Туристический потенциал Ближнего Востока для развития познавательного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Индустрия туризма за последние полвека превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. За последние полвека число посещений зарубежных стран туристами выросло с 25 до 697 млн. Примерно 3% (с учетом смежных отраслей - 6-8%) мирового ВВП составила стоимость услуг, предоставленных индустрией туризма, которая в 2002 г. оценивалась астрономической суммой в 450 млрд. долл

Содержание работы

Введение. 3
1. Теоретические аспекты познавательного туризма. 5
1.1. Общие представления о культурно-познавательном туризме. 5
1.2.Познавательный туризм: его особенности и социально-культурные аспекты 8
2. Туристический потенциал Ближнего Востока для развития познавательного туризма 14
2.1.Зарубежный туризм в странах Ближнего Востока. 14
2.2. Индустрия туризма Ближнего Востока. 24
2.2.Перспективы развития познавательного туризма Ближнего Востока. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

 

Если в начале 90-х в Тунисе было лишь одно турагентство, занимавшееся россиянами, то теперь количество таковых насчитывает несколько десятков. С середины 90-х годов в Москве находится представитель министерства туризма Туниса, а тунисские фирмы принимают активное участие в московских международных туристических выставках[9].

 

В Королевстве Марокко за последнее время также появились свои туристические центры мирового уровня. Это, прежде всего, Агадир - город, который еще несколько десятилетий назад лишь мечтал о звании перспективного туристического центра королевства, к началу XXI века стал чуть ли основным магнитом притяжения иностранных гостей в западном Магрибе. На двоих Агадир вместе с древней столицей королевства - Марракешем - собирают ежегодно свыше 1,5 миллионов гостей из-за рубежа.

 

Как заявил в декабре 2002 года министр туризма Марокко Адиль Дуири, В 2010 году власти королевства планируют принять 10 миллионов гостей из-за рубежа, что в 5 раз больше текущих показателей. Долгосрочная программа активизации туристического бизнеса, принятая правительством королевства, предусматривает ряд кардинальных мер: строительство большого числа отелей в крупных туристических центрах, таких как Агадир, Марракеш, Фес и других, привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов, расширение сети турагентств и развитие рекламы. К сожалению, число туристов из России пока невелико - менее 10 тысяч в год.

 

Турцией отечественного туриста не удивишь. В начале 90-х, когда стало возможным беспрепятственно отправляться на отдых практически в любую точку мира, именно Турция стала одной из тех стран, которая приняла на себя первую волну российских туристов. С тех пор прошло уже довольно много времени. О российских туристах сложилось довольно твердое мнение, их вкусы детально изучили.

 

По данным правительства Турции, в 2002 году страну посетили 13,2 миллионов туристов, из них около 945 тысяч - россияне, причем более половины наших соотечественников - 530 тысяч туристов - отдали предпочтение знаменитому на весь мир городу-курорту Анталья.

 

Но туристический бизнес не стоит на месте и потому туркам приходится выдумывать все новые способы заманивания клиента. Много шума в прессе наделал сданный в эксплуатацию летом этого года суперсовременный отель на 870 номеров - «Кремль-палас». В основу внешнего вида здания легли черты архитектурного облика трех знаменитых достопримечательностей центра Москвы - Государственного исторического музея, Собора Василия Блаженного и Грановитой палаты. Входом на территорию гостиничного комплекса служит уменьшенная копия Спасской башни Кремля.

 

В последние несколько лет в солнечной Турции последним писком моды стал отдых на горнолыжных курортах. Местные газеты в этом году сообщили о том, что один из центров горнолыжного туризма Турции - Улудаг - буквально «оккупирован» россиянами, которые забронировали ни много, ни мало около 95 процентов номеров в гостиницах города. После окончания войны в Ираке турбизнес Турции вновь крепко стоит на ногах. Согласно данным министерства туризма, только в июле 2003 года Турцию посетили более 2 млн. человек.

 

Продолжая тему зимнего туризма в странах Ближнего Востока, было бы неверным обойти Ливан, горные районы которого буквально усеяны многочисленными горнолыжными базами и курортами, среди которых наиболее популярные - Факра, Фарая и Лаклук.

