Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:48, реферат
Описание работы
Актуальность темы. Туризм – одна из крупнейших и стремительно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих странах мира он является основным источником валютных поступлений. Развитие туризма – длительная и экономически выгодная перспектива в будущем, ведь туризм обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на показатели платежного баланса и совокупного экспорта страны
Содержание работы
Введение 1 Общая характеристика западного казахстана 1.1 Физико-географическое положение 1.1.1 Животный и растительный мир 1.1.2 Крупные реки и озера Западного Казахстана 1.2 Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана 1.2.1 Рекреационные зоны Западного Казахстана 1.3 Гостиничное хозяйство и базы отдыха 1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана 2 Историко-культурное наследие и природные достопримечательности западного Казахстана 2.1 Население 2.2 Обычаи и быт народов Западного Казахстана 2.3 Архитектурные памятники 2.4 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана. 2.4.1 Устюртский заповедник 2.4.2 Основные природные и зоологические заказники. 3 Туристско-экскурсионные маршруты по западному казахстану 3.1 Маршрут «800 км по реке Урал» 3.2 Маршрут «Мангышлак – полуостров сокровищ» 3.3 Велосипедный маршрут по пустыням западного Казахстана и Туркмении Заключение Список использованных источников
На сегодняшний день порт Актау
представляет собой современный многоцелевой
терминал, обладающий следующими технологическими
возможностями, обеспечивающих его дальнейшее
развитие. Из-за своего выгодного географического
расположения Казахстан, как и во времена
"Великого шелкового пути", продолжает
обеспечивать транспортные коридоры с
Севера на Юг и с Запада на Восток, тем
самым, связывая перспективные регионы
для развития торговых отношений. Порт
Актау является основной частью транспортных
коридоров Европа-Азия, проходящих через
Каспийское и Черное моря, Волгу, Волго
- Дон и Беломоро - Балтийский канал, а также
в направлении Ирана. Задействован маршрут
проекта ТРАСЕКА, проходящий через порты
Актау - Баку (Азербайджан) - Поти (Грузия).
Полное восстановление паромного
комплекса позволило увеличить общий
объем и расширить ассортимент обрабатываемых
грузов наряду с действующими пассажирскими
перевозками и перевозками транспортных
средств, обеспечиваемыми паромной линией
Актау - Баку - Ноушехр. В целях реализации
соглашений, достигнутых в ходе переговоров
Мангистауской и Астраханской областных
администраций, портом Актау разрабатывается
проект открытия паромной линии на участке
Астрахань - Актау. С 29 мая 2002 года начала
действовать автопаромная линия Актау
- Оля - Актау.
История порта. Свои первые суда порт
Актау принял в 1959 году. Имевшаяся в то
время инфраструктура позволяла обрабатывать
лишь суда небольшой грузоподъемности
– около 1 тыс. тонн. В первые годы деятельности
порт насчитывал около 80 работников и
обеспечивал перевалку незначительных
по сегодняшним меркам объемов грузов.
В основном это были стройматериалы и
продукты питания для развивающегося,
не обжитого пока региона.
Так, только в 2003 году порт обработал
около 7 млн. тонн нефти. Сейчас казахстанская
нефть идет из Актау в порты Баку и Махачкала
и далее на экспорт по железной дороге
или по трубопроводам в черноморские порты
Супса, Батуми или Новороссийск. Что касается
Ирана, в рамках SWAP-операций в 2003 году было
отгружено свыше 1 млн. тонн.
В сентябре 1993 года Европейский
банк реконструкции и развития приступил
к подготовке Генерального плана реконструкции
порта Актау, определенного Генеральным
планом Роттердамского центра морских
исследований.
После завершения реконструкции
порт Актау превратился в современный
производственный портовый комплекс международного
уровня, где все портовые операции очень
технологичны. В результате реконструкции
от старой инфраструктуры советских времен
практически ничего не осталось. Для примера:
в связи с подъемом уровня Каспия причальная
стенка поднялась на 2 метра 40 сантиметров,
что само по себе уже говорит об огромном
объеме проведенных работ.
