Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:40, дипломная работа
С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.
Введение
Глава 1 Место туризма в экономике страны
1.1 Туристический потенциал России
1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации
1.3 Состояние туристской инфраструктуры
1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Глава 2 Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
2.2 Анализ продвижения туристского продукта России на международном и внутреннем туристских рынках
2.3 Проблемы развития туризма в России и пути их решения
Глава 3 Перспективы развития туризма в Республике Дагестан
3.1 Курортно-рекреационный потенциал Дагестана - тенденции и проблемы
3.2 Перспективы развития рынка туризма в Дагестане - государственная и инвестиционная поддержка
Заключение
Список литературы
В последние два года в Петербурге наблюдается бум открытия новых мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких отелей уже несколько десятков. Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям ставит задачу до 2010 года довести число гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем строительства в Петербурге к 2010 году 150 гостиниц на 15 тысяч номеров. Информация предоставлена с Сайта Российского союза туристической индустрии.
Южный федеральный округ характеризуется высоким развитием рынка туризма.
Крупные города
ЮФО в силу индивидуальных особенностей
являются точками ростами различных
сегментов рынка коммерческой недвижимости.
Так, в Ростове-на-Дону идет активное
строительство офисных
В ЮФО основными городами, где развивается туризм и гостиничное дело, являются Сочи и города Кавказских Минеральных Вод. Сочи - город-курорт федерального значения, сравнимый по своим уникальным характеристикам с лучшими курортами юга Франции, а Красная Поляна за последние 2 года превратилась в фешенебельный горнолыжный курорт.
Число гостиниц в Сочи и Красной Поляне достигает 240 (включая мини-тели), среди которых - отеля под управлением международного гостиничного оператора Radisson SAS: «Лазурная» - 4*, 300 номеров; «Парк-тель» - 4*, 447 номеров; «Пик-тель», на горнолыжном курорте «Красная Поляна», - 4*, 116 номеров.
Средняя стоимость проживания в гостинице высокого уровня в сезон - 200-400 долларов США в день. Стабильно высокий спрос наблюдается на номера повышенной комфортности. В сезон уровень загрузки гостиничных предприятий Сочи достигает 100%. Огромный туристический потенциал Сочи и Красной Поляны сделал их особенно привлекательными для инвестиций со стороны российских и зарубежных компаний. Компания «Юмако» разработала 58 перспективных проектов на территории города Сочи и прилегающих курортов емкостью 37 тыс. мест, в числе которых - многофункциональные центры «Сочи-лаза» и «Чайка-плаза) (реконструкция гостиниц «Москва» и «Чайка»), «Сочи Гольф» и «Кантри Клаб».
Единый проект
развития курорта Геленджика курируется
южноафриканской компанией «
Основными инвесторами курорта выступили «Газпром», «Юмако» и РАО «ЕЭС России». Предполагается, что суммарные инвестиции участников проекта горнолыжного курорта должны составить 1,5 млрд. долларов США за 15 лет. Гостиничный сектор будет одним из самых быстро развивающихся секторов коммерческой недвижимости в Южном федеральном округе.
Помимо курортов Краснодарского края, внимание инвесторов привлекают курорты Кавказских Минеральных Вод, но активное освоение этой территории еще не началось.
По оценкам специалистов Министерства по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области за последние четыре года туристический рынок увеличился в два раза. Подавляющее большинство турфирм работают сезонно и по конкретным программам. Серьезных компаний наберется не более десятка, среди них традиционно ЗАО «Спутник», ООО «Интурист» (г. Ростов-на-Дону), «Донинтурфлот», «Рейна Тур НТВ», ООО «Розовый слон», ООО туристский центр «Ростов-турист». В этой группе лидерские позиции прочно удерживает «Розовый слон», компания номинирована в числе 250 самых успешных туристических компаний России, за семь лет работы на туристическом рынке, по различным оценкам, ее годовой финансовый оборот достиг 3,78 млн долларов.
На сегодняшний день основная статья дохода ростовских туроператоров - выездной туризм. Среди предлагаемых маршрутов можно выделить четыре основные направления внутри страны:
- черноморское
побережье Кавказа, санаторно-
- ближнее зарубежье
- Украина (Симферополь,
- традиционные туры по Европе во Францию, Италию, Германию, Чехию, Словакию, Польшу;
- пляжный вариант отдыха (в основном Турция, Египет, Арабские Эмираты).
Ростовская область по количеству туристских фирм и туристско-рекреационному потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, уступая таким центрам отечественного и мирового туризма, как г. Москва и г. Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский и Ставропольский края. По Южному федеральному округу Ростовская область также находится в числе лидеров.
