Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:34, реферат
В рамках данного реферата рассмотрен потенциал туристско-рекреационного проектирования Республики Адыгея,— одного из самых уникальных природных районов России. Мягкий умеренный климат, близость незамерзающих Черного и Азовского морей, исключительное многообразие рельефа и почвенного покрова, — все это обусловило формирование сложного комплекса самых разнообразных экосистем растительного и животного мора. Адыгея - неисчерпаемый источник рекреационных ресурсов, как бы предназначенный для туризма, отдыха и оздоровления тысяч людей.
ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. Виды туристского районирования: рекреационное, геоисторическое, с учетом культурной специфики ------------------------------------------------ 5
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды--------------------------------5
1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации-----------7
1.3 Рекреационное районирование России------------------------------------------16
ГЛАВА 2. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: Майкопский район Адыгеи: потенциал туристско-рекреационного проектирования--------------------------------------------------------------------------------------18
2.1 Социально-экономические и правовые предпосылки развития туризма в Адыгее---------------------------------------------------------------------------------------18
2.2 Современное состояние и перспективы развития туризма в Адыгее --- 23
2.3 Современные проблемы туристического рынка Адыгеи---------------------30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------- 34
ЛИТЕРАТУРА ---------------------------------------------------------------------------36
Рекреационное районирование - это деление территории на рекреационные зоны и районы в соответствии с общностью районообразующих признаков и характера рекреационного использования.
Метод районирования очень популярен в географии (например, административное, экономическое, демографическое, экологическое районирование, и др.).
При выполнении
районирования необходимо опира
1. Конструктивность - определяется четко поставленной при районировании целью: для чего мы это делаем. Основная цель рекреационного районирования - анализ современного состояния внутреннего российского туристского рынка.
2. Многоаспектность - при выполнении районирования используют не один, а несколько районообразующих признаков. Это дает возможность проведения комплексного анализа территории. Такой подход называется комплексным (или системным). Многоаспектность (комплексность оценки) обусловлена разнообразием видов туризма, входящих в туристскую отрасль.
3. Объективность - т.е. отображение реальной современной ситуации, сложившейся на территории. Поэтому в основу должны быть положены современные районообразующие признаки, которые опираются на конкретные числовых (статистические) показатели.
4. Иерархичность - деление от большого к малому. Иерархичность позволяет делить территорию на зоны, подзоны, районы и подрайоны, находящиеся в четкой взаимной связи и подчинении.
Зачем необходимо проводить рекреационное районирование? Знание современного состояния российского туристского рынка и динамики его развития необходимо как для органов управления туризмом, так и для турбизнеса. Невозможно выстроить грамотную государственную и региональную политику в отношении туристской отрасли, если не иметь достаточно полную информацию об уровне развития туристской индустрии и ее тенденциях.
Российские туроператоры работают в основном с одними и теми же традиционными туристским центрами страны, слабо представляя всю многогранную палитру российского туризма. Потенциальные возможности развития туризма в различных регионах слабо освещаются в туристской прессе и на выставках и носят в основном рекламный характер, не выявляя специфических особенностей развития туризма. Все это приводит к достаточно хаотичному выбору туристских территорий и объектов для нового освоения. Отсутствие научно обоснованных предложений по развитию туризма затрудняет деятельность предпринимателей, готовых инвестировать средства в российский туризм.
В настоящее время существует острая необходимость в серьезном анализе внутреннего туристского рынка России. Одним из основополагающих инструментов такого анализа является рекреационное районирование России.
Вопросами рекреационного районирования России географы стали заниматься с 60-х гг. XX столетия. Первоначальные районирования были узко специализированные и касались конкретных туристских направлений (суботраслей туризма): санаторно-курортной отрасли, спортивного туризма и т.д. Отраслевой подход определял выбор районообразующих признаков. В 70-х гг. географами школы В.С. Преображенского была сделана попытка первого комплексного районирования туризма в СССР в целом. В качестве районообразующих признаков были приняты: функциональная структура, степень рекреационной освоенности, степень открытости региона и перспективность территории. Эти же районообразующие признаки применялись и при последующих районированиях, сделанных в советский период, необходимость в которых возникала в связи с тем, что только один признак - функциональная структура, - был консервативным, а три остальных менялись со временем. Поэтому каждое районирование отражало лишь определенный период в развитии отечественного туризма.
В принятые районообразующие признаки не входило ряд факторов, определяющих условия развития туризма.
Во-первых, районирование этого периода (70-90 годов) не учитывало учение о рекреационной системе (РС). По сути дела в них отсутствовали все элементы РС, влияющие на развитие туризма: не были учтены рекреационные потребности населения и степень их удовлетворения в регионах (элемент «отдыхающие»), а ведь это главный генерирующий фактор развития туризма. Отсутствовал детальный анализ турпотоков: учитывалось только соотношение приезжих и местных туристов. Кратковременный отдых и рекреация вообще не принимались во внимание; природные и культурные комплексы рассматривались только через функциональную структуру регионов без указания четких критериев включения их в туристскую практику; технические комплексы (уровень развития инфраструктуры и состояние материально-технической базы туризма) не вошли в число районообразующих признаков; обслуживающий персонал (трудовые ресурсы туризма) вообще «выпали» из рекреационного районирования; органы управления также не вошли ни в один из районообразующих признаков, а ведь именно этот элемент определяет по сути дела значимость туризма в том или ином регионе (т.е. какое значение ему придают властные структуры).