Вместе с Министерством транспорта
и коммуникаций и со всеми транспортными
ведомствами республики создавали имидж
порта в глазах клиентов и партнеров, и
это удалось.
Важным шагом в развитии экспортно-импортных
и транзитных перевозок стало открытие
новых международных паромных линий: Актау
– Ноушахр (Иран); Актау - Баку (Азербайджан)
и Актау – Оля (Россия), позволяющих не
только увеличить объемы грузооборота
порта, но и реально расширить границы
международных связей Казахстана.
С открытием регулярных паромных
линий появилась реальная возможность
привлечения транзитных грузопотоков
из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего
Востока, потенциально ориентированных
на Восточную и Западную Европу, посредством
использования Суэцкого канала. В этой
связи создание устойчивого паромного
сообщения с портами Ноушахр, Астрахань
и Баку, а также развитие контейнерного
терминала в Актау открывают огромные
перспективы для привлечения новых грузопотоков
из Европы, Ирана, ОАЭ, Китая и Юго-Восточной
Азии.
Сегодня можно с гордостью сказать,
что благодаря своему уникальному географическому
положению незамерзающий порт Актау имеет
стратегическое значение для Казахстана
как транспортный узел на стыке азиатских
транспортных маршрутов и европейских
мультимодальных коридоров. Через систему
каналов Волго-Дон и Волго-Балт он открывает
республике путь к любому порту в Мировом
океане.
Указом Президента Республики
Казахстан «О СЭЗ «Морпорт Актау» с 1 января
2003 года была создана специальная экономическая
зона (СЭЗ), расположенная на территории
морского торгового порта и прилегающей
к нему территории в пределах административно-территориальных
границ города Актау Мангистауской области,
согласно разработанному плану.
СЭЗ была создана для ускоренного
развития региона, интеграции экономики
в систему мировых хозяйственных связей,
создания высокотехнологичных и экспортоориентированных
производств и освоения выпуска новых
видов продукции, привлечения инвестиций,
а также решения социальных проблем по
перевозке пассажиров, также немаловажных
в туризме. Общее управление СЭЗ и реализация
стратегии и программы ее развития, а также
привлечение отечественных и иностранных
инвестиций были возложены на акимат Актау.
Сама идея специальной экономической
зоны заключается в том, чтобы максимально
эффективно задействовать пустующие земли,
прилегающие к порту, и на этой территории
организовать зону, куда бы на привлекательных,
в первую очередь для производителей,
таможенных и налоговых условиях ввозились
так называемые «полуфабрикаты» – сырье,
оборудование и др., для их использования
в производстве в первую очередь импортозамещающей
продукции, что предполагает и предоставление
соответствующих услуг, включающих услуги,
предусматривающие развитие “тяготеющей”
к порту инфраструктуры - складов временного
хранения, открытых площадок для хранения
автомобилей, контейнеров, предприятий
по ремонту контейнеров. Все это должно
принести значительные доходы предприятию
и стабильные поступления в госсектор,
а значит, создаст большое количество
новых рабочих мест. Тем не менее, порт,
являющийся государственным предприятием,
- это, прежде всего, транспортный и логистический
центр, в этой связи льготный режим должен
предполагать развитие производства и
услуг, имеющих непосредственное отношение
к морским перевозкам.
В настоящее время важное значение
приобретает развитие Центра логистики
транспорта. В силу того что “все дороги
ведут в порт” - железнодорожные, автомобильные,
трубопроводные, - он уже сегодня является
транспортным центром, и в связи с этим
комплексный сервис будет играть важную
роль не только в развитии внешнеэкономических
связей, экономике района, но в развитии
туризма.. Однако уже сейчас можно с уверенностью
сказать, что для реализации подготовленных
и разрабатываемых планов международный
морской торговый порт Актау имеет достаточный
потенциал - высококвалифицированный
персонал, многолетний опыт работы, широкие
и устойчивые партнерские связи, как в
Казахстане, так и за рубежом.
Казахстан, находясь в центре
Евразийского материка и обладая широкой
транспортно-коммуникационной сетью,
просто «обречен» на то, чтобы занять значимое
место на рынке международных транзитных
перевозок.
