Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:34, реферат
В рамках данного реферата рассмотрен потенциал туристско-рекреационного проектирования Республики Адыгея,— одного из самых уникальных природных районов России. Мягкий умеренный климат, близость незамерзающих Черного и Азовского морей, исключительное многообразие рельефа и почвенного покрова, — все это обусловило формирование сложного комплекса самых разнообразных экосистем растительного и животного мора. Адыгея - неисчерпаемый источник рекреационных ресурсов, как бы предназначенный для туризма, отдыха и оздоровления тысяч людей.
ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. Виды туристского районирования: рекреационное, геоисторическое, с учетом культурной специфики ------------------------------------------------ 5
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды--------------------------------5
1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации-----------7
1.3 Рекреационное районирование России------------------------------------------16
ГЛАВА 2. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: Майкопский район Адыгеи: потенциал туристско-рекреационного проектирования--------------------------------------------------------------------------------------18
2.1 Социально-экономические и правовые предпосылки развития туризма в Адыгее---------------------------------------------------------------------------------------18
2.2 Современное состояние и перспективы развития туризма в Адыгее --- 23
2.3 Современные проблемы туристического рынка Адыгеи---------------------30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------- 34
ЛИТЕРАТУРА ---------------------------------------------------------------------------36
МИНОБРНАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Южно-Российский
Государственный Университет
(ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
Кафедра Страноведения и Международного Туризма
Реферат на тему:
«Виды туристского районирования»
Шахты 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ------------------------------
ГЛАВА 1. Виды туристского районирования:
рекреационное, геоисторическое, с учетом
культурной специфики ------------------------------
1.1 Особые экономические
зоны, их задачи и виды--------------
1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации-----------7
1.3 Рекреационное районирование
России------------------------
ГЛАВА 2. Особые экономические зоны
туристско-рекреационного типа: Майкопский
район Адыгеи: потенциал туристско-рекреационного
проектирования----------------
2.1 Социально-экономические и
правовые предпосылки развития туризма
в Адыгее------------------------
2.2 Современное состояние и перспективы развития туризма в Адыгее --- 23
2.3 Современные проблемы туристического
рынка Адыгеи---------------------30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------
ЛИТЕРАТУРА ------------------------------
Актуальность исследования: Туристско-рекреационные особые экономические зоны - не новое явление в мировой экономической практике. В 120 странах насчитывается свыше 3 тыс. различных особых экономических зон с годовым оборотом 600 млрд. долларов. Для современной России создание туристско-рекреационных особых экономических зон стало делом государственной важности, так как страна теряет туристическую привлекательность. Потенциально прибыльная туристская индустрия России второе десятилетие не может избавиться от многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц и практически всей современной инфраструктуры, необходимой для привлечения туристов и переориентации российских граждан, предпочитающих отдыхать за границей, на внутренний туристский рынок. Предполагается, что создание в России туристско-рекреационных особых экономических зон будет способствовать обеспечению благоприятного инвестиционного климата, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.
В связи с тем, что процесс создания туристско-рекреационных особых экономических зон в России начался сравнительно недавно и говорить о достигнутых результатах пока преждевременно, особый интерес представляет изучение начальных этапов их формирования в условиях современной экономики.
Таким образом, можно определить цель работы – определение видов туристского районирования и рассмотрение особенностей формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации на примере Майкопского района республики Адыгея.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение понятиям «особая экономическая зона» и «туристско-рекреационная особая экономическая зона»; изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации; провести сравнительную характеристику российских туристско-рекреационных особых экономических зон; оценить возможные перспективы развития.
Следует отметить, что на сегодняшний день практически нет специализированной научной литературы, посвященной особым экономическим зонам, в том числе туристско-рекреационным. В процессе исследования автором были изучены различные публикации на данную тему (в том числе статьи, монографии, сообщения СМИ), подробно рассмотрено законодательство, регулирующее деятельность особых экономических зон и статистические данные.
В рамках данного реферата
рассмотрен потенциал туристско-
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура работы обусловлена логикой исследования: первая глава посвящена характеристике особых экономических зон и этапам их формирования в Российской Федерации, вторая глава рассказывает об туристско-рекреационных особенностях Майкопского района Адыгеи. В заключении представлены основные выводы и определены особенности создания и функционирования особых экономических зон, в том числе туристско-рекреационных, на территории Российской Федерации.
ГЛАВА 1. Виды туристского районирования: рекреационное,
геоисторическое, с учетом культурной специфики
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды
Одним из инструментов привлечения инвестиций и повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике выступает создание особых экономических зон (ОЭЗ). Они призваны решать многие важные задачи, связанные с вливанием иностранного капитала, реализацией региональной политики, обеспечением занятости населения и стимулированием экспорта товаров и услуг.
Логика создания ОЭ3 обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой или же необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих большое значение для национального хозяйства.