Туристскими центрами области остаются города: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалитвенский, Цимлянский и Шолоховский районы.
Однако при наличии благоприятных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Ростовской области остается невостребованным. Вьездной и внутренний туризм в Ростовской области развит слабо. Сложившаяся в Ростовской области территориально-рекреационная система в сопоставлении с соседними Краснодарским и Ставропольским краями (где рекреация и комплексированные с ней отрасли обеспечивает 15 и 10 % всех рабочих мест соответственно) - достаточно маломощна и не играет существенной роли в региональной экономике.
Наличие на территории области определенного комплекса природных, историко-культурных и социально-экономических факторов развития туристско-рекреационной и санаторно-курортной сферы позволяют говорить о потенциале и перспективах рекреации, возможности (при условии обеспечения необходимых организационных, экономических и иных условий) стабильного конкурентоспособного «присутствия» Ростовской области на национальном рынке рекреационно-туристских услуг. Бедрик А.И. О развитии туристической индустрии на Дону// Молот.-2006.-№3
Обладая уникальнейшими туристско-рекреационными ресурсами и имея 200-летний опыт оказания санаторно-курортных услуг, Ставрополье может принимать свыше 2 млн. туристов. Ставропольский край является транзитной территорией для транспортных потоков, здесь работает более 47 автопредприятий, два международных аэропорта, имеется инфраструктурная база туризма. В настоящее время в туристской отрасли Ставропольского края осуществляют свою деятельность 118 санаторно-оздоровительных учреждений, 5 баз отдыха, 72 учреждения гостиничного типа (из которых 60 гостиниц, мотелей и общежитей для приезжих без категории, 4 гостиницы категории 1 звезды, 7 двух - трёхзвёздочных гостиниц и 1 гостиница категории 4 звезды в город Кисловодске), а также порядка 130 туристических организаций (туроператоров и турагентов).
Природа, поражающая
своей красотой и необузданностью,
красивейшие архитектурные и
исторические памятники создают
необходимые условия для
Лечебная база санаторно-курортного комплекса Ставропольского края не требует особого представления. Курорт федерального значения Кавказские Минеральные Воды знаменит не только в нашей стране, но и за рубежом.
Красоты Северного Кавказа издавна привлекали внимание путешественников, политиков, ведущих деятелей науки и культуры. Постепенно изучались и осваивались курортные возможности региона, лечебные свойства воздуха и минеральных источников Пятигорья. И 24 апреля 1803 года российский император Александр I издал Рескрипт о создании лечебных заведений "для врачевания и выгод больных". Этим Указом Кавказские Минеральные Воды признаны лечебной местностью государственного значения.
Возле источников целебных вод расположились основные города-курорты Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск), главным богатством которых являются бальнеологические ресурсы, такие как 12 разновидностей минеральных вод и лечебная грязь. По богатству и разнообразию минеральных источников Кавказские Минеральные Воды не имеют аналогов на всем Евро-Азиатском континенте, да и в мире. Здесь лечат самый широкий спектр заболеваний: сердечно-сосудистые, опорно-двигательные, органов дыхания, пищеварения, заболевания нервной системы и так далее.
Уральский федеральный округ (УрФО) является одним из наиболее привлекательных регионов для развития туризма.
Сектор гостиничной недвижимости в УрФО в целом и в Екатеринбурге в частности обладает большим потенциалом для развития, что обусловлено следующими факторами:
- общий поток прибывающих в регион иностранных гостей продолжает увеличиваться: например, за 1998-2001 годы их число удвоилось, и такая тенденция сохранится;
-увеличивается
количество российских и
- наблюдается нехватка гостиничных мест, а также высокий уровень цен на номера.
Глава 2 Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
Туризм в Российской Федерации является важной и одной из наиболее быстрорастущих отраслей экономики, существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.
Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века. В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Государственное
регулирование отрасли туризма
по своей сути направлено на создание стабильно
развивающейся экономической базы, как
основы реальной самостоятельности всех
звеньев отрасли туризма, что предполагает
создание условий для оптимального сочетания
организационно-
В связи с этим необходима конкретная программа государственного регулирования в сфере туризма, в которой должны отражаться его формы и методы. При этом важным является обоснованность наличия любых структурных элементов, которая должна определяться составом функций и объемом задач по их реализации. Разнообразие целей и задач системы управления развитием туристской сферы определяется для каждой конкретной отрасли и предприятия с учетом специфики оказываемых туристских услуг. Обобщенная схема определения и формирования цели развития туристской сферы показана в табл. 3.
Таблица 3
Формы государственного
регулирования в отрасли
Современное состояние
нормативного правового регулирования
в сфере туризма