Одним из приоритетных направлений
своей инвестиционной политик Правительство
Казахстана выбрало строительство железных
и автомобильных дорог с большой пропускной
способностью, трубопроводных магистралей
по перекачке нефти и газа, которые смогут
связать страну с центрами мировой торговли
и морскими портами. Основными действующими
на сегодняшний день магистральными газо- и нефтепроводами являются магистральный
газопровод Бухара-Урал, Местный газопровод
Жанажол-Кандыагаш-Актобе, Нефтепровод
Жанажол-Кенкияк-Бестамак-Орск, нефтепровод
Атырау-Кенкияк и другие.
Магистральный газопровод Бухара-Урал,
протяженность которого по области составляет
1175,2 км, способен доставлять до 56 млрд.
кубометров природного газа в год из Средней
Азии в Россию и далее в Европу.
Местный газопровод Жанажол-Кандыагаш-Актобе,
протяженностью 232 км, позволяет обеспечить
попутным нефтяным газом Жанажолского
месторождения основные энергетические
объекты, коммунальную сферу и население
г. Актобе, а также населенные пункты области
по пути следования.
Нефтепровод Жанажол-Кенкияк-Бестамак-Орск,
протяженностью 411 км с пропускной способностью
7,7 млн. тонн нефти в год, обеспечивает
транспортировку части добытой в области
нефти для переработки на Орском нефтеперерабатывающем
заводе России.
Введена первая очередь нефтепровода
Атырау-Кенкияк, протяженностью 450 км,
пропускная способность которой составляет
6 млн. тонн нефти, а в перспективе 12 млн.
тонн. Трубопровод позволил соединить
экспортные терминалы Каспийского трубопроводного
консорциума (КТК) с линией Атырау-Самара
и решить проблемы транспортировки продукции
нефтедобывающих компаний, расположенных
вдоль его трассы.
Ведутся работы по прокладке
нефтепровода из нефтяного месторождения
Тенгиз к порту Новороссийск (Россия) в
рамках проекта КТК (Каспийский трубопроводный
консорциум), который осуществляет международный
консорциум с участием Казахстана, России,
Омана и компаний США («Шеврон», «Мобил»).
Подписан контракт и начаты работы по
строительству трубопровода Западный
Казахстан – Китай с выходом на Тихий
океан. Ведется активная работа по изучению
строительства нефтепроводов Каспий-
Средиземноморье, Казахстан - Туркменистан
– Афганистан - Индийский океан (Пакистан)
и ряд других стран.
Таким образом, в физико-географическом
отношении Западный Казахстан находится
на стыке Европы и Азии и является их связующим
звеном.
Западный Казахстан с его различными
пейзажами обеспечивает дом для многих
типов живой природы. Стада джейранов
и куланов населяют степи. Пустыни населены
гигантскими ящерицами, табарганами. Своеобразен
и ландшафт Западной части Казахстана.
Здесь тесно соприкасаются зоны с различными
природными условиями Волга и Урал с пышной
пойменной растительностью.
Самая крупная и наиболее полноводная
река Западного Казахстана – Урал. По
протяженности (2428 км) – это третья река
в Европе после Волги и Дуная. Это мощная
водная артерия пересекает Прикаспийскую
низменность с севера на юг и является
частью географической границы между
Европой и Азией.
Любые путешествия, даже путешествие
по самой крупной реке Западного Казахстана
– Уралу, начинаются с размещения туристов.
От этого зависит многое. Ведь туристская
база, гостиница, кемпинг становятся местом
отдыха туристов, и это место должно быть
красиво спланировано, добротно построено,
иметь необходимые удобства и должно нравиться
всем туристам.
Туристы, нацеленные на отдых
в природном окружении, явное предпочтение
отдают традиционным жилищам местных
жителей, либо недорогим турбазам и кемпингам.
В связи с этим необходимо дополнительное
развитие инфраструктуры гостиничного
хозяйства и ресторанного дела, а также
других предприятий обеспечивающих всем
необходимым при полноценном отдыхе туристов
и рекреантов.
Также Казахстан – республика
обширных континентальных пространств.
