Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:43, реферат
Цель работы: изучить и проанализировать факторы привлекательности Санкт-Петербурга как объекта туризма.
Задачи:
1) рассмотреть базовые основы туристского потенциала региона;
2) рассмотреть и изучить факторы туристской привлекательности региона, способствующие увеличению потока туристов;
3) проанализировать уровень туристской притягательности Санкт-Петербурга по сравнению со Стокгольмом и Хельсинки;
4) обозначить стратегию развития туристского комплекса Санкт-Петербурга.
Введение 2
1. Туристский потенциал Санкт-Петербурга 4
1.1 Базовые основы туристской привлекательности 4
1.2 Природно-рекреационные факторы 5
1.3 Культурно-исторические факторы 5
1.4 Организационно-экономические факторы 7
2. Анализ притягательности Санкт-Петербурга 9
2.1 Методика анализа 9
2.2 Сравнительный анализ привлекательности Санкт-Петербурга, Стокгольма и Хельсинки 9
2.3 Проблемы развития туризма в регионе 11
3. Стратегия развития туризма Санкт-Петербурга 14
Заключение 16
Список литературы: 18
Если рассматривать общее число мест для туристов, включая базы отдыха, дома отдыха, кемпинги, мотели, курорты, санатории, пансионаты, спортивные базы, то общее их количество составляет около 300 объектов Число мест общественного питания растёт, их сейчас в Петербурге около 300 включая бары, рестораны, фаст-фуды, пиццерии и кафе. Самая обширная сеть кофеен Санкт-Петербурга - это «Идеальная чашка». Также множество других кафе - кондитерских («Сладкоежка», «Кофе-бин»), блинных («Чайная ложка», «У тёщи на блинах» - которые очень популярны у иностранцев), международных сетей фаст-фуд и конечно ресторанов от класса люкс до ресторанов со стилизованными интерьерами («Камелот», «Матросская тишина», «Русская рыбалка» и т.д.). Даже самому притязательному клиенту найдется, что увидеть и попробовать в ресторанах Петербурга. Одних ресторанов с кухней почти всех стран мира около ста. Есть даже вегетарианский ресторан. В связи с ростом популярности японской еды, в 3 раза за последний год увеличилось количество японских ресторанов с необычными интерьерами и разнообразным меню. Всего мест, в предприятиях общественного питания около 15000, в среднем одно предприятие общественного питания может принять у себя 50 человек.
Всем выездным и въездным туризмом занимаются чуть больше 300 туристских фирм, из которых около 200 являются туроператорами и остальные турагентами. Санкт-Петербургская туристская фирма «Нева» является одним из крупнейших туроператоров России.
Ежегодно Санкт-Петербург посещают около 3,5 млн. туристов, доход от которых составляет почти 1300 млн. евро. Количество туристов гораздо больше, чем у конкурирующих с ним Стокгольма и Хельсинки, находящихся в почти аналогичных географических и климатических условиях, но гораздо меньших городах. Тем не менее, доходы, получаемые от туристов, выше и в Стокгольме, и в Хельсинки, поскольку факторы притягательности для туристов там более многообразны.
В сравнении с крупнейшими туристическим городами Европы - Парижем и Лондоном число туристов в Санкт-Петербурге составляет 20%, а доход от них менее 10%.
Самыми значительными факторами притяжения в Санкт-Петербурге являются его культурно-исторические достопримечательности, в части которых он конкурирует с Лондоном и Парижем.
Но Санкт-Петербург явно уступает даже Стокгольму и Хельсинки по многим другим факторам притягательности.
Но их ведь можно развивать, инвестируя в связанную с ними инфраструктуру: универсальные концертные залы, площадки для проведения выставок и конгрессов, парки развлечений и пр.
Явно ниже среднего по Европе уровня выглядит пока и имеющаяся в городе транспортно-гостиничная инфраструктура.
