Виды и формы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить классификацию видов и форм туризма.
Задачи:
изучить литературу по теме курсовой работы;
рассмотреть сущность туризма;
определить основные классификации видов и форм туризма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ТУРИЗМА
2. ФОРМЫ ТУРИЗМА
3. Формы туризма в зависимости от длительности пребывании
4. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих
5. Формы туризма в зависимости от транспортных средств
6. Формы туризма в зависимости от времени года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Виды и формы туризма.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Познавательные походы направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, хозяйства. Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха, значение которого огромно. Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, способствуют физическому совершенствованию.

    1. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка

 

Именно целью путешествия определяется вид туризма. Различают следующие  виды туризма:

  • маршрутно-познавательный;
  • спортивно-оздоровительный;
  • деловой и конгресс-туризм;
  • курортный, лечебный;
  • фестивальный;
  • охотничий;
  • экологический;
  • шоп-туризм;
  • религиозный;
  • учебный;
  • этнический и др. [2, с. 94]

Для определения целей маркетинга, проведения рекламных мероприятий  применяется сегментация с использованием комбинации признаков, таких, как, например, мотивация путешествия, степень значимости туризма в структуре расходов потребителя, терпимость к инородной культуре, стереотип поведения туриста в турцентре и др. В качестве примера можно привести классификацию западногерманского исследователя Г. Гана, который различает 6 основных типов туристов (каждая группа названа по начальной букве соответствующего ей наименования): S, F, W-1 и W-2, А и В-типы.

  • S-тип (нем. Sonne, Sand, See — "солнце, песчаный пляж, море") — типичный отпускник. Предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт, избегает суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми.
  • F-тип (нем. fernr- und flirtorientierter, Eriebnisurlauber — "отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт") — турист, предпочитающий поездки на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений и флирт. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как "медленное прожаривание на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста — "общество, удовольствие, смена впечатлений".
  • W-1-тип (нем. wald- und wanderorientiert — "любитель лесных прогулок и походов") — отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды — вот его кредо. На отдыхе стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается.
  • W-2-тип — скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и высокие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура и турцентра доминирует такой критерий, как "наличие условий для занятий хобби". Такие критерии выбора, как "ландшафт, культура, история" — вторичны (например, страстный альпинист, летчик-любитель и т.д.).
  • А-тип (нем. Abenteur — "приключение") — любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность — вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста.
  • В-тип (нем. Bildung- und Besichtigung — "образование и осмотр достопримечательностей") — любознательные туристы. Данная группа подразделяется на три подгруппы: а) «эксперты», коллекционирующие посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д. [6, с. 362]

Таким образом, осуществляя сегментацию, туристские фирмы выявляют группы клиентов, объединенные по тем или иным признакам. Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать специфическое туристское предложение. Такой подход позволяет не только удовлетворить имеющийся спрос, но и формировать его. Образованные с помощью различных сегментационных переменных рыночные сегменты должны быть исследованы для выявления наиболее подходящих для них туристских предприятий. Следовательно, за процессом сегментации идет этап отбора целевого рынка. Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

Туризм можно классифицировать по разным критериям.

По цели поездки

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие виды туризма:

  • Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.
  • Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.
  • Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб. Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.

По способу передвижения:

  • пешеходный туризм;
  • велосипедный туризм;
  • конный туризм;
  • альпинизм;
  • лыжный туризм;
  • мототуризм.

По степени использования транспортных средств

Туризм предполагает перемещение  людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:

  • воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),
  • водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),
  • сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)
  • использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).

В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:

  • туризм в отеле;
  • туризм в мотеле;
  • туризм в пансионе;
  • кемпинговый туризм.
  • туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены  либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются либо вдоль  автомобильной трассы, либо на окраине  города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.

Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Туризм в России в настоящее время переживает время быстрого роста, который начался с распада Советского Союза в 1991 году. Большинство туристических центров России сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, так как в этих городах расположены самые известные достопримечательности страны. Туристов привлекает богатое культурное наследие и непростое прошлое России. Кроме двух столиц большой популярностью пользуются небольшие города, знаменитые своей архитектурой, историей. Например: Великий Новгород со своим старинным Кремлем, церквями и берестяными грамотами.