 

Последние несколько лет стали по-настоящему черными для турбизнеса в ряде ближневосточных стран. Согласно данным правительства Израиля, - обнародованным в начале 2003 года, число иностранных туристов - 862 тысячи, посетивших Израиль в 2002 году, оказалось самым низким за последние 20 лет. Для туристического сектора еврейского государства, ежегодно приносящего в бюджет страны немалые деньги, такое положение граничит с катастрофой.

 

По мнению специалистов, резкий спад наметился после сентября 2000 года, когда началась вторая палестинская интифада. До ее начала Израиль ежегодно посещали около 2,2 миллионов туристов, и, по мнению работников туристической сферы страны, в самое ближайшее время это число вполне могло бы достичь 4 миллионов. Предыдущий тяжелейший кризис настиг туристическую сферу Израиля в 1982 году, когда оккупация армией этого государства части территории Ливана накалила обстановку в регионе.

 

Еще одной жертвой тяжелой обстановки в ближневосточном регионе стал туристический сектор Кипра. Доходы от туризма за первые 6 месяцев 2003 года составили всего 712 млн долларов, что в сравнении с первой половиной прошлого года /также далеко не самого удачного для сферы туризма на острове/ ниже на 17 проц, в итоге чего казна не досчиталась 147 млн долларов. Для ориентированной на туризм экономики Кипра это весьма ощутимо. Тревожный звонок для туристического сектора страны прозвенел после событий 11 сентября 2001 года. Тогда в связи с угрозой столкновения с проявлениями международного терроризма многие миллионы жителей планеты предпочли отменить свои зарубежные отпуска. Коснулось это и Кипра.

 

Чтобы сделать туристические центры независимыми от региональных катаклизмов и максимально увеличить их туристическую привлекательность, необходимо повысить уровень безопасности иностранцев, развивать другие сферы туристических услуг, максимально облегчить таможенные и паспортные процедуры. Эти мысли были высказаны, в том числе, и на международной конференции по туризму, прошедшей на тунисском острове Джерба в апреле 2003 года. В работе форума приняли участие генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франджиалли, представители министерств и агентств из 40 стран мира. Участники конференции сошлись во мнении, что «туристический бизнес в последние два года испытывал определенные трудности, однако, в ближайшее время он сможет вернуться на прежний уровень»[10].

 

Тунисский министр туризма, торговли и ремесел Мондер Зенаиди отметил, что важнейшим фактором, влияющим на туризм, является политическая стабильность и безопасность в отдельных государствах. На примере своей страны он показал, что, несмотря на весьма сложную региональную обстановку и общее снижение числа туристов в большинстве стран, Тунису удалось сохранить этот показатель на прежнем уровне, принимая в год более 5 миллионов иностранных граждан. Министр рассказал участникам форума о достижениях страны в области защиты окружающей среды как факторе, который также оказывает большое влияние на приток туристов.

 

Очевидно, что Ближний Восток есть и останется в будущем одним из основных туристических центров нашей планеты. Колоссальное количество культурно-исторических памятников, святынь, природных заповедников, сосредоточенных на данной территории, а также постоянно развивающаяся и расширяющаяся инфраструктура таких крупных туристических «держав» как Египет, Тунис, Турция и многих других дают право делать подобный вывод.

 

 

 

2.2. Индустрия туризма Ближнего  Востока 

 

 

Ближневосточный туристический сектор, по данным последнего исследования Tourism Satellite Accounting (TSA), опубликованного 7 марта 2008 г. World Travel and Tourism Council (WTTC), к 2008 г. способен обеспечить оборот на уровне $US250 млрд., увеличившись в ближайшие 10 лет до $US456 млрд. В мировом масштабе объем рынка путешествий и туризма, как ожидается, приблизится к $US8 триллионам в 2008 г., увеличившись почти до $US15 триллионов в следующие 10 лет.

