Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:58, курс лекций
Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.
В инсайд-туроперейтинге роль автобусных маршрутов трудно переоценить. Более 58 % внутриукраинских туров основаны на авто-перевозках, поэтому от взаимоотношений туроператора и автопредприятия также во многом будет зависеть качества и цены планируемого тур-пакета.
Согласно международной классификации по ряду признаков автобусы сертифицируются на следующие категории:
■ по числу мест — микроавтобусы (15—20 мест), автобусы малой вместимости (20—30 чел.), автобусы средней вместимости (30—45 чел.), автобусы большой вместимости (более 45 чел.);
■ по этажности (одно-, полутора-, двухэтажные автобусы);
■ по уровню комфорта, атрибутами которого являются мягкость кресел, широкий панорамный обзор из окон, расстояние между креслами, возможность модификации кресла (максимальный угол наклона спинки кресла), наличие в автобусе кондиционера, отопления, бара, мини-кухни, телевизора, видеомагнитофона, туалета, гардероба, холодильника, радио (автобусы категорий **, ***, ****, *****)9. В современной практике туроперейтинга применяются две основные формы использования услуг автоперевозчиков: приобретение оператором собственного автобуса для организации дальнейших автобусных туров и сотрудничество с владельцами автобусов (автотранспортными предприятиями или частными лицами).
В первом случае приобретение оператором автобуса экономически выгодно, только если рыночные возможности туроператора позволяют ему гарантировать постоянную занятость транспортного средства и осуществление рентабельных рейсов. К примеру, для туроператора Луганска будет экономически выгодно «содержание» собственного автобуса (то есть ежемесячная оплата стоимости парковки, текущего ремонта, заработной платы водителю, стоимости ГСМ, амортизационные отчисления) в случае выполнения не меньше двух максимально загруженных рейсов, например в Киев, в месяц. Если рыночные возможности туроператора гарантируют такую регулярную туристическую активность, есть смысл приобретения собственного транспортного средства. В противном случае, что наиболее распространено, проще и выгоднее обращаться к услугам автовладельцев.
Так называемая аренда транспортного средства у их законных владельцев (юридических или частных лиц) бывает разовая (для выполнения конкретного тура), сезонная (в договоре указывается определенное количество рейсов в сезоне с конкретными датами и сроками, на которые арендуется автотранспортное средство. Например, аренда автобуса для выполнения еженедельных — с четверга по воскресенье — автотуров на Черноморское побережье с 15 июня по 15 сентября), и постоянная (арендованное автотранспортное средство постоянно находится в распоряжении туроператора взамен уплачиваемой ежемесячно арендной платы владельцу).
■ предмет целевого использования автобуса (например, для совершения шоп-тура в Одессу);
■ продолжительность срока аренды (с момента выезда до момента возвращения);
■ система арендной платы (для кратковременных поездок, например, для экскурсий по городу, применяется почасовая оплата аренды; в случаях, когда длительность поездки невозможно определить предварительно, например, при обслуживании иностранных гостей, сроки командировки которых могут измениться, применяется посуточная оплата аренды автобуса или оплата аренды за каждый километр пробега; наконец, в случаях, когда маршрут и продолжительность поездки определены и их изменения в ходе тура невозможны, применяется сдельная оплата, то есть определенная сумма денег за всю поездку);
■ график подачи автобуса (время и место подачи автобуса в пункте отправления и в пунктах стоянок);
■ схема взаимоотношений водителя с сопровождающими в ходе поездки;
■ порядок расчетов между сторонами (размер арендной платы, сроки и форма оплаты);
■ ответственность сторон и поведение сторон при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Неотъемлемой частью взаимоотношений туроператора и владельца автобуса, согласно законодательства, является составление паспорта маршрута, причем, если маршрут организуется впервые для перевозчика, паспорт проходит дополнительное согласование обеих сторон. В паспорте маршрута указывается:
■ тип маршрута (линейный, например «Брест — Берлин — Амстердам — Париж — Нюрнберг — Прага — Братислава — Чоп», кольцевой, например, «С.-Петербург — Хельсинки - Лахти — С.-Петербург», радиальный, например, маршрут, предполагающий ежедневные утренние выезды в города Золотого Кольца России и вечерние возвращения в Москву);
■ карта-схема маршрута с привязкой к транзитным и конечным населенным пунктам, их уличной сети;
■ график движения по маршруту (время прохождения транзитных пунктов и стоянок в них);
■ карта скоростей по трассе с указанием потенциально опасных участков (переезды, опасные повороты, зоны плохой видимости, низкого качества дорожного покрытия);
■ обозначение остановок, мест ночлега;
■ дислокация СТО, АЗС и пунктов питания на маршруте;
■ продолжительность маршрута в часах;
■ состояние дорожного покрытия;
■ количество туристов на маршруте.
