Туризм как социокультурное
явление
Аннотация:
В статье анализируется феномен
туризма как социокультурное явление.
Раскрываются история развития туризма
в культуре, его основные аспекты и социальные
функции. Дано социально-философское определение
туристской деятельности.
Ключевые слова: туризм, туристская
деятельность, культура, деятельностный
и аксиологический подходы, путешествие,
массовый, коммерческий, экологический
туризм, социальные функции туризма.
В настоящее время
туризм становится активным явлением
в жизни общества, изменяющим
культурные формы его бытия.
Благодаря активизации этой деятельности,
усиливаются коммуникативные связи,
расширяется культурное пространство,
развивается экономика, гражданская
культура, обогащается духовный
потенциал личности и общества.
В силу этого в научном познании
заметна активизация исследований
феномена туризма. В последние
годы появились работы, посвященные
изучению экономического содержания
этого вида деятельности. Имеются
исследования спортивного, этнографического,
экологического, ностальгического
и других видов туризма. Актуальность
туризма в жизни общества с
необходимостью вызывают определение
его институциональных основ,
что делает туризм политически
значимым объектом правительственных
решений. Так, в 1996 г. в Российской Федерации
был принят Закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации»,
в котором определены основные положения
туризма и его организационные формы.
В 2006 г. в Санкт-Петербурге на заседании
межпарламентской ассамблеи государств-участников
СНГ был принят Модельный Закон о туристической
деятельности, в котором наряду с другими
положениями отмечены необходимость проведения
научных исследований в сфере туризма
и туристской индустрии, маркетинговых
и консалтинговых работ; ведение юридической
защиты граждан и разрешение споров в
сфере туризма (третейский суд) и другие
проблемы.
Таким образом,
туризм в современном мире
становится важнейшей общественной
деятельностью, требующей глубокого
социально-философского изучения. Однако
те исследования, которые в настоящее
время активизируются, актуальны,
но в большей степени носят
фрагментарный характер, не нацелены
на обобщенное познание этого
явления культуры и общественной
жизни. В данной статье предпринята попытка
восполнить этот пробел, определив социокультурное
содержание туризма, его роль и формы бытия.
Основные подходы определены объектом
изучения. Ими являются принципы объективности
и конкретности анализа, историзма, деятельностный
и аксиологический подходы, позволяющие
понять генезис туризма в истории культуры,
определить его сущность и существования.
Как особый вид
деятельности туризм имеет глубокие
исторические корни и первоначально
был связан с путешествием. В.С.
Боголюбов и В.П. Орловская в развитии
туризма выделяют 4 этапа. Первый этап
– предыстория туризма. Он начинается
с формирования цивилизации и длится до
начала XIX в. Второй – это элитарный туризм
(XIX – начало XX в.), связанный с зарождением
специализированных предприятий по производству
туристских услуг. Третий этап приходится
на первую половину ХХ в., когда активно
начинает развиваться социальный туризм.
Четвертый (современный этап) – период
после Второй мировой войны. Он характеризуется
тем, что активно распространяется массовый
туризм, формируется туристическая индустрия
как межотраслевой комплекс по производству
товаров и услуг. В основу данной периодизации
авторами были положены технико-экономические
и социальные критерии, а также целевые
функции туризма на разных этапах социокультурного
развития [1, с. 73].
В принципе с
такой периодизацией развития
туризма можно согласиться, так
как он отвечает исторической
логике. Как социокультурное явление
туризм непосредственным образом связан
с динамикой культуры, изменением систем
ценностей, деятельности и социальных
отношений.
В античности туризм
определялся особенностями этой
культуры и общественной жизни.
Он был связан с путешествиями,
мотивами которых были в большей
степени утилитарные ценности, чаще
всего это потребности вести
торговлю или лечение. В силу
того что античная культура
характеризовалась соревновательностью
(агонизмом), открывалась возможность
для всех желающих попробовать себя в
разных видах искусства – ремесле, спорте,
ораторском искусстве, театральных зрелищах,
которые проводились в разных городах
Древней Греции. В культуре средних веков
путешествия носили религиозный смысл
и были связаны с половничеством к святым
местам. В эпоху Возрождения меняются
цели и ценности культуры. Корпоративность
и коллективизм уступают место индивидуализму,
набожность – просвещенности. Путешествия
становятся занятием светским, и в основном
мотивированы стремлением получить образование.
