Туризм как социокультурное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:32, реферат

Описание работы

В настоящее время туризм становится активным явлением в жизни общества, изменяющим культурные формы его бытия. Благодаря активизации этой деятельности, усиливаются коммуникативные связи, расширяется культурное пространство, развивается экономика, гражданская культура, обогащается духовный потенциал личности и общества. В силу этого в научном познании заметна активизация исследований феномена туризма. В последние годы появились работы, посвященные изучению экономического содержания этого вида деятельности. Имеются исследования спортивного, этнографического, экологического, ностальгического и других видов туризма. Актуальность туризма в жизни общества с необходимостью вызывают определение его институциональных основ, что делает туризм политически значимым объектом правительственных решений. Так, в 1996 г. в Российской Федерации был принят Закон «Об основах туристской деятельности в

Файлы: 1 файл

Туризм как социокультурное явление.docx

— 23.11 Кб (Скачать файл)

Туризм как социокультурное явление

 

 

 

Аннотация:

 

В статье анализируется феномен  туризма как социокультурное явление. Раскрываются история развития туризма в культуре, его основные аспекты и социальные функции. Дано социально-философское определение туристской деятельности.

 

Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, культура, деятельностный и аксиологический подходы, путешествие, массовый, коммерческий, экологический туризм, социальные функции туризма.

 

 

 

   В настоящее время  туризм становится активным явлением  в жизни общества, изменяющим  культурные формы его бытия.  Благодаря активизации этой деятельности, усиливаются коммуникативные связи,  расширяется культурное пространство, развивается экономика, гражданская  культура, обогащается духовный  потенциал личности и общества. В силу этого в научном познании  заметна активизация исследований  феномена туризма. В последние  годы появились работы, посвященные  изучению экономического содержания  этого вида деятельности. Имеются  исследования спортивного, этнографического, экологического, ностальгического  и других видов туризма. Актуальность  туризма в жизни общества с  необходимостью вызывают определение  его институциональных основ,  что делает туризм политически  значимым объектом правительственных  решений. Так, в 1996 г. в Российской Федерации был принят Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором определены основные положения туризма и его организационные формы. В 2006 г. в Санкт-Петербурге на заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ был принят Модельный Закон о туристической деятельности, в котором наряду с другими положениями отмечены необходимость проведения научных исследований в сфере туризма и туристской индустрии, маркетинговых и консалтинговых работ; ведение  юридической защиты граждан и разрешение споров в сфере туризма (третейский суд) и другие проблемы.

 

   Таким образом,  туризм в современном мире  становится важнейшей общественной  деятельностью, требующей глубокого  социально-философского изучения. Однако  те исследования, которые в настоящее  время активизируются, актуальны,  но в большей степени носят  фрагментарный характер, не нацелены  на обобщенное познание этого  явления культуры и общественной жизни. В данной статье предпринята попытка восполнить этот пробел, определив социокультурное содержание туризма, его роль и формы бытия. Основные подходы определены объектом изучения. Ими являются принципы объективности и конкретности анализа, историзма, деятельностный и аксиологический подходы, позволяющие понять генезис туризма в истории культуры, определить его сущность и существования.

 

   Как особый вид  деятельности туризм имеет глубокие  исторические корни и первоначально  был связан с путешествием. В.С.  Боголюбов и В.П. Орловская в развитии туризма выделяют 4 этапа. Первый этап – предыстория туризма. Он начинается с формирования цивилизации и длится до начала XIX в. Второй – это элитарный туризм (XIX – начало XX в.), связанный с зарождением специализированных предприятий по производству туристских услуг. Третий этап приходится на первую половину ХХ в., когда активно начинает развиваться социальный туризм. Четвертый (современный этап) – период после Второй мировой войны. Он характеризуется тем, что активно распространяется массовый туризм, формируется туристическая индустрия как межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг. В основу данной периодизации авторами были положены технико-экономические и социальные критерии, а также целевые функции туризма на разных этапах социокультурного развития [1, с. 73].

 

   В принципе с  такой периодизацией развития  туризма можно согласиться, так  как он отвечает исторической  логике. Как социокультурное явление туризм непосредственным образом связан с динамикой культуры, изменением систем ценностей, деятельности и социальных отношений.

 

   В античности туризм  определялся особенностями этой  культуры и общественной жизни.  Он был связан с путешествиями,  мотивами которых были в большей  степени утилитарные ценности, чаще  всего это  потребности вести  торговлю или лечение. В силу  того что античная культура  характеризовалась соревновательностью (агонизмом), открывалась возможность для всех желающих попробовать себя в разных видах искусства – ремесле, спорте, ораторском искусстве, театральных зрелищах, которые проводились в разных городах Древней Греции. В культуре средних веков путешествия носили религиозный смысл и были связаны с половничеством к святым местам. В эпоху Возрождения меняются цели и ценности культуры. Корпоративность и коллективизм уступают место индивидуализму, набожность – просвещенности. Путешествия становятся занятием светским, и в основном мотивированы стремлением получить образование. Не последнюю роль в расширении пространства для путешествий сыграла колонизация.

 

   «Отличительные черты  путешествий до середины XIX в.  – это  примитивизм средств  передвижения; путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство  к достижению определенной цели (решение торговых дел, расширение  образовательного кругозора, лечение,  паломничество); элитарность путешествия.  Объединяло всех путешественников  то, что они относились к меньшинству,  занимавшему привилегированное  положение в обществе, а большинство  «маленьких людей» оставалось  в стороне» [1, с. 76].