Обязанности перевозчиков (согласно типовому договору аренды автотранспортного средства):
■ наличие у перевозчика лицензии и разрешительных документов на право заниматься автоперевозками;
■ обеспечение соответствующей культуры обслуживания туристов в поездке;
■ обеспечение должного санитарно-гигиенического состояния автобуса;
■ выполнение ограничений или запретов (в отношении детей) на движение в ночное время;
■ наличие аптечки с необходимым набором медикаментов;
■ наличие на всем протяжении маршрута запаса питьевой воды;
■ предоставление в салоне автобуса перед началом поездки чистых чехлов, подголовников, занавесок;
■ наличие в автобусе багажных отсеков;
■ обеспечение в салоне температурного режима (22 - 24 градуса тепла);
■ рабочее; место водителя автобуса должно быть отгорожено от салона;
■ наличие в салоне ящиков для сбора мусора;
■ водитель автобуса должен иметь опрятный вид, а также набор всех необходимых для совершения поездки документов — водительские права, лицензию на право заниматься автоперевозками, кредитно-бензиновую карточку, план-схему маршрута, список группы, групповую страховку;
■ водител:и должны пройти
инструктаж, медицинское
Водителю на маршруте категорически запрещается:
■ выезжать в рейс на неисправном автобусе;
■ самостоятельно менять график маршрута;
■ начинать движение с открытыми дверьми;
■ провозить в салоне посторонних лиц;
■ разговаривать с туристами или сопровождающими во время движения автобуса;
■ нарушать ограничения и запреты движения по маршруту.
■ разработать маршрут, основываясь на средней скорости движения автобуса в 80 км/час; необходимости совершать получасовые остановки после каждых 4 часов непрерывного движения; качестве дорожного полотна; количестве постов ГИБДД на дороге; необходимости совершать остановки по требованию туристов (особенно, если автобус лишен санузла); условиях парковки в городах и проезда по улицам городов; безопасности и комфортности маршрута;
■ оплатить стоимость аренды автобуса в установленные договором сроки;
■ снабдить водителя автобуса всеми необходимыми для путешествия документами (список группы, страховой полис);
■ по необходимости (при прохождении пограничного контроля, по требованию сотрудников ГИБДД) собирать у туристов паспорта и иные документы, подтверждающие их личность;
■ информировать туристов о правилах проезда в автобусе, о времени и месте посадки в автобус, о стоянках по пути следования (например, предупреждать их о том, что паспорта туристы должны иметь при себе, а не в сумках с вещами);
■ организовывать дисциплину туристов в автобусе во время поездки (запрет на хождение по автобусу, сидение около водителя, стояние в проходах, высовывание в окна и т.д.);
■ контролировать процесс посадки-высадки туристов из автобуса во время отправления, прибытия, стоянок в пути;
■ оплачивать въезды в заповедники, заказники, охраняемые территории;
■ организовать отдых и питание водителя (водителей) на условиях не хуже, чем у туристов во время путешествия.
■ за виновное причинение ущерба жизни, здоровью, имуществу путешественников в результате дорожно-транспортных происшествий;
■ за срыв графиков маршрута, повлекших финансовые потери туроператора - заказчика рейса не по форс-мажорным обстоятельствам;
■ за задержку транспортного средства работниками ГИБДД, таможни или пограничной службы по вине водителя;
■ за оплату штрафов (за нарушение правил дорожного движения, правил парковки, стоянки) во время путешествия.