Не последнюю роль в расширении пространства
для путешествий сыграла колонизация.
«Отличительные черты
путешествий до середины XIX в.
– это примитивизм средств
передвижения; путешествие не самоцель,
а необходимое условие и средство
к достижению определенной цели
(решение торговых дел, расширение
образовательного кругозора, лечение,
паломничество); элитарность путешествия.
Объединяло всех путешественников
то, что они относились к меньшинству,
занимавшему привилегированное
положение в обществе, а большинство
«маленьких людей» оставалось
в стороне» [1, с. 76].
С развитием капиталистических
форм хозяйствования и промышленности
в культуре Нового времени
наметился поворот к массовым
путешествиям, а расширение сети
дорог и средств передвижения,
растущее благосостояние европейцев,
постепенное сокращение рабочего
времени превратили путешествия
в отдых. Появились и первые
предприятия, которые стали заниматься
туристическим бизнесом. Швейцарский
исследователь туризма профессор
К. Каспар отмечает: «В этот период становления
туризма строились, в первую очередь, роскошные
гостиницы, которые обслуживали представителей
аристократических кругов, «нового дворянства»,
высшего офицерства. В зависимости от
времени года элита либо пребывала на
французской или итальянской Ривьере,
либо отдыхала на термальных курортах
Швейцарии и Германии, либо предпринимала
длительные путешествия в Северную Африку,
Египет, Грецию» [1, с. 78].
В начале ХХ в.
появился и получил распространение социальный
туризм, обусловленный общественной потребностью.
Его основными чертами является массовость,
интенсивность, превращение в индустрию
отдыха со своими организационными формами
и методами, продуктом и производственным
циклом.
В настоящее время
туризм становится, с одной стороны,
все более дифференцированным, с
другой – специализированным, в
силу разнообразия социальных
потребностей в отдыхе, развлечении,
путешествии и проч. В результате
массовизации современной культуры формируется
особый тип человека, которого определяют
как «человека массового, потребляющего».
В социальной сфере происходят трансформации,
связанные с тем, что рынок производителей
сменяется рынком потребителей. Усложняется
мотивация туристского спроса: наряду
с рекреационным растущее значение приобретают
образовательный, коммуникативный и инвестиционный
аспекты туризма.
В настоящее время
туризм превратился в крупнейшую
отрасль производства, уступая по
доходности лишь добыче и переработке
нефти. Туризм (по данным Всемирной
туристской организации) обеспечивает
10 % оборота производственно-сервисного
рынка планеты. На сферу туризма
приходится около 6 % мирового
валового национального продукта,
7 % мировых инвестиций, 11 % мировых
потребительских расходов, 5 % всех
налоговых поступлений, каждое 16-е
рабочее место. По данным ВТО
ежегодно одна треть населения
Земли принимает участие в
поездках. Согласно прогнозам, прирост
международного туризма будет
составлять ежегодно 4 %. Таким образом,
туризм, с одной стороны, детерминирован
социально-экономическим, научно-техническим
развитием общества и культуры,
с другой – превратился в
мощный фактор и показатель
общественного благополучия и
цивильности.
Дать полное и
неоднозначное определение понятию
«туризм» достаточно сложно. В
данной дефиниции трудно отразить
все важнейшие свойства, черты
и признаки этой деятельности.
Туризм можно определить как
деятельность, как производство, как
сферу жизни, как потребность,
как услугу, как общение. В его
определении можно акцентировать
внимание на отдельных аспектах:
экономическом, психологическом, нравственном,
правовом, педагогическом, политическом
и проч.
В 1954 г. ООН утвердила
следующее определение туризма:
«Туризм это активный отдых,
влияющий на укрепление здоровья,
физическое развитие человека, связанный
с передвижением за пределами
постоянного места жительства».
Согласно Манильской декларации по мировому
туризму, принятой в 1980 г., туризм стали
понимать как деятельность, имеющую большое
значение в жизни народов в силу непосредственного
воздействия на социальную, культурную,
образовательную и экономическую области
жизни государств и их международные отношения.