Несмотря на то, что Россия считается  одной из стран с самым холодным климатом, в её территорию входят области  с умеренным климатом, а города побережья Чёрного и Каспийского морей предлагают летние курорты Черноморского побережья Кавказа. Город Сочи известен своими пляжами (и общей дороговизной даже в сравнении со Средиземноморскими курортами).

Также в России развиты круизы по крупным рекам — Волге, Лене и Енисею, а также путешествия по Транссибирской магистрали (железной дороге, тянущейся от Москвы до Владивостока на берегу Тихого океана). Ещё одним популярным туристическим объектом является Золотое кольцо России, объединяющее Ярославль, Владимир, Ростов, Кострому, Суздаль, Углич и Переславль-Залесский. Кроме того, активно развивается туризм на русском севере и в северных «финно-угорских» регионах (например, Карелия). Одним из главных туристических объектов, притягивающих международных туристов, является уникальное озеро Байкал.

Протяженность территории, большое  количество районов с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в России активного туризма: пешеходного, лыжного, водного, велосипедного, горного, конного, авто- и мототуризма и спелеотуризма.

В последние годы (2000-е г.г.) наблюдается  тенденция улучшения развития туризма  в России: увеличивается поток  желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные  отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

Разница между формами и видами туризма состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения, это позволило создать множество классификаций, форм и видов туризма, мы рассмотрели основные из них и на их основе мы можем сделать выводы относительно перспективных направлений туризма для России вообще и Сибири в частности.

Рассматривая классификации форм и видов туризма, мы в первую очередь заинтересованы в тех видах и формах которые возможны на территории нашей страны, но принимая во внимание необъятность нашей родины, ее многообразие и размер территории, можно смело сказать, что все виды туризма в любых их формах возможны здесь.

Но все, же хотелось бы отметить такие  виды туризма как экологический  и спортивный, ведь данные виды туризма способствуют сохранению окружающей среды, приобщению населения к природе, и пропаганде здорового образа жизни. Россия обладает огромными ресурсами для развития экологического туризма. К ним относятся особо охраняемые природные территории (ООПТ) - заповедники (их в России 97), национальные парки (36), леса, незатронутые хозяйственной деятельностью, уникальные озёра, такие как Байкал. Объектами экологического туризма, в основном, являются национальные парки.

И отметить хочется недостаточное  развитие данных видов туризма на территории нашего региона. Озеро Байкал являясь национальным достоянием, ежегодно подвергается нашествию толп «диких» (неорганизованных) туристов. Сегодня существует несколько фирм организующих отдых на Байкале, но их явно недостаточно. Организация кемпингов, и лагерей позволит не только защитить окружающую среду, но и создаст комфортные условия для отдыхающих, привлекая тем самым тех, кто до этого отказывался от подобного вида отдыха. Кроме всего прочего, при должном контроле, это позволит регулировать воздействие людей на неповторимую природу Байкала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Законы Российской Федерации и другие нормативные акты

 

  1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

 

Книги одного автора

 

  1. Биржанов М.Б. Индустрия туризма. М., 2001г. – 186 с.
  2. Вавилов Е.В. Основы международного туризма: Учебное пособие.: Гардарики, 2005.— 159 с.
  3. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М.: Нолидж, 1998. – 406 с.
  4. Гуляев В.Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. —304 с.
  5. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2003. – 495 с.
  6. Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса: уч. пособие – М., 2001 – 192 с.
  7. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 272 с.
  8. Ильина Е.Н. Туризм — путешествия. Создание туристической фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристических колледжей и вузов. — М.: РМАТ, 1998. – 234 с.
  9. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 192 с.
  10. Карчевская Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. – Гомель: ГГТУ, 2003. – 25 с.
  11. Квартальнов В.А.. Туризм. М., 2001г. – 327 с.
  12. Сенин В.С. Организация международного туризма: учебник. – М., 2005 – 400 с.

 

Книга трех авторов

 

  1. Организация туризма : Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Экономика и упр. соц.-культур. сферой" / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2003. - 630с.

 

Книга четырех авторов

 

  1. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Г.А. Аваяесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 с.

Информация о работе Виды и формы туризма