Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:32, реферат
В настоящее время туризм становится активным явлением в жизни общества, изменяющим культурные формы его бытия. Благодаря активизации этой деятельности, усиливаются коммуникативные связи, расширяется культурное пространство, развивается экономика, гражданская культура, обогащается духовный потенциал личности и общества. В силу этого в научном познании заметна активизация исследований феномена туризма. В последние годы появились работы, посвященные изучению экономического содержания этого вида деятельности. Имеются исследования спортивного, этнографического, экологического, ностальгического и других видов туризма. Актуальность туризма в жизни общества с необходимостью вызывают определение его институциональных основ, что делает туризм политически значимым объектом правительственных решений. Так, в 1996 г. в Российской Федерации был принят Закон «Об основах туристской деятельности в
Бытийственные потребности – это потребности в самореализации, в самоуважении, самосовершенствовании, самореализации и другие. Туризм открывает возможности для утверждения себя как личности, общения, развития коммуникативных связей, повышения знаний и уровня культуры, совершенствования духовного потенциала, психологического комфорта и прочего. Туризм как вид деятельности открывает новые и иные горизонты культуры, становится для человека своеобразной формой его бытия.
Социально-философский
анализ деятельности
Под туристским
регионом следует понимать
Содержание туризм как социокультурного явления раскрывается в различных аспектах, каждый из которых характеризует определенную сторону этой деятельности, а в целом они позволяют понять ее сущностью. Гносеологический аспект проявляется в том, что туризм направлен на получение определенной информации и знаний, с одной стороны; с другой – гносеологический аспект можно определить как предпосылку успеха туризма. Эта деятельность требует от субъекта определенных знаний, в частности о регионе, его географии, природно-климатических особенностях, а также знаний по ведению туристической деятельности. Эти знания системы и неотделимы от самой деятельности.
Праксиологический аспект туризма выражается в том, что благодаря этой деятельности человек развивается как личность, культурно обогащается, повышая свой духовный потенциал. В тоже время туризм как деятельность способен изменить социальную и природную среду. Туристы нередко нарушают спокойное течение жизни людей и их социальный уклад, а местные органы самоуправления вынуждены расходовать больше средств на строительство и эксплуатацию водоочистных установок и дорог, необходимых для обслуживания большого числа гостей и т.д.
Достаточно рельефно
выражен в туризме
Аксиологический аспект туризма проявляется, во-первых, в ценностном сознании ее субъектов, то есть системе установок, взглядов, идей, предпочтений, выработанных в их культуре. Во-вторых, сама туристическая деятельность представляет собой социокультурную ценность и, в-третьих, ценностным является продукт туристической деятельности.
Деятельностный подход к анализу туризма позволяет вскрыть внутренние противоречия этого явления культуры и общества, которые обуславливают его развитие. С одной стороны, туризм представляет собой социальную форму человеческой активности, но, с другой, он не возможен вне природной основы, во-первых, потому, что сам человек является природным существом, во-вторых, деятельность человека ориентирована на природные формы. Туризм как деятельность носит субъективный характер и в то же время определяется его объектом. Туристическая деятельность свободна и в тоже время обусловлена необходимостью. Она носит осознанный характер, но как в любой деятельности в ней имеется компонент бессознательного. Эти противоречия не могут быть сняты, разрешаясь они обуславливают социокультурную динамику туризма.
Роль, место и значение
туризма в жизни культуры и
общества определяются его
1)
удовлетворением потребностей
2) познавательной, через данную деятельность открываются возможности для активного приобретения новых знаний о культуре;
3)
коммуникативной, связанной с
расширением и укреплением
4) социализацией и инкультурацией личности, связанной с возможностью усвоения социальных и культурных норм;
5)
мотивационной, то есть данная
деятельность способна
Ссылки:
1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М.: Академия, 2005.
2. Гаврильчак Н.И., Павлова Г.А., Пчелинцев Ю.И. Сфера туризма: социально-экономическая природа, значение развития. СПб., 2000.
3. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 2005.