В материалах Всемирной
конференции по туризму, проведенной
Всемирной туристской организацией
(ВТО) в 1981 г. в Мадриде, туризм
определяется как один из видов
активного отдыха, представляющий
собой путешествия, совершаемые
с целью познания тех или
иных районов, новых стран и
сочетаемые в ряде стран с
элементами спорта.
В 1993 г. статистическая
комиссия ООН приняла более
широкое определение туризма:
«Туризм – это деятельность
лиц, которые путешествуют и
осуществляют пребывание в местах,
находящихся за пределами их
обычной среды, в течение периода,
не превышающего одного года
подряд, с целью отдыха, деловыми
и прочими целями».
В Федеральном законе «Об
основах туристской деятельности в
Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ
определение звучит следующим образом:
«Туризм – временные выезды (путешествия)
граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства
(далее граждане) с постоянного
места жительства в оздоровительных,
познавательных, профессионально-деловых,
спортивных, религиозных и иных целях
без занятия оплачиваемой деятельностью
в стране (месте) временного пребывания».
В научной литературе также
существует множество различных
подходов к определению туризма.
Так, П. Бернекер определяет туризм как
совокупность взаимоотношений и услуг,
связанных с временной и добровольной
сменой путешественником места жительства
по некоммерческим или непрофессиональным
причинам.
В. Азар формулирует
понятие туризма как большую экономическую
систему с разнообразными связями между
отдельными элементами в рамках как народного
хозяйства отдельной страны, так и связей
национальной экономики с мировым хозяйством
в целом.
Согласно определению
Международной ассоциации научных
экспертов в области туризма,
его рассматривают как совокупность
отношений и явлений, которые
возникают во время перемещения
и пребывания людей в местах, отличных
от их постоянного проживания и работы.
Некоторые авторы рассматривают туризм
как особого рода межличностную деятельность,
которая в условиях интернационализации
жизни превратилась в средство межличностных
связей в процессе политических, экономических
и культурных контактов, в один из факторов,
определяющих качество жизни.
Наиболее распространенным
является следующее определение
туризма: «туризм временное перемещение
людей из места своего постоянного
проживания в другую страну
или местность в пределах своей
страны в свободное время в
целях получения удовольствия
и отдыха, оздоровительных, гостевых,
познавательных или в профессионально-деловых
целях, но без занятия оплачиваемой
работой в посещаемом месте».
Как видно, и
в официальных документах, и в
научных исследованиях нет четко
определенного понятия туризма.
С точки зрения социально-философского
анализа в определении туризма
следует исходить из двух основополагающих
теорий – теории деятельности
и теории ценностей. Известно,
что «любая деятельность носит
одновременно и материальный
и духовный характер, она включает
в себя как реальное преобразование
мира…, так и идеальное…, возникающее
на основе формирования образа
внешней действительности, выработки
определенных представлений, понятий,
знаний созидания мысленной модели
будущей действительности» [3, с.
27–28]. Человеческая деятельность
не только особая форма активности,
но могучая социальная сила, способная
изменить систему объективных
и субъективных условий существования
человека, социальные институты
и отношения, систему мировоззрения
и образ жизни людей. В этом
качестве она позволяет раскрыть
социальную природу общественных
и культурных явлений, в том
числе туризма.
Туризм – социальная
деятельность, которая носит целенаправленный,
целеполагающий характер, детерминированная
потребностями людей в цивильном
использовании досуга (свободного
времени) на основе приобретения
ими туристических услуг. Как
любая форма деятельности туризм
включает в себя разделение
и кооперацию, обмен деятельностью,
основана на общении и официально
признается законом. Ее возникновение
связано с потребностями людей
в получении определенных жизненных
благ (отдых, просвещение, культурное
обогащение, лечение, спорт). Если
принять во внимание положения
А. Маслоу о дефицитарных и бытийственных
потребностях, то можно утверждать, что
возникновение туризма в культуре общества
и его развитие обусловлено дефицитарными
потребностями, так как данная деятельность
способна поддерживать факт биологической
и социальной жизни людей, продлевая здоровье
и долголетие человека.