Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:22, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть пути и перспективы развития управления персоналом в сфере туризма в мировой и российской практике
К задачам данной работы относится:
Рассмотреть парадигмы управления персоналом в 20 веке
Изучить значимость стратегического управления персоналом
Рассмотреть основные понятия организации управления в сфере туризма
Изучить специфику управления персоналом в сфере туризма
Введение
Глава 1 Управление персоналом в системе современного менеджмента
Парадигмы управления персоналом в XX в
Стратегическое управление персоналом
Глава 2 Туризм как объект управления
Основные понятия организации и управления в сфере туризма
Специфика организации и управления персоналом в сфере туризма
Заключение
Список использованной работы
Глава 2 Туризм как объект управления
2.1 Основные понятия организации и управления в сфере туризма
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п.
Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни [1, 7].
Туризм в первоначальном
смысле понимался как передвижение
и временное пребывание людей
вне постоянного места
Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов. Организация и управление в сфере туризма тесно связаны с такими понятиями, как «туристская индустрия» и «туристская политика».
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.
Эффективное функционирование
системы туризма невозможно без
планирования, регулирования, координации
и контроля со стороны структур,
ответственных за его развитие. Это
обуславливает необходимость
Туристская политика –
это система методов, мер и
мероприятий социально-
Для реализации национальной
туристской политики и координации
усилий по достижению общественно значимых
целей государство создает
2.2 Специфика организации и управления персоналом в сфере туризма
Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.
Труд в управлении туризмом
специфичен и существенно отличается
от деятельности работников других отраслей,
хотя на первый взгляд можно предположить,
что менеджмент туристского региона
и туристской организации опирается
на ту же базу, что и менеджмент любого
предприятия системы «человек-
Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписаться в единую систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.
Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль…Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона.
Следующая особенность туризма заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.
В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристской услуги может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.
Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые смогут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии туризма [7 с.43].
Специфика туристского продукта связана со спецификой туристского спроса. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин. Первая из них – неосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Разнообразие потребителей туристских услуг – еще одна причина неоднородности спроса на них. Высокая значимость общественных факторов – экономической ситуации в стране, экологии и социальных факторов – вот третья причина различного спроса на туристские услуги [1, с.45].
Наконец, как особенность
туризма следует выделить его
сезонность. При решении проблемы
менеджмента в туризме данное
явление обязательно
- во-первых, при планировании
туристской деятельности во
- во-вторых, непервичность туристской услуги. Хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения. На развитие туризма также сильно влияют политические и экологические явления;
- в-третьих, в туристской
отрасли гораздо большее
- в-четвертых, туристская
услуга уникальна (повторить
[1, 54].Таким образом, туризм
является специфической формой
деятельности людей, которой
Для того чтобы вывести
туристский бизнес в России из кризиса
не нужно придумывать что-то новое,
нужно модернизировать и
Перспективы развития туристского
рынка России позволяют предвидеть,
что через 5 лет в нем будет
задействовано около 3 млн. рабочих
мест, придет в туризм и много
молодёжи, заканчивающей
Основополагающая роль человеческого
фактора в любой сфере
Сотрудники высшего и среднего уровня иерархии управления, менеджеры по персоналу должны в первую очередь понять основной принцип маркетинга, что успех любой сбытовой деятельности (в том числе на рынке услуг) возможен лишь при максимально полном удовлетворении потребностей общества и только тогда возможен подъем экономических показателей деятельности фирмы, получения стабильной, гарантированной прибыли. Персонал сервисных служб, определяющий в конечном итоге имидж и успех фирмы, должен постоянно изучать передовые методы повышения корпоративной культуры, способы адаптации предприятия к факторам постоянно меняющейся внешней среды, принимать непосредственное участие в маркетинговой деятельности фирмы.