Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:40, дипломная работа
С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.
Введение
Глава 1 Место туризма в экономике страны
1.1 Туристический потенциал России
1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации
1.3 Состояние туристской инфраструктуры
1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Глава 2 Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
2.2 Анализ продвижения туристского продукта России на международном и внутреннем туристских рынках
2.3 Проблемы развития туризма в России и пути их решения
Глава 3 Перспективы развития туризма в Республике Дагестан
3.1 Курортно-рекреационный потенциал Дагестана - тенденции и проблемы
3.2 Перспективы развития рынка туризма в Дагестане - государственная и инвестиционная поддержка
Заключение
Список литературы
Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и г. Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.
На территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов.
Стимулом для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации могут стать принятые в 2006 году изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Индустрия гостиничного дела и питания
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма. Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было.
Серьезный недостаток гостиничных мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34%.
По сравнению с началом 1999-х гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения не увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров регионах. Таким образом, объемы неосвоенных туристских ресурсов за последнее время только возросли.
Существующая материальная база гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется высокой степенью физического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции и замене. Сохранилась и даже обострилась проблема неравномерности размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики.
Вторая составляющая индустрии гостеприимства - система питания - практически на 100% находится в сфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимости единовременного вложения крупных инвестиций и высокой отдачи получила интенсивное развитие. В настоящее время создано достаточное количество учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей, в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих услуги любого уровня сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место и в других туристских центрах.
Индустрия транспорта
Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.
Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привел к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству.
Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и другими факторами.
Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма.
1.4 Характеристика
рынка туризма наиболее
Первые места по развитию туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По данным Российского союза туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал.
Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России.
Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам местной администрации, годовая емкость туристического рынка Ярославля -- $39,6 млн.
Тот факт, что исторический центр Ярославля недавно был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов.
Поток туристов
по городам Золотого кольца имеет
серьезную тенденцию к
В течение последних двух лет в крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих категории 3* и 4*. Так, в начале года в центре Воронежа собственником -- компанией «Стройсервис» была открыта 4* гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров.
В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4* гостиница на Золотом кольце -- Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4* на 100 номеров каждая.
В августе 2005 года открылась гостиница в Ростове Великом, в сентябре -- «Москва» в Угличе, в конце года -- в Переславле-Залесском.
Владимирский отель «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров.
Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3*, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4* в Тверской области.
В 2004 и первой половине 2005 года было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко.
Несмотря на
большой туристический
с недостаточной
комфортностью гостиничных
Например, гостиница «Рижская», лучшая на сегодняшний день в Пскове, предоставляет номера по цене от $33 до $90. Другие гостиницы предлагают номера стоимость от $6. В последние годы началось строительство нескольких современных отелей, однако, они небольшие - до 50 мест. Строительство гостиницы на берегу реки Великой, в центре города, которая по проекту должна стать самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем на 20 лет. Причина - недостаточное финансирование и несогласованная позиция собственников. В настоящий момент строительство приостановлено. Среди проектов, реализация которых уже начата, - строительство компанией «Старые кварталы» гостиниц в исторической части города, на берегу реки Псковы.
Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день).
Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде субъектов региона улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в настоящее время в далеко не полной степени.
Процесс формирования,
становления и развития туристской
отрасли, в качестве значимой отрасли
территориальной специализации, в
настоящее время не возможен без
реальной государственной поддержки,
и, прежде всего, в области рекламно-
Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России как одного из главных факторов процветания региона и учитывая его важность, главной задачей представляется усиление координации органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.
Основная цель
СЗФО состоит в формировании конкурентоспособной
туристско-рекреационной
Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и остается одним из самых привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.
Нехватка гостиничных мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем незагружены.