■ за неполное документальное сопровождение тура, повлекшее срыв тура или задержки в пути;
■ за задержку отправления или срыва автотура по причине неполной оплаты стоимости аренды транспортного средства;
■ за срыв тура по причине отсутствия у туристов документов и разрешений, необходимых для прохождения государственных границ (например, виз).
■ в случае отставания от автобуса по вине туриста, деньги за непроследованное расстояние и за недополученные туристические услуги ему не выплачиваются, моральный вред не компенсируется;
■ за нанесение ущерба
или вреда собственности владел
■ за вред жизни, здоровью, имуществу, наступивший в результате халатности самого пассажира или несоблюдения им правил личной безопасности.
Процедура подписания договора об аренде автобуса также состоит из предварительного (идентификация перевозчика, просмотр автобуса, обоснование целесообразности тура), согласительного (обсуждаются пункты договора, изыскиваются и стыкуются возможности оператора и перевозчика, определяется стоимость аренды и условия ее оплаты) и заключительного (подписывается договор аренды и оплачивается ее стоимость) этапов. В случае если заказчиком выступает пул туроператоров, их финансовая ответственность распределяется между участниками пула либо согласно заявленного ими количества кресел (к примеру, если стоимость аренды 1500 грн., а заказчиками выступают 3 туроператора - первый заявляет 20 кресел, второй — 35, третий — оставшиеся 10, то и размеры их оплаты, соответственно составят — с первого 500 грн., со второго - 875 грн., с третьего – 125 грн.), либо согласно реально отправленного количества туристов в рейсе (к примеру, первый оператор «закрыл» 30 кресел, второй — 10, третий — 5, что при стоимости аренды автобуса в 1500, потребует оплаты с первого оператора - 1000 грн., со второго - 330 грн., с третьего — 167 грн., соответственно простой кресел в автобусе относится на убыток туроператоров в форме упущенной выгоды).
После подписания договора аренды автобуса оператор, самостоятельно ориентируясь на собственные коммерческие интересы и основываясь на своих рыночных возможностях, устанавливает стоимость перевозки, включаемую в турпакет, или на случай продажи только услуги перевозки другим туроператорам.
Кроме непосредственно аренды автобусов, оператор может выступать в качестве распространителя билетов на существующие регулярные экскурсионные автобусные линии в своей стране и за рубежом, предлагая туристам и турагентам их проездные билеты описание предлагаемых экскурсионных программ. К примеру, в Европе уже несколько лет функционирует довольно популярная среди туристов система автобусных экскурсий — Eurolines, связывающая регулярными автобусными перевозками почти 50 красивейших городов Европы. Отличительными особенностями рейсов автобусов Euroline является их ориентированность на экскурсионный характер перевозок — широкие панорамные окна автобусов, удобные мягкие кресла, интересные маршруты и услуги авто-гида. Но главное достоинство Eurolines в том, что можно приобрести проездной билет и в течении определенного количества дней (неделя, месяц, полгода) путешествовать ее автобусами в любом направлении и с любой интенсивностью.
Экскурсионные компании или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Ответственные за проведение экскурсий фирмы должны иметь в своем штате специально подготовленных и знающих родной язык туристов профессионалов (гидов). Разумеется, отсутствие гида-перевозчика испортит впечатление туристов о стране временного пребывания, оставив неудовлетворенными их потребности в познании. Поэтому роль гида-переводчика и организаторов экскурсий — основная среди информационно-разъяснительной работы с туристами.
Требования к гиду-переводчику различны (вплоть до формы одежды), но основные из них следующие:
■ знание большого фактического материала и умение изменять предлагаемый текст в соответствии с особенностями контингента туристов, их возраста и социального состава;
■ творческий подход к своей работе, умение «заразить» своей любовью к родному городу всех присутствующих в группе. Если туристы чувствуют, что гид-переводчик старается довести до них принципы проживания в его родном государстве, городе, они изменят свое изначально сложившееся отношение к месту пребывания (порой негативное), задумаются над вопросами, затронутыми гидом;
■ систематическая работа
над расширением своего общего кругозора,
совершенствование