Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:14, реферат
Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. В рамках статистики туризма транспорт относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего постоянного места жительства в посещаемое место. Однако многие транспортные предприятия и компании не только осуществляют перевозку туристов, но и обеспечивают перевозку обычных пассажиров, почты и грузов, не имеющих отношения к туризму. Поэтому сезонный характер туризма создает серьезные проблемы для транспортных компаний.
Введение 3
1. Возникновение и развитие водного транспорта 4
2. Правовые основы регулирование перевозок пассажиров морским транспортом 6
3. Преимущества морского транспорта и его недостатки 9
3.1 Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта 9
3.2 Недостатки морского транспорта: 10
4. Технология работы морского транспорта 11
5. Основные средства водного транспорта в индустрии гостеприимства 13
6. Классификация водного транспорта 15
Заключение 19
Список использованных источников 20
Водный транспорт. Первые
средства передвижения по воде появились
еще в древние времена. Периодом зарождения
водного транспорта можно считать переход
к неолиту – новому каменному веку, когда
человеку уже были известны каменные орудия
труда и он умел обрабатывать дерево.
Доказательством этому могут служить
изготовленные из дуба примерно 40 веков
назад челны, которые были найдены археологами.
В 4 тыс. лет оценили ученые возраст челна,
найденного на берегу Ладожского озера.
Более 2 тыс. лет насчитывается дубовому
челну, найденному во время раскопок г.
Изюма на Украине.
Древнейшими крупными
океанскими судами были китайские императорские
корабли, которые, судя по имеющимся археологическим
данным, были вполне способны уходить
в дальние плавания на многие месяцы.
С древних времен
совершенствовались конструкция и оснащение
морских и речных судов. С появлением развитого
парусного снаряжения, средств навигации,
оснащения корабля древними образцами
вооружения суда стали не только средством
доставки грузов, но и одним из главных
способов ведения войны, а также способом
экспансии древних государств. Хорошо
известны такие выдающиеся образцы древнего
кораблестроения, как греческие триеры
и римские триремы (от лат. triremis, от tres, tria – «три»
и remus – «весло») – боевые гребные суда с
тремя рядами весел, расположенными один
над другим в шахматном порядке, и водоизмещением
свыше 200 т.
Очередным и важнейшим
после изобретения паруса переворотом
в водном транспорте стало создание парохода.
Первый пароход был создан Робертом Фултоном.
В 1807 г. он построил «Клермонт» – корабль,
оснащенный паровой машиной и гребным
колесом. Впоследствии он совершал рейсы
по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани.
Скорость первого парохода была примерно
5 узлов (или 9 км/ч).
В России первый пароход был построен
в 1815 г. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом
и Кронштадтом.[1]
Современный водный транспорт – стратегически
важная для экономики отрасль. Обладая
неоспоримыми преимуществами надежности
и безопасности, высоким уровнем комфорта,
данный вид транспорта составляет основу
для целой подотрасли в индустрии гостеприимства
– водного туризма.
Доля водного транспорта во внутренних
и международных перевозках невелика.
Это связано прежде всего с высокой стоимостью
морских туров и круизов, а также вытеснением
этого вида транспорта другими, более
дешевыми и быстрыми средствами доставки
туристов.
В России по данным Росстата доля водного
транспорта (внутреннего водного, морского,
международного) за 2007 г. составляла всего
примерно 0,1 % от всех перевозок пассажиров.
Тем не менее водный и главным образом
круизный туризм остается элитным видом
отдыха.
Водные виды транспорта можно
классифицировать по разным показателям:
1) виду;
2) типу;
3) назначению судна.
В зависимости от уровня комфорта и сервиса
на борту, технической оснащенности корабля
выделяют суда:
1) речные;
2) морские;
3) океанские.
Круизы, наряду с экскурсионными и прогулочными
рейсами, являются основными видами туризма,
основанными на использовании водного
транспорта.
Круиз представляет собой комплекс услуг,
включающий проживание, трехразовое питание,
обслуживание и развлекательные программы
на теплоходе. В стоимость такого тура
могут включаться экскурсии и иные мероприятия
в портовых городах.
Оснащенные для морских путешествий суда
высших разрядов (люкс и суперлюкс) представляют
собой самые настоящие «плавучие города»
с пятью-шестью палубами, десятками магазинов,
баров, ресторанов, несколькими бассейнами,
спортивными и оздоровительными комплексами.