 

 

Рис.1 Карта Ближнего Востока

 

Удельный вес туристического сектора в ВВП Ближнего Востока составит 11,1% в 2008 г., при этом темп роста вырастет до 7% в 2008 г. в отличие от 6,1% в 2007 г. Подобная тенденция приведет к обеспечению 10,3% общей занятости в регионе, что составляет примерно 5,7 млн. рабочих мест. Темпы роста сектора в странах Ближнего Востока превышают среднемировой уровень, который замедлится с 3,9% в 2007 г. до 3% в 2008 г. вследствие спада деловой активности в мире, возникновение которого приписывается проблемам, связанным с ожидаемым падением экономики США, ослаблением доллара, ростом топливных цен и обеспокоенностью проблемой изменений климата. Если абстрагироваться от переживаемого циклического спада мировой экономики, то перспективы туристического сектора на ближайшее десятилетие выглядят многообещающе: развивающиеся страны ждет ускорение развития, что окажет стимулирующее воздействие на состояние международного туризма при одновременном оживлении сектора внутреннего туризма. Долгосрочные прогнозы предсказывают насыщенный, но стабильный период роста мировой индустрии туризма между 2009 и 2018 гг. со средним годовым темпом роста в 4,4%, что позволит создать 297 млн. рабочих мест и увеличить удельный вес сектора в мировом ВВП до 10,5% к 2018 г. Президент WTTC Жан Клод Баумгартен сообщил: «Развивающиеся рынки ожидает стремительный темп роста. Сохраняется рост активности инвесторов, как в западных экономиках, так и в регионах подобных Ближнему Востоку. Это, в свою очередь, стимулирует развитие туризма. Точно также высокие цены на нефть и другие товары поддержат быстрый экономический темп роста и увеличат спрос на туризм на Ближнем Востоке и в бывшем Советском Союзе. Реализующиеся масштабные инвестиционные программы также разовьют потенциал туристического сектора, став двигателем экономического развития»[11]. Среди 11 стран региона Ближнего Востока, изученных TSA, ОАЭ принадлежит лидирующая позиция со вкладом туристического сектора в ВВП страны на уровне 22,6% и темпом роста в 13,5% в 2008 г., за ними следуют Иордания — 19,2% и Ливан — 18,7%. На региональном уровне темп роста туристического сектора в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке — выше среднемирового уровня и составляет 5,9%, 5,7% и 5,2% соответственно. В то же время темпы роста зрелых рынков, особенно Америки и Европы, ниже среднемирового уровня и равны 2,1% и 2,3% соответственно. В последующие 10 лет Бахрейн выйдет в число лидеров по темпу роста туристического сектора, имея ежегодный темп роста спроса в 5,9%, на втором месте будет Катар — с 5,6% и Оман — с 5%. Среди 176 стран, входящих в исследование TSA, США продолжают сохранять за собой выигрышное положение в экономике туристического сектора: в этом году общий спрос в туристическом секторе США превысил $US1,747 триллионов. Не смотря на прогнозируемое сохранение темпа роста в 1,1% в 2008 г., проблемы с кредитованием в этой стране приведут к замедлению темпа роста американской экономики и, вероятно — к ограничению объемов бизнес-поездок людей, занятых на финансовых рынках.

 

 

 

2.2.Перспективы развития  познавательного туризма Ближнего  Востока

 

 

 

Открытые границы

 

После заключения мира национальные границы станут открытыми, даже если вначале еще сохранится необходимость в паспортном контроле, как это предусмотрено мирным соглашением между Израилем и Египтом. Одно только открытие границ в состоянии оживить туризм между самими странами Ближнего Востока. Однако главным преимуществом будет рост числа иностранных туристов, которые за время одного путешествия смогут посетить несколько стран региона и осмотреть множество достопримечательностей. Большинство туристов приедет из Северной Америки, Европы и с Дальнего Востока. Рост туризма из Северной Америки и Дальнего Востока зависит в большой мере от эффективности рекламы. Успешный туризм из Европы зависит также от развития сухопутной транспортной инфраструктуры.

 

Инфраструктура

 

Не дожидаясь формального создания региональной системы, необходимо начать разрабатывать планы совершенствования нашей инфраструктуры и развития сухопутных транспортных путей, прежде всего между Европой и Ближним Востоком. Когда станет возможным путешествовать из Европы на Ближний Восток поездом или на машине, многие туристы, помимо тех, кто приедет на длительный срок, станут проводить в регионе уик-энды.

 

Транспортная инфраструктура зависит, разумеется, от открытия границ и создания экономической заинтересованности сохранить эти границы открытыми.