В качестве методики исследования
применена разработанная «
Анализ статистики
Количество туристов и доходы от них
Стокгольм и Хельсинки не входят в первую десятку стран городского туризма Европы. С другой стороны, в общемировом рейтинге эти города занимают 11-е и 13-место среди наиболее популярных мест проведения семинаров, конгрессов и выставок. Численность населения этих городов составляет лишь четвертую часть населения Санкт-Петербурга, однако туристов в Стокгольм и Хельсинки приезжает лишь вполовину меньше, чем в Санкт-Петербург. Если бы в Санкт-Петербурге туристов останавливалось бы в пропорциональном отношении столько же, сколько в Стокгольме и Хельсинки, то их число возросло бы вдвое от нынешнего уровня и составило бы 7, 750 млн. в год. При таком количестве Санкт-Петербург стал бы третьим по популярности объектом городского туризма в Европе. Пропорционально росту числа туристов естественным образом увеличивался бы и приносимый ими денежный поток.
Инфраструктура и мощности туризма
Возросшее число туристов потребует почти 48000 новых койко-мест или 238 новых гостиниц, в зависимости от их размера. Туристическая отрасль даст непосредственно 110000 рабочих мест. Стокгольм, Хельсинки и Санкт-Петербург являются морскими городами.
Доля морских путешественников является значительно частью туризма, особенно летом. Для того, чтобы обеспечить хорошее круглогодичное транспортное сообщение, должно быть достаточное количество воздушных маршрутов. Для того, чтобы предложение воздушного транспорта Санкт-Петербурга достигло уровня Хельсинки и Стокгольма, его объем следует нарастить почти в 16 раз по сравнению с нынешним уровнем.
Маркетинг городов и число занятых в нем
В маркетинге городов занято
в среднем по 30 человек, но различия
заключаются в городских
Анализ притягательной силы
Достопримечательности и мероприятия
Санкт-Петербург с точки
зрения уровня предложения как культурно-
Инфраструктура
Во всех сегментах инфраструктуры
имеются большие различия. Наибольшие
из них относятся к сфере
Сервисные факторы
В этой части особенно большие различия были в уровне безопасности городов, в информационно-справочных материалах и пунктах, а также в мероприятиях городов по маркетингу туризма. Активное занятие маркетингом в Стокгольме и Хельсинки явно видно в этом результате. За услуги и иные факторы группа получила оценку 7,7 (Санкт-Петербург 5,1).
Итоговые оценки анализа уровней
После сложения всех сегментов оценка Санкт-Петербурга 5,6, группа Стокгольм-Хельсинки (группа 2) получила соответственно 7,0 (прил. 2, 3).
В Петербург ежегодно приезжают в 10 раз меньше туристов, чем могли - по статистике, до 30 млн. иностранных туристов ежегодно хотят посетить город на Неве. Это во многом вызвано тем, что в городе только 34 тысячи мест в гостиницах и общежитиях, чего явно недостаточно. Кроме того развитию туризма препятствуют транспортные проблемы. В частности, несоответствие аэропорта "Пулково-2" международным стандартам, отсутствие скоростной автомобильной трассы от аэропорта к историческому центру города.
Главной проблемой в развитии
городского туризма на сегодня в
Питере является расширение гостиничной
базы. При этом особого внимания
требует постройка гостиниц среднего
класса, так как именно их в городе
больше всего не хватает. Что для
этого нужно? Заинтересованность инвестиционных,
строительных, управляющих, консалтинговых,
гостиничных компаний в выходе на
рынок Санкт-Петербурга. Для повышения
их заинтересованности администрацией
города сейчас активно корректируются
законодательные, налоговые, организационные
условия, в том числе по передаче
земли инвесторам, дополнительным льготам,
бюджетной поддержке и
В Петербурге был проведен опрос 42 руководителей турфирм, работающих на прием. Например, большинство руководителей турфирм считают, что Петербург должен иметь в глазах туристов имидж культурного центра России и города белых ночей. Также высокую оценку получил имидж конгрессного и научного центра. Имидж же пивной столицы совсем не подходит для города. 83% опрошенных ощущают нехватку в информации о мероприятиях городского масштаба, 81% - о законодательстве в области туризма. Чуть больше половины респондентов жалуются на недостаточность информации о туристских ресурсах города, маркетинговых исследованиях в области въездного туризма и о бухгалтерском учете в туризме. 67% турфирм нуждаются в консультационной поддержке по вопросам законодательства в туризме, а также налоговому законодательству, бухучету и продвижению турпродукта на рынок. Свыше половины руководителей турфирм считают, что для работы в гостиницах и турфирмах не хватает профессиональных кадров. Среди позиций, которые должны быть отражены в законопроекте, 83% директоров отметили необходимость упрощенной системы налогообложения для предприятий туризма и 69% выступили за регулирование проведения городских мероприятий, привлекающих туристов. Также 67% высказали пожелание о создании гибкой системы налогообложения в зависимости от сезонных колебаний, фонда для развития въездного туризма, попросили уделить больше внимания вопросам сотрудничества с субъектами РФ и международным рынком. Опрос проводило Студенческое научное общество Института туризма и гостиничного хозяйства СПбГИЭУ Биржаков М.Б. Проблемы туризма для соотечественников // Туристские фирмы. Справочник. Вып. 27. - СПб: Невский фонд, 2002. - С. 26-62..