Поэтому здесь очень мало естественных
водных путей. В связи в этим у нас наибольшее
развитие получили сухопутные виды транспорта
- железнодорожный и автомобильный. Следует
заметить, что с развитием научно-технического
прогресса улучшаются методы обслуживания
население, совершенствуются пути сообщения
и непрерывно растут скорости и грузоподъемность
транспортных средств.
Морской порт Западного Казахстана
- Актау находится на восточном побережье
Каспийского моря и является единственным
морским портом Республики Казахстан.
Из-за своего выгодного географического
расположения Казахстан, как и во времена
"Великого шелкового пути", продолжает
обеспечивать транспортные коридоры с
Севера на Юг и с Запада на Восток, тем
самым, связывая перспективные регионы
для развития торговых отношений.
Большинство туристов-нерезидентов
для своего путешествия используют воздушный
транспорт. Железнодорожным транспортом
перевозится 7,8 процентов туристов, международными
автобусами - 3,5 процентов, прочими сухопутными
средствами - 3,8 процентов, водным транспортом
- около 0,01 процента.
Казахстан уже определил потенциальные
транспортные маршруты международного
значения, которые могли бы стать основой
для расширения европейских транспортных
коридоров на Восток, чтобы соединиться
с Азиатской транспортной системой. И
сейчас в республике изучают, как влияют
эти маршруты на экономическое развитие
региона и континента, имея в виду в первую
очередь планы правительства построить
новую железнодорожную магистраль от
приграничной станции Достык на границе
с Китаем до торгового морского порта
Актау на Каспийском море (Трансказахстанская
железнодорожная магистраль).
2 Историко-культурное наследие
и достопримечательности западного
Казахстана
2.1 Население
Современная численность Западного
Казахстана составляет 2080,3 тысяч человек.
Это составляет 14 % всего населения Республики
Казахстан. Наибольшее количество человек
Западного Казахстана проживает в Актюбинской
области - 671,8 тыс. человек, в сельской местности
проживает 300,8 тыс. человек, или 44,9%. Плотность
населения по области составляет 2,2 человека
на 1 кв. км в сельской местности - 1,0. Самая
низкая плотность населения в Айтекебийском
(0,9), Байганинском, Иргизском (0,4) районах,
второе место занимает Западно-Казахстанская
область с населением 602,6 тыс. человек,
в том числе сельское население -351,8 тыс.
человек или 58,4%. Общая плотность населения
по области 4,0 человека на 1 кв. км в сельских
районах – 2,3. Самая низкая плотность населения
в Бокейординском (1.0), Джангалинском (1.1),
Акжаикском (1.9), Казталовском и Каратобинском
(по 2,0) районах. Низкая плотность населения
во многих районах обусловлена их отдаленностью
от областного центра, крупных населенных
пунктов, отсутствием хороших автомобильных
дорог и промышленных объектов.
В Атырауской области проживает
457,2 тыс. человек., в том числе сельское
- 187,6 тыс., человек, или 41,7%, и 349,4 тыс. человек
в Мангистауской области, в том числе сельское-
187,6 тыс., человек, или 41,7%.
Плотность населения Атырауской
области составляет 3,8 человек на 1 кв.
км в сельской местности - 1,6. Самая низкая
плотность населения в Кызылкогинском
(1,2) и Исатайском (1,6) районах. Мангистауская
область самая наименьшая по численности
область в Западном регионе. Плотность
населения по области составляет 3,8 человек
на 1 кв. км в сельской местности - 1,6. Самая
низкая плотность населения в Кызылкогинском
(1,2) и Исатайском (1,6) районах. В сельских
районах проживает 94,5 тыс. человек или
28,4 %. Это наименее заселенная область
в Западном регионе. Средняя плотность
населения по области равна 2,0 на 1 кв. км,
в сельской местности – 0,6. Самая низкая
плотность населения в Каракиянском районе
(0,6), самая высокая – в Тупкараганском
районе (1.4) [19].
Общая плотность населения
по Западному Казахстану составляет 3
человека на 1 кв. км, при этом в сельской
местности - 1,4. Общее количество людей
проживающих в сельской местности составляет
934,7 тыс. человек - это 45 % всего населения
западного района Казахстана.