Так, на одном из самых дорогих лайнеров
в мире «The World» американской компании
«Residence», плавающем по кругосветному маршруту,
имеются бассейны, теннисные корты и даже
поля для гольфа. Жилая часть корабля включает
110 апартаментов размером от 70 до 300 м2 для
постоянного проживания и 88 кают, которые
можно арендовать на срок от трех дней.[2]
Самый большой в мире лайнер «Queen Mary 2»
высотой с 21-этажное здание принадлежит
компании «Cunard Lines». Даже десятибалльный
шторм не прерывает работу казино и развлекательных
центров. На борту имеются зимний сад и
аукцион, где выставляются на торги картины,
среди которых были работы Пабло Пикассо
и других известных мастеров, включая
российских художников.
По продолжительности специалисты выделяют
кругосветные (свыше 14 дней) плавания,
морские путешествия (10?14 дней) и недельные
круизы. Недельные плавания наиболее популярны
у клиентов, на их долю приходится около
половины всех круизных путешествий. Различают
два вида круизов: путешествия с заходом
в морские порты (так называемая европейская
система, предусматривающая проведение
в припортовых городах экскурсий и иных
мероприятий) и американская система,
допускающая отдых туристов на пляжах
при заходе лайнера в порт по маршруту.
В последнее время набирают популярность
и кратковременные круизы без захода в
порты. Продолжительность таких путешествий
обычно не превышает нескольких суток.
Основные регионы морского туризма –
это Карибские острова (зимний сезон),
Средиземное море (лето, осень) и круизы
вокруг Европы и Скандинавии (лето, осень).
Компании, занимающиеся
круизами, классифицируются по четырем
категориям:
1) стандарт, или три звезды (
2) премиум, или четыре звезды
3) люкс, или пять звезд («
4) суперлюкс («SilverSea Cruises» и «Seabourn»).
Речные круизы отличаются большей доступностью,
независимостью от погодных условий и
более насыщенной программой мероприятий
для туристов, проводимых на берегу. Это
экскурсионные программы, дискотеки, отдых
на пляжах и др. Маршрутами таких путешествий
являются реки, их притоки, речные каналы,
а также озера. Наиболее популярны в Европе
круизы по рекам Рейн, Дунай, Эльба, Сена.
Популярны и широко используются для организации
речных путешествий и русские реки – Волга
и Дон. Среди круизных рек популярны Нил,
Амазонка и Янцзы. Для речных круизов,
как правило, применяются относительно
небольшие однои двухпалубные теплоходы
с низкой осадкой и складными мачтами.
Это связано с необходимостью преодолевать
низкие неразводные мосты и неглубокие
реки.
Отличительной характеристикой прогулочных
и экскурсионных поездок на водных судах
является их небольшая продолжительность.
Она не превышает 24 ч и может совершаться
не только на теплоходах, но и на малых
речных судах, таких как катера, парусные
яхты, пассажирские ялики, суда на подводных
крыльях (типа «Ракета», «Метеор») и др.
Туристам не предоставляется услуга размещения
в отдельных каютах, и гости располагаются
на открытых палубах судна, которые совмещают
в себе функции кафе-ресторана.
В нашей стране морские и речные перевозки
пассажиров и грузов контролируются Министерством
транспорта и Федеральным агентством
морского и речного транспорта. Основными
нормативными правовыми актами, регулирующими
морские и речные перевозки, являются
Кодекс торгового мореплавания Российской
Федерации (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего
водного транспорта РФ.
Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского - круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта.
Водные туристские путешествия
имеют как ряд неоспоримых
достоинств:
■ высокий уровень комфорта;
■ значительный объем единовременной
загрузки (1000 человек и более);
■ возможность реализации различных видов
и целей туризма (познавательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм,
шоп-туризм, паломнический туризм и пр.);
■ возможность полноценного отдыха;
■ полный комплекс жизнеобеспечения.
так и недостатков:
■ невысокая скорость движения транспортных
средств;
■ ограниченная мобильность;
■ синдром замкнутого пространства;
■ подверженность части людей морской
болезни;
■ в ряде случаев высокие тарифы и другие
факторы.
Речной транспорт, имеющий ограничения
навигационного периода, требует больших
затрат на содержание береговых служб
и его функционирование во многом оп
ределяется доходами от внутреннего туризма: перевозка туристов составляет лишь 1,5 % от общего объема, а прибыль достигает 60 - 70 %.
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. М.: Аспект Пресс, 2004
2. Бержаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: первозки.- Спб., 2001
3. Будко И.И. Транспортное обслуживание туризма. М., 2006
4. Воскресенск
5. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма / Учебное
пособие/. М., 2006
6. Статьи из википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%