Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа
В данной работе Вы можете ознакомиться с путем развития демократии, ее основными ценностями. Также здесь будут затронуты современные проблемы демократии, и то, к чему она пришла на данный момент. И, в заключение, мы рассмотрим, пожалуй главный демократический процесс – свободные выборы.
Я задалась целью рассмотреть развитие демократии в целом, а также ее различных проявлений.
В данной работе я ставила себе задачи: выявить суть и проблемы демократии и демократических выборов.
Введение…………………………………………………………3
Происхождение демократии…………………………….5
Развитие демократии……………………………...5
Государство благосостояния……………………...8
Современная демократия………………………………11
Дилемма демократии……………………………11
Демократические ценности……………………..13
Рассуждение о гражданстве……………………..16
Рассуждение о гражданском обществе………….18
Выборы в Европе………………………………………..22
Выборы и референдум……………………………22
Участие в выборах………………………………..24
Выборы и манипулирование при голосовании….26
Процедура голосования………………………….28
Заключение………………………………………………30
Список литературы………………………………………32
Предположение о моральном, или естественном равенстве, породило традицию толкования морали, не отделимую от развития современной Европы. Эта традиция пережила несколько отчетливо различимых стадий. Вера в моральное равенство людей была центральной на всех стадиях
развития того, что сегодня является нашим нравственным императивом.
18
Уникальность демократического общества состоит в том, что оно отвергает все виды привилегий и основывает правовой порядок на правах и обязанностях индивидуумов, а не на правах каст, корпораций или семьи.
Если мы обратимся к нормам, ассоциирующимся с рассуждением о гражданском обществе, становится ясно, почему их развитие так тесно связано с тремя идеями – личной автономии, прав человека и роли договора. Если право приказывать и обязанность подчиняться не закреплены более за соответствующими социальными ролями, то из этого следует, что свобода является естественным правом, которое равным образом должно быть признано за всеми. Если с моральной точки все люди занимают равное положение, то должна быть и сфера, в которой каждый индивидуум самостоятельно принимает решения.
Рассуждение о гражданском обществе
тесно связано с понятием прав
человека. Оно оправдывает
«Гражданское общество – это сфера, где индивиды могут осуществлять свой выбор по велению совести и под защитой права. Важнейшая роль, которую рассуждение о гражданском обществе придает человеческому выбору, подчеркивается его вниманием к роли договора».6
Концепция общества, основанного на договоре, предполагает центральную роль выбора, социальных отношений, основанных на равенстве и взаимности. Согласно этой концепции, обязательства становятся таковыми только тогда, когда человек накладывает их на себя сам. Из этого следует, что в данном рассуждении свобода перестает соотноситься с высшим социальным статусом, статусом гражданина, и превращается в нравственный принцип, к которому могут обращаться все. В целом, развитие идеи
19
гражданского общества на заре Нового времени сопровождалось полным изменением традиционных представлений. В итоге в Европе с течением времени был создан невиданный прежде тип социума – демократическое общество. Равенство перед законом заменило привилегию в качестве основополагающего принципа социальной организации.
Эволюция рассуждения о
Стремление к одному из видов равенства – гражданскому равенству или равенству перед законом – невольно привело к возникновению социальной
20
организации такого масштаба, который,
по всей видимости, исключает возможность
активного гражданства и
Есть способ попытаться примирить принцип участия в общественной жизни с гражданским обществом и вызываемым им к жизни новым масштабом социальной организации. Я имею в виду более сдержанное понимание гражданства, не предполагающего почти полное растворение индивидуума в группе. Вместо этого нам нужно такое понимание гражданства, в котором признавались бы важность и неприкосновенность частной жизни, а требования, предъявляемые гражданам со стороны общества, ограничивались бы рамками справедливости, понимаемой как гарантирование равной свободы; в то же время такая форма государства могла бы обеспечить общественное согласие, активно привлекая нас в качестве граждан к деятельности на том или ином уровне.
Конституционные формы – наиболее
многообещающее средство примирения двух
потенциально противоположных устремлений
к равенству, глубоко укоренившихся
в наших душах. С одной стороны,
формальное расширение сферы основных
прав человека укрепляет фундамент
гражданского общества, ограничивая
сферу деятельности государства. С
другой стороны, передача значительных
властных полномочий на местный и
региональный уровни увеличивает возможности
государства воспитывать в
Европе нужна конституционная
реформа, новое конституционное
устройство, если мы действительно
хотим разрешить дилемму