Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить классификацию видов и форм туризма.
Задачи:
изучить литературу по теме курсовой работы;
рассмотреть сущность туризма;
определить основные классификации видов и форм туризма.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ТУРИЗМА
2. ФОРМЫ ТУРИЗМА
3. Формы туризма в зависимости от длительности пребывании
4. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих
5. Формы туризма в зависимости от транспортных средств
6. Формы туризма в зависимости от времени года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие глубоко в прошлое.
Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).
Туризм является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.
В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением, поэтому рассматривая виды и формы туризма мы стремимся в первую очередь определить направления недостаточно реализованные на российском рынке, так как имея такую огромную территорию и такое разнообразие климатических зон, Россия имеет огромный потенциал для развития данной сферы деятельности.
Говоря об актуальности темы курсовой работы, хочется заметить, что сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния страны, укреплении экономики.
Объектом исследования в курсовой работе являются виды и формы туризма.
Цель курсовой работы изучить классификацию видов и форм туризма.
Задачи:
Среди методов, используемых при написании работы, следует выделить: общеметодологические способы анализа, синтеза, обобщения, метод аналогий и допущений. Общенаучные методы: наблюдения, сравнения.
Рассматривая классификацию
Туризм (от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм [15, с. 317]. Туризм - это, прежде всего, получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.
Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность - потребность в информации, а следовательно, в путешествиях.
Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.
Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явлений природы и т.п.
На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.
Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
Годом возникновения туризма в России принято считать 1885 г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организация под названием «Предприятие для общественных путешествий во все страны света». 15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Общество велосипедистов-туристов). В 1901 г. начало работу Российское общество туристов. С 1899 по 1914 гг. выходил журнал «Русский турист». В объявленном в этом журнале конкурсе на определение понятия туризма победил Рде Пак, который писал: «Туризм - это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приобрести, быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметь заинтересоваться облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немного человеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий и вы получите полное представление об этом совершенно новом и столь приятном состоянии вашей души» [13, с. 38].
Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:
Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма:
«Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [1, с. 4].
Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (то есть целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).
Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.
Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для их производства.
Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».
По действующему законодательству, туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Туристский продукт включает:
Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.
Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.
Туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.
Под туристскими впечатлениями понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Турист, как правило, планирует получить от купленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений красивых природных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в отеле и др.
При экспорте услуг туризма производится прежде всего «вывоз» впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, то есть прибывают в определенное место назначения с целью «купить» впечатления. Когда они покидают место туристского назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как результат удовлетворения своей любознательности.
Когда платежи за реализацию услуг туризма, то есть денежные потоки, идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туризма. Иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет российская сторона, следовательно, Российская Федерация экспортирует опыт путешествий и деньги туриста остаются на ее территории. Одновременно это означает туристский импорт той страны, из которой турист вывозит деньги.
Это главная особенность туристского экспорта. В этом состоит отличительная особенность от экспорта товаров, так как при экспорте товаров денежный поток и поток товаров движутся в противоположных направлениях Российское налоговое право до настоящего времени не признает приравненными к экспортным услугам услуги, оказываемые российскими туристскими фирмами иностранным туристам на территории Российской Федерации. Такая позиция противоречит мировой практике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэтому встает вопрос о присоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС). Тогда определение экспортной услуги будет исходить из трактовки норм международного права, так как эти нормы имеют приоритет над национальными нормами.
В статье ГАТС содержится понятие «торговля услугами», где говорится, что торговля посредством предоставления на территории одной страны потребителю услуги другой страны (применительно к туризму - услуги приезжающим в страну иностранным туристам) признается внешнеторговой (экспортной), так как в этом случае имеет место потребление услуг гражданами страны - получателя услуги на территории страны - поставщика услуги [5, с. 211].