Во-вторых, абсолютно проигнорировано было соотношение основных факторов развития туризма - рекреационных потребностей (генерирующего фактора) и рекреационных ресурсов (реализующего факторов), - являющееся доминирующим условием развития туризма. А потому выделение некоторых зон и районов во многом носило формальный характер.
В-третьих, во всех признаках выбранные критерии не подкреплялись объективными числовыми показателями, что нарушает один из основных принципов географического районирования (объективность).
В-четвертых, не рассматривался вклад туризма в социально-экономическое развитие регионов.
При переходе к рыночным отношениям несовершенство районообразующих признаков проявилось наиболее отчетливо, и в 1995 г. было сделано новое районирование применительно к территории Российской Федерации с новыми подходами к набору районообразующих признаков. В течение 10 лет проводилось уточнение вхождения тех или иных субъектов РФ в рекреационные районы по мере поступления сведений о развитии туризма в них. Основная сложность заключалась в недостаточной статистической информации по регионам, которая до 2004 года носила разрозненный характер.
Начиная с 2004 года, стали появляться различные статистические сборники, которые касались как состояния туристской индустрии, так и общих экономических и социальных показателей в регионах, что позволяет в настоящее время произвести новое рекреационное районирование на основе объективных показателей.
Проведенная обработка статистических данных по 87 субъектам РФ показала, что приходится уточнять ряд признаков, а также включать новые.
Ниже приводятся основные уточнения принятых районообразующих признаков, изменения их и включение новых.
- Функциональная структура. В чистом виде понятия «монофункциональная территория» не существует, так как практически в каждом субъекте РФ в той или иной мере могут быть развиты все основные виды туризма. Требуется установить, с какого момента ту или иную туристскую специализацию можно отнести к ведущей.
- Степень рекреационной освоенности. Это признак, в котором не были установлены предельные нормативы отнесения территорий к развитым, средне и слабо развитым районам.
- Степень открытости рекреационных территорий не может применяться в настоящее время, поскольку отсутствуют статистические данные о российских туристах, приезжающих в данный регион из других субъектов РФ. Существует статистика только количества российских и иностранных туристов, посещающих российские регионы. По нашему мнению этот признак следует заменить на соотношение въездного и внутреннего туризма в регионах.
- Толкование «перспективности»
К новым признакам следует отнести:
В настоящее время в Российской международной академии туризма создана инициативная группа по исследованию современного состояния российского туристского рынка, одним из инструментов которого должно явиться новое рекреационное районирование. Данной группой рассчитано множество комплексных характеристик, построены карты по отдельным показателям, однако явно ощущается катастрофическая нехватка сведений экономического характера (по вкладу туризма в валовой региональный продукт; по туристскому потреблению в регионах) и централизованных сведений по туристскому образованию.
Желательно довести изучение российского туристского рынка до математических моделей, которые позволили бы осуществлять мониторинг и составлять объективный прогноз развития туризма.
Приводимое
во многих туристских изданиях (туристских
каталогах, учебниках, статистических
сборниках) рекреационное районирование бе
1.3 Рекреационное районирование России
По последнему районированию (2006 года) территория России была поделена на 5 рекреационных зон и 24 рекреационных района:
Рекреационная зона |
Рекреационный район |
I Европейский Север |
1.1 Кольско-Карельский 1.2 Русский Север |
II Центр |
2.1 Западный морской 2.2 Западный континентальный 2.3 Ленинградский 2.4 Столичный 2.5 Верхне-Волжский 2.6 Среднее Поволжье 2.7 Уральский (Средний и Южный Урал) |
III Юг России |
3.1 Азовский 3.2 Кавказско-Черноморский 3.3 Каспийский 3.4 Северокавказский 3.5 Горно-Кавказский 3.6 Нижнее Поволжье 3.7 Южнороссийский |
IV Юг Сибири
|
4.1 Обско-Алтайский (равнинный и горный) 4.2 Саянский 4.3 Байкальский 4.4 Амурско-Дальневосточный (континентальный и островной) |
V Азиатский Север |
5.1 Обско-Путоранский (равнинный и горный) 5.2 Якутский 5.3 Колымско-Чукотский 5.4 Камчатский |
ГЛАВА 2. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: Майкопский район Адыгеи: потенциал туристско-рекреационного
проектирования
2.1 Социально-экономические и правовые предпосылки развития
туризма в Адыгее
Возвращение России после долгого периода изоляции в международные политическую, экономическую и природоохранную системы превращает проблему сохранения биоразнообразия страны в составную часть мирового процесса. Ратификация Российской Федерацией в 1995 г. Конвенции о сохранении биологического разнообразия, а также законотворческая деятельность в этой области, стали важным этапом в разработке национальной природоохранной политики. Одной из первостепенных мер сохранения биологического разнообразия признано увеличение доли площади заповедников и национальных парков до 3% площади России и формирование региональных экологических сетей охраняемых природных территорий.
В феврале 1992 г. на 4 Конгрессе Национальных парков и Охраняемых
территорий в Каракасе (Венесуэла) была предложена новая международная система классификации ООПТ МСОП. В ее основу положены следующие основные цели управления: научные исследования; охрана участков с нетронутой природой; сохранение видов и биоразнообразия; оказание экологических услуг; сохранение особых природных и культурных объектов; туризм и рекреация; образование и просвещение; устойчивое использование природных экосистем; поддержание культурных и традиционных проявлений.
Сочетание главных целей и
приоритетов позволило
Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных
территориях», все ООПТ в России относятся к объектам общенационального достояния. Под ними понимаются именно природные территории — объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решением органов государственной власти Российской Федерации и/или субъекта федерации полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.