Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа
Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;
- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;
- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;
- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;
- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;
- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;
Введение 3
Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
Заключение 80
Библиография: 83
Московский Государственный институт (Университет)
международных
отношений МИД России
Факультет дополнительного
профессионального образования
Программа
«МВА: Международный
нефтегазовый бизнес»
Cовременное
состояние и перспективы
развития ТЭК России
Слушатель | |
Мягков И. Б. |
Научный руководитель | |
К.э.н., доцент Кулакова Т. П. |
Рецензент Директор ООО «Компания РУДПРОМ» |
|
Петрухин Р.П. |
|
«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ» | |
|
Декан ФДПО,
к.э.н., проф. ПоляноваТ.Н. |
2007
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
Заключение 80
Библиография: 83
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Объективные
тенденции глобализации современных
экономических отношений
В
этом контексте формирующийся
Важно
отметить, что топливно-энергетический
комплекс имеет огромное значение для
России не только с точки зрения
внешнеэкономической
Актуально выявление тенденций мировой и российской энергетики, оценки роли ТЭК в Российской Федерации, исследование проблем ресурсной политики России, изменение роли и места ТЭК в ВЭС РФ в условиях глобализации.
Опыт
последнего десятилетия в становлении
сложившейся структуры
Перспективы экономического роста России в огромной степени зависят от более эффективного использования энергоресурсов. Без принятия срочных мер на государственном уровне в этой области энергетика России может стать тормозом для общего экономического роста. Энергоэффективность предполагает выполнение нескольких важнейших принципов — сохранения высокого качества окружающей среды, устойчивого экономического развития, стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения энергетической безопасности. С учетом больших структурных различий между энергетикой России и других развитых стран оценка потенциала государственного регулирования ТЭК в данной области является крайне важным.
Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;
- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;
- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;
- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;
- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;
- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;
- Проанализировать конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке;
- Оценить потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК;
- Исследовать перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС.
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе»1. Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.
Стратегия конкурентного преимущества
Основной единицей конкуренции no M. Портеру является отрасль, т. е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.
1. Структура отрасли, в которой действует фирма, т. е. особенности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять факторов (или сил по М. Портеру):
1) появление новых конкурентов;
2)
появление товаров или услуг-
3) способность поставщиков торговаться;
4)
способность покупателей
5)
соперничество уже имеющихся
конкурентов между собой. Эти
пять факторов определяют
С
появлением новых конкурентов снижается
общий потенциал прибыльности в
отрасли, так как они привносят
в отрасль новые
Платой
за конкурентоспособность при
Значение каждого из пяти факторов определяется его основными техническими и экономическими характеристиками. Например, способность покупателей торговаться зависит от того, сколько у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя, а угроза появления новых конкурентов — от того, насколько трудно новому конкуренту «внедриться» в отрасль.
Каждая отрасль имеет свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редко появляются новые конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовом факторе, а на иных факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены не отпугивают, а поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказывают. Разработка эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуется значительное время.
2.
Позиция, которую занимает
Позиция фирмы в отрасли определяется прежде всего конкурентным преимуществом. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:
1)
более низкие издержки, свидетельствующие
о способности фирмы
2)
дифференциация товаров, т. е.
способность фирмы
Конкурентное преимущество дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов.
Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в отрасли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна решить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими
Конкурентное преимущество | |||
Меньшие издержки |
Дифференциация | ||
Сфера конкуренции | Широкая цель | Лидерство за счет экономии на издержках | Дифференциация |
Узкая цель |
Сосредоточение внимания на издержках | Сфокусированная дифференциация |
Схема 1. Типовые стратегии
Информация о работе Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России