На сегодняшний день гостиничный сервис, отвечающий требованиям туристов, относительно развит только на Карельском перешейке (Выборгский, Всеволожский, Приозерский районы), где расположены туристические базы, кемпинги, гостиницы, санатории, дома отдыха, автомагистрали, закусочные, кафе. Здесь же аккумулируется и основной рекреационный спрос жителей Санкт-Петербурга. Главную природно-эстетическую ценность Карельского перешейка представляют побережье Финского залива, Ладожского озера и озерно-речная система Вуокса, продолжающая пейзажи и ландшафты соседней Финляндии.
Обозначились слабые стороны
развития инфраструктуры туризма, отдыха
и развлечений в Санкт-
- нехватка объектов индустрии
отдыха и развлечений (
- неразвитость инфраструктуры
всех видов водного туризма
(от морского и речного
- наличие проблем с благоустройством территорий, прежде всего, прибрежных;
- отсутствие в регионе
туристско-информационных
Решение всех вышеперечисленных проблем позволит увеличить поток туристов в Санкт-Петербург.
По результатам сравнительного анализа (см. п. 2.2.) была выработана конкретная позиция и стратегия развития туризма Санкт-Петербурга до 2015 года Потенциал и план развития туризма Санкт-Петербурга до 2015 года. Презентация // http://www.kvs.spb.ru. Она состоит из трех этапов.
1 этап: ведущий культурный город Европы в 2005-2008гг.
Стратегия основывается на
более эффективном маркетинге блестящих
культурных и исторических достопримечательностей
Санкт-Петербурга путем как значительного
увеличения численности работников
городского туристического бюро, так
и маркетинговых усилий за рубежом.
Эффективный маркетинг
2 этап: самое привлекательное в Европе место проведения различных встреч, конференций, выставок в 2008-2012 гг.
Стратегия основывается на создании мест проведения крупных международных конференций, выставок, конгрессов, ярмарок. Люди, приехавшие на конгрессы и выставки, остаются в городе на более длительные сроки и тратят больше денег на местные услуги. Стратегия поможет также наладить продажи поездок в т.н. мертвые сезоны и, тем самым, сгладить сезонные колебания. развитие факторов притягательности требует также значительных вложений в развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры.
3 этап: самый привлекательный в Европе город для проведения досуга в 2012-2015 гг.
Стратегия третьего этапа
основывается на развитии Санкт-Петербурга
в качестве места проведения досуга,
в первую очередь - семейного. Строительство
универсальных залов для
Стратегия развития туризма в Санкт-Петербурге не может заключаться в пассивном ожидании инвестиций в инфраструктуру туризма. Задача стратегии в формулировании приоритетных направлений деятельности с учетом реального потенциала: город, регион Северо-запада России, регион Балтийского моря, Северное измерение.
Особое значение имеет
определение приоритетов с
Именно наличие мощного
культурного потенциала делает перспективным
развитие города как центра науки, образования,
туризма и коммуникации. Без поддержки
и развития культуры малоперспективными
оказываются планы социально-
Несмотря на исторические катаклизмы, которыми было богато ХХ столетие в России, культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга сохранилось лучше, чем в других российских регионах.
За несколько последних
лет существенно изменилась структура
субъектов культурной деятельности:
на смену монополии