Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа
В данной работе Вы можете ознакомиться с путем развития демократии, ее основными ценностями. Также здесь будут затронуты современные проблемы демократии, и то, к чему она пришла на данный момент. И, в заключение, мы рассмотрим, пожалуй главный демократический процесс – свободные выборы.
Я задалась целью рассмотреть развитие демократии в целом, а также ее различных проявлений.
В данной работе я ставила себе задачи: выявить суть и проблемы демократии и демократических выборов.
Введение…………………………………………………………3
Происхождение демократии…………………………….5
Развитие демократии……………………………...5
Государство благосостояния……………………...8
Современная демократия………………………………11
Дилемма демократии……………………………11
Демократические ценности……………………..13
Рассуждение о гражданстве……………………..16
Рассуждение о гражданском обществе………….18
Выборы в Европе………………………………………..22
Выборы и референдум……………………………22
Участие в выборах………………………………..24
Выборы и манипулирование при голосовании….26
Процедура голосования………………………….28
Заключение………………………………………………30
Список литературы………………………………………32
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права
Факультет международных отношений
Курсовая работа на тему:
«Демократия и выборы в Европе»
Выполнила студентка
2 курса, очного отделения,
231группы
Слепкова Анастасия.
Проверил:
профессор Ковалев В.А.
Санкт-Петербург 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
2
Введение
Сама по себе тема демократии в современном мире не может оставить равнодушным ни одного человека. И не важно в какой стране - свободной или тоталитарной – он живет. За долгие века развития демократической формы правления позитивный образ демократии приобрел столь универсальный характер, что вряд ли сегодня кто-нибудь осмелится публично утверждать, что демократии может быть слишком много. Никакие отклонения от идеальной модели демократии не отрицают необходимости стремиться к ее установлению, так как позитивное влияние демократии на общественную жизнь на протяжении последних двух столетий вряд ли может быть оспорено.
Ни одна политическая система в мире не воплощает в себе идеалы демократии. Она является только результатом длительного развития. Я полагаю, что каждому было бы интересно узнать о пути развития как самой демократии, так и демократических процессов. Именно поэтому я выбрала данную тему.
В данной работе Вы можете ознакомиться с путем развития демократии, ее основными ценностями. Также здесь будут затронуты современные проблемы демократии, и то, к чему она пришла на данный момент. И, в заключение, мы рассмотрим, пожалуй главный демократический процесс – свободные выборы.
Я задалась целью рассмотреть развитие демократии в целом, а также ее различных проявлений.
В данной работе я ставила себе задачи: выявить суть и проблемы демократии и демократических выборов.
Структура работы представлена следующим образом: исследование начинается с введения, где говорится об актуальности данной темы,
3
поставленных целях и задачах работы.
Первый параграф первой главы я посвятила истории демократии. Здесь говорится о длительном пути ее развития. Во втором параграфе говорится о главных ценностях демократии и ее модификациях.
Вторая глава посвящена сравнению современной демократии с давними представлениями о ней.
В третьей главе говорится о выборах. В первом параграфе приводится различие между выборами в демократических и авторитарных государствах. Также здесь говорится о значении референдумов в демократических государствах. Во втором параграфе ставится вопрос об участии граждан в выборах. В третьем параграфе обозначаются способы манипулирования в голосовании. И, наконец в четвертом параграфе обозначены различные процедуры голосования.
4
У демократии длительная история, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции – с другой. Термин “демократия” происходит от греческого слова demokratia, который состоит из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление.
Термин “демократия” используется во многих значениях:
1. Форма правления, при которой политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.
2. Форма правления, при которой граждане осуществляют свое право принять решение не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственные перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.
3. Форма правления, при которой власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких как свобода слова, вероисповедания и т. д., называется либеральной или конституционной демократией.
5
4. Форма правления, при которой любая политическая или социальная система, независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.
Прямая демократия - одна из самых очевидных форм организации политического общества. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции.
Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных типов правления.
Греческую историю
в период ее расцвета можно рассматривать
как историю борьбы между демократическими
и олигархическими
В древних
демократических городах-
6
занимала один из множества выборных постов, существовавших в городе-
государстве. Разделения между законодательной и исполнительной властями не было – обе ветви сосредотачивались в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан, которые живо интересовались всеми сторонами процесса управления. Прямая демократия такого рода оценивалась многими мыслителями Нового времени как идеальная форма. Референдум и гражданскую инициативу, сохранившиеся в Конституциях ряда стран (Швейцария), являются элементами прямой демократии, которые были унаследованы представительной демократией от прошлого.
Трактовка равенства – другое важное различие между античной и современной демократией. Античная демократия была совместима с рабством, а также предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые были заняты решением общественных проблем. Современные демократии не признают в политической сфере различий и привилегий, основанных на социальном происхождении и расе.
Также различают демократическую теорию и демократические институты. С античных времен демократия претерпела существенные изменения. В средние века, отчасти в результате открытия Аристотеля, возрос интерес к принципам наиболее совершенных, по представлениям того периода, форм правления. Высказывались утверждения, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. Большинство мыслителей средних веков, озабоченных проблемой достижения единства общества, не рассматривали монархию, как лучшую форму, пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного
7
суверенитета, национального государства
и т. д. взамен феодальных хартий
и вольностей возникают законодательные
механизмы ограничения
Основное значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность – основа индивидуальной свободы, которая в свою очередь рассматривается в качестве необходимого условия самореализации
8
отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни. Несомненно, необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах, где велико социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда связана с принципом справедливости. Там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима система перераспределения материальных благ. Как показывает мировой опыт, рыночная система и свободная конкуренция обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но при этом непривилегированные и неудачливые также должны пользоваться материальными благами, а не оставаться на обочине общественной жизни. С этой точки зрения противоречие между требованиями социальной справедливости и гарантами экономической эффективности остается как бы неразрешимой дилеммой современного индустриального общества. Но, тем не менее, по мере развития капитализма в конце XIX – XX века принципы индивидуализма свободного рынка значительно модифицировались, роль государства в жизни общества возросла. Важное значение, начиная с Великого экономического кризиса 30-х годов, получила система кейнсианства, построенная на постулате об идеологической, политической и социально-экономической недостаточности индивидуализма, свободной конкуренции, свободного рынка и т. д. и необходимости усиления роли государства в важнейших сферах жизни общества.
Государство было признано регулятором экономических и социальных процессов. В противовес концепции государства – “ночного сторожа” была выдвинута концепция государства благосостояния. Она основывается на идее необходимости и возможности преодоления
9
социальных конфликтов путем создания с помощью государственного
вмешательства сносных условий жизни для всех слоев общества посредством реализации программ социальной помощи низкодоходным и неимущим категориям населения, принятия мер, направленных на решение проблем безработицы, здравоохранения и т. д. Сторонники идеи государства благосостояния исходят из того, что рынок сам по себе не способен обеспечить такое распределение материальных благ, которое гарантировало бы малообеспеченным слоям населения необходимый минимум благ и услуг. Более того, они рассматривают политическую власть в качестве важного элемента корректировки социальных издержек рынка. Главную цель сторонники государства благосостояния усматривают в том, чтобы добиться синтеза экономической свободы, социальной защищенности и справедливости.