятельство играет важную роль в обеспечении высоких темпов роста в отрасли. Причем, несмотря на уязвимость международного туризма от пагубных колебаний политической и экономической конъюнктуры, в целом он демонстрирует высокую степень стабильности, способности к восстановлению и динамичному росту в посткризисные периоды.
В известном смысле можно говорить о феномене международного туризма в хозяйственной и культурной жизни человеческой цивилизации. Международный туризм оказывает сильное и все возрастающее влияние не только на экономическое развитие десятков стран мира, социо- культурные процессы, научную и общественно-политическую деятельность, широкий спектр проблем и вопросов гуманитарного характера, на уклад жизни населения, проживающего в центрах туризма или вблизи них, но и на взаимодействие народов и цивилизаций, на сферу межгосударственных отношений.
Регион Ближнего Востока представляет собой один из динамично развивающихся туристических центров мира. В начале текущего столетия арабские страны ежегодно посещало свыше 27 млн. туристов. Это составляло примерно 3,5% общего числа иностранных туристов в мире. Они потратили на оплату туристических услуг около 20 млрд. долл. Ежегодно численность туристов, приезжающих из-за рубежа, возрастает в последнее десятилетие на 5-7%. В последние 10-15 лет существенно возросло число граждан Российской Федерации, направляющихся в туристические поездки в страны Арабского Востока.
Целью данной работы является анализ туристического потенциала Ближнего Востока для развития познавательного туризма.
Задачами курсовой работы выступают следующие:
1. Определить теоретическую базу о познавательном турузме;
2. Выявить особенности
и социально-культурные
3. Дать характеристику зарубежного туризма в странах Ближнего Востока;
4. Определить перспективы
развития познавательного
В качестве теоретической базы исследования выступили труды зарубежных и российских ученых.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты познавательного туризма
1.1. Общие представления
о культурно-познавательном
Туризм – временные выезды (иными словами - путешествия) граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Под понятием культурного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия[1].
На сегодняшний день существует множество видов туризма. Это семейный, познавательный, спортивный, деловой, etc.; так как понятие культурного туризма не сводится только к познанию других стран, её обычаев и традиций, но культурный туризм это ещё обмен опытом, навыками.
Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача культурного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их культурные потребности.
Объектами туристского интереса могут являться древние города, музеи, памятники созданные человеком и природные, достопримечательности, городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т. д.
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.
Существуют две разновидности познавательных туров:
Стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
Маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия[2].
При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие, etc.
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.
Программа тура строится в зависимости от тематики тура.
Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.
Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах - от 2 до 4 звезд).
На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.
В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.
На основании материалов о культурном и познавательном туризме можно сделать вывод, что такое культурно-познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия.
1.2.Познавательный туризм:
его особенности и социально-
Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями.
Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте[3]. Стремление к познанию — и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющего животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающего мира.
Деятельность познания состоит в том, что человек целенаправленно воспринимает факты внутреннего и внешнего мира, систематизирует их, находит закономерности, которые определяют последовательность явлений. В результате познания возникает целостная модель явления, которая позволяет человеку сознательно подходить к внешней действительности и использовать ее в своих целях.
Познание — как специфический вид деятельности человека, приводит к теоретическому осмыслению действительности, составляет содержание научной деятельности ученого. Однако человек, который не занимается профессиональной научной деятельностью, также по-настоящему находит удовлетворение в своей работе и жизни только тогда, когда он может объяснить многообразие окружающих его явлений, систематизировать их и в полной мере понять.
Стремление к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов.
Познавая окружающий мир, человек соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление.
Таким образом, для большинства людей смысл жизни заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой культуры, в осознании себя частью глобалъного человечества, сравнении образа жизни и достигнутого уровня развития материальной культуры своего народа с материальной и духовной культурой других народов. Такое сравнение позволяет человеку осмыслить позитивные и отрицательные особенности своего жизненного уклада, найти возможности для более полного проявления своей индивидуальности.
Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси.
Многие известные
путешественники оставили
Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей — потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяет человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения.
Познавательный туризм может быть более или менее специализирован. В первом случае туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов и образа жизни наиболее известных мегаполисов. Ознакомительные поездки в другие страны совершают десятки миллионов людей. Так, Нью-Йорк посещают в год более 32 млн человек. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт-Петербурга, Рио-де-Жанейро[4]. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супермаркетами.
Более специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градостроительное искусство, музеи и театры.
Информация о работе Туристический потенциал Ближнего Востока для развития познавательного туризма