 

Комплексные туры

 

Возможно учреждение международной компании для продажи комплексных туров по Ближнему Востоку на североамериканском, европейском и восточном рынках. Туристам будет предложено отправиться в путешествие с посещением нескольких стран Ближнего Востока (например, Египта, Израиля, Ливана и Сирии). Нам необходимо сосредоточить внимание на туристах с умеренными средствами, которые представляют самый многообещающий слой приезжающих. Но мы должны гарантировать, что все их затраты максимально окупятся. Комплексные туры как раз и служат этой цели и, кроме того, побуждают приехать к нам друзей и знакомых этих туристов. Не следует дожидаться, пока будет создана региональная система. Уже на стадии переговоров в ожидании подписания мира можно направить свои силы, ресурсы и творческую энергию на поиск путей достижения этой сулящей немалые выгоды цели. Тогда планы смогут быть осуществлены сразу после подписания договоров.

 

По данным аналитического отчета международной компании Deloitte & Touche, оказывающей консалтинговые услуги ведущим компаниям мира, регион Ближнего Востока занимает лидирующие позиции в мире по занятости гостиничных номеров за первую половину нынешнего года.

 

В отчете Deloitte & Touche говорится, что «в первой половине 2008 года степень заполненности отелей в регионе возросла на 75,3%, в то время, как в 2007 году этот показатель равнялся 68,7%. Средняя стоимость гостиничного номера возросла на 14,1%, что равняется 180 долларам США. Средний доход на номер (RevPAR) на Ближнем Востоке вырос на 21,6%, что равняется 135 долларам США».

 

Что касается непосредственно эмирата Дубай, то средний доход на номер здесь составляет 274 доллара США. В эмирате также достигнут самый выскокий показатель заполненности отелей в регионе – 85,3% и средней стоимости гостиничного номера – 321 доллар США.

 

На курортах Египта также наблюдается рост RevPAR, что обсулавливается низкой ценой за гостиничные номера категории люкс.

 

Страны Ближнего Востока, включая ОАЭ и Оман, активно продолжают инвестировать туристический сектор, пытаясь разнообразить свою экономику, не привязывая ее к доходам от нефтедобычи. Вследствие этого, крупнейшие мировые гостиничные группы, среди которых Intercontinental Hotels Group Plc., Four Seasons и Marriott International Inc. активно расширяют свое присутствие в регионе и создают новые проекты.

 

В этой связи, отдельно следует упомянуть и эмират Дубай, который вложил 4,5 млрд. долларов США в увеличение пропускной способности своего международного аэропорта до 75 млн. пассажиров в год к 2009 году. Однако это не будет его пределом. Уже сейчас обсуждаются планы последующего увеличения аэропортных площадей, что будет способствовать пропускной способности пассажирского потока до 120 млн. человек в год.

 

Кроме того, эмират ставит перед собой цель увеличить количество туристов до 10 млн. человек к 2010 году и до 15 млн. человек к 2015 году.

 

Второе место по заполненности отелей после Ближнего Востока занимает Азиатско-тихоокеанский регион, где этот показатель равняется 67,9%.

 

Кое-где потребуется новое строительство, чтобы сделать такие места привлекательными для посещения. Имеется в виду как создание туристских «деревень», так и возведение фешенебельных отелей и специальных сооружений для отдыха и развлечений. Совместные компании, организованные для продажи комплексных туров, смогут добиться получения иностранных инвестиций для развития туристской инфраструктуры. Туризм на Ближнем Востоке обладает большим экономическим потенциалом и другими важными достоинствами, что делает его особенно привлекательным для иностранных инвесторов. Одним странам региона потребуется построить отели и «деревни» для туристов с умеренными средствами, другим – проложить дороги к уже существующим достопримечательностям и привести в порядок функционирующие горнолыжные маршруты, центры парусного спорта и прочие сооружения для отдыха и развлечений. Этим могут заняться и многонациональные компании с необходимыми средствами. И вновь повторю: чтобы привлечь указанные средства, нам нужны мир и покой. В свою очередь такие инвестиции окажутся для нашего региона стабилизирующим фактором. «Человек человеку волк», – писал Гоббс. Будущий Ближний Восток должен стать местом, где человек человеку – гостеприимный хозяин, а не заложник.

Информация о работе Туристический потенциал Ближнего Востока для развития познавательного туризма