 

   С развитием капиталистических  форм хозяйствования и промышленности  в культуре Нового времени  наметился поворот к массовым  путешествиям,  а расширение сети  дорог и средств передвижения, растущее благосостояние европейцев, постепенное сокращение рабочего  времени превратили путешествия  в отдых. Появились и первые  предприятия, которые стали заниматься  туристическим бизнесом. Швейцарский  исследователь туризма профессор  К. Каспар отмечает: «В этот период становления туризма строились, в первую очередь, роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, «нового дворянства», высшего офицерства. В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию» [1, с. 78].

 

   В начале ХХ в. появился и получил распространение социальный туризм, обусловленный общественной потребностью. Его основными чертами является массовость, интенсивность, превращение в индустрию отдыха со своими организационными формами и методами, продуктом и производственным циклом.

 

   В настоящее время  туризм становится, с одной стороны,  все более дифференцированным, с  другой – специализированным, в  силу разнообразия социальных  потребностей в отдыхе, развлечении,  путешествии и проч. В результате  массовизации современной культуры формируется особый тип человека, которого определяют как «человека массового, потребляющего». В социальной сфере происходят трансформации, связанные с тем, что рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.

 

   В настоящее время  туризм превратился в крупнейшую  отрасль производства, уступая по  доходности лишь добыче и переработке  нефти. Туризм (по данным Всемирной  туристской организации) обеспечивает 10 % оборота производственно-сервисного  рынка планеты. На сферу туризма  приходится около 6 % мирового  валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 11 % мировых  потребительских расходов, 5 % всех  налоговых поступлений, каждое 16-е  рабочее место. По данным ВТО  ежегодно одна треть населения  Земли принимает участие в  поездках. Согласно прогнозам, прирост  международного туризма будет  составлять ежегодно 4 %. Таким образом,  туризм, с одной стороны, детерминирован  социально-экономическим, научно-техническим  развитием общества и культуры, с другой – превратился в  мощный фактор и показатель  общественного благополучия и  цивильности.

 

   Дать полное и  неоднозначное определение понятию  «туризм» достаточно сложно. В  данной дефиниции трудно отразить  все важнейшие свойства, черты  и признаки этой  деятельности. Туризм можно определить как  деятельность, как производство, как  сферу жизни, как потребность,  как услугу, как общение. В его  определении можно акцентировать  внимание на отдельных аспектах: экономическом, психологическом, нравственном, правовом, педагогическом, политическом и проч.

 

   В 1954 г. ООН утвердила  следующее определение туризма:  «Туризм это активный отдых,  влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный  с передвижением за пределами  постоянного места жительства».  Согласно Манильской декларации по мировому туризму, принятой в 1980 г.,  туризм стали понимать как деятельность, имеющую большое значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения.

 

   В материалах Всемирной  конференции по туризму, проведенной  Всемирной туристской организацией (ВТО) в 1981 г. в Мадриде, туризм  определяется как один из видов  активного отдыха, представляющий  собой путешествия, совершаемые  с целью познания тех или  иных районов, новых стран и  сочетаемые в ряде стран с  элементами спорта.

 

   В 1993 г. статистическая  комиссия ООН приняла более  широкое определение туризма:  «Туризм – это деятельность  лиц, которые путешествуют и  осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их  обычной среды, в течение периода,  не превышающего одного года  подряд, с целью отдыха, деловыми  и прочими целями». 

 

В Федеральном законе «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ определение звучит следующим образом: «Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного  места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях  без занятия оплачиваемой деятельностью  в стране (месте) временного пребывания».

 

В научной литературе также  существует множество различных  подходов к определению туризма. Так, П. Бернекер определяет туризм как совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам.

 

   В. Азар формулирует понятие туризма как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом.

 

   Согласно определению  Международной ассоциации научных  экспертов в области туризма,  его рассматривают как совокупность  отношений и явлений, которые  возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания и работы. Некоторые авторы рассматривают туризм как особого рода межличностную деятельность, которая в условиях интернационализации жизни превратилась в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

 

   Наиболее распространенным  является следующее определение  туризма: «туризм временное перемещение  людей из места своего постоянного  проживания в другую страну  или местность в пределах своей  страны в свободное время в  целях получения удовольствия  и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых  целях, но без занятия оплачиваемой  работой в посещаемом месте».

 

   Как видно, и  в официальных документах, и в  научных исследованиях нет четко  определенного понятия туризма.  С точки зрения социально-философского  анализа в определении туризма  следует исходить из двух основополагающих  теорий – теории деятельности  и теории ценностей. Известно, что «любая деятельность носит  одновременно и материальный  и духовный характер, она включает  в себя как реальное преобразование  мира…, так и идеальное…, возникающее  на основе формирования образа  внешней действительности, выработки  определенных представлений, понятий,  знаний созидания мысленной модели  будущей действительности» [3, с. 27–28]. Человеческая деятельность  не только особая форма активности, но могучая социальная сила, способная  изменить систему объективных  и субъективных условий существования  человека, социальные институты  и отношения, систему мировоззрения  и образ жизни людей. В этом  качестве она позволяет раскрыть  социальную природу общественных  и культурных явлений, в том  числе туризма.

 

   Туризм – социальная  деятельность, которая носит целенаправленный, целеполагающий характер, детерминированная  потребностями людей в цивильном  использовании досуга (свободного  времени) на основе приобретения  ими туристических услуг. Как  любая форма деятельности туризм  включает в себя разделение  и  кооперацию, обмен деятельностью,  основана на общении и официально  признается законом. Ее возникновение  связано с потребностями людей  в получении определенных жизненных  благ (отдых, просвещение, культурное  обогащение, лечение, спорт). Если  принять во внимание положения  А. Маслоу о дефицитарных и бытийственных потребностях, то можно утверждать, что возникновение туризма в культуре общества и его развитие обусловлено дефицитарными потребностями, так как данная деятельность способна поддерживать факт биологической и социальной жизни людей, продлевая здоровье и долголетие человека.

Информация о работе Туризм как социокультурное явление