Особая экономическая зона – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности1. Это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории, в том числе:
С точки зрения инвесторов, создание ОЭЗ способствует достижению таких целей, как освоение новых рынков сбыта, приближение производства к потребителю, минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.
Особые экономические зоны принято классифицировать, прежде всего, по выполняемым функциям:
На сегодняшний день в России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.
Кроме того, на всей территории
Калининградской области
На конец 2009 года всего на территории российских ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов.
В развитии особых экономических зон в Российской Федерации можно выделить три этапа. Первый этап, с 1991 по 1995 г. пришелся на начало институциональных преобразований в России и считается периодом заложения основ функционирования особых экономических зон. В те годы они рассматривались как необходимый элемент рыночной экономики и свободного предпринимательства, инструмент комплексного социально-экономического и научно-технического развития регионов. В начале 90-х годов прошлого века были заложены правовые основы создания особых зон, установлен порядок образования и льготный характер хозяйственной деятельности. В частности, предусматривалось предоставление бюджетных кредитов, направляемых на финансирование приоритетных инфраструктурных объектов. Решение об учреждении ОЭЗ принималось индивидуально по каждой зоне и оформлялось постановлением Верховного Совета (после его роспуска - указами Президента РФ или законодательными актами субъектов РФ). На этой основе исполнительными органами власти закреплялся их хозяйственно-правовой статус, определялись направленность деятельности и особенности налогообложения. Среди наиболее крупных зон, созданных за этот период, следует выделить ОЭЗ «Находка» (1990), ОЭЗ «Выборг» (1991), зону экономического благоприятствования (3ЭБ) «Ингушетия» (1994), Калмыцкий налоговый оазис (1995).
С точки зрения развития туристического комплекса наибольшее значение имела ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» (1994), созданная для реализации федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе со свободной экономической зоной «Алтай» (1991) эта особая зона вписывалась в модель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В особых зонах была введена система ограничения режимов природопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям, действовала система налоговых льгот. В качестве цели деятельности ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Однако практика данных эколого-рекреационных зон показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В результате непродолжительного функционирования они прекратили свое существование.
Период бурного развития ОЭ3 сменился курсом на ликвидацию крупных зон и формирование микрозон, представляющих собой разновидность особых таможенных зон и зон экспортного производства. В основу такой политики был положен принцип выгодного географического положения и минимизации затрат на инфраструктурное обустройство. В результате точечные зоны распространились по разным регионам: в одной только Москве к концу 1994 г. их насчитывалось около 1503
Начало второго этапа (1996-2004 гг.) характеризовалось параллельным развитием крупных и точечных микрозон. С течением времени происходило вытеснение производственных зон российскими офшорами, которые часто использовались как инструмент ухода от налогов. Характерным примером в этом отношении является опыт работы офшорной зоны «Ингушетия». Тысячи российских предприятий получили статус резидента этой зоны, были освобождены от налогообложения, но фактически свою деятельность осуществляли на других территориях. Общие потери региональных бюджетов, по экспертным оценкам, только в 1995 г. составили около 2 трлн руб. Первая половина второго этапа протекала на фоне общей макроэкономической и политической нестабильности. Отсутствие последовательной государственной экономической политики сказывалось и на развитии ОЭ3. Не было четкой стратегии и тактики по созданию особых зон, по выработке целей и приоритетов в этой области. Несовершенство законодательства приводило к противоречиям между федеральными и региональными правовыми актами, к разному пониманию целей и задач функционирования ОЭ3. На практике они стали средством лоббирования региональных интересов, их создание определялось не экономической целесообразностью, а результатами борьбы субъектов Федерации за налоговые льготы.
В конце 90-х годов политика свертывания деятельности особых экономических зон привела к тому, что на территории РФ реально функционировали две особые зоны - в Калининградской и Магаданской областях, Экономическая стабилизация и начало инвестиционного роста, наблюдавшиеся в 2000-2004 гг., предопределили необходимость нового подхода к формированию ОЭ3. Однако некоторая инерционность экономического поведения и чрезмерная бюрократизация не позволяли в кратчайшие сроки создать унифицированную нормативно-правовую базу и внедрить в практику организационно-экономический механизм управления ОЭ3.
Точкой отсчета третьего современного этапа стало принятие в 2005 г. Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который впоследствии был дополнен статьями, регламентирующими условия образования и порядок ведения предпринимательской деятельности в особых туристско-рекреационных (2006 г.) и портовых (2007 г.) зонах. Новый закон позволил преодолеть несовершенство и фрагментарность российского законодательства. Он определил цели, условия создания механизм управления ОЭ3, правовое положение резидентов и порядок землепользования и налогообложения. Легитимизация ОЭ3 позволила уже в конце 2005 г. создать две промышленно-производственные и четыре технико-внедренческие зоны, а в 2006-2010 г. восемь туристско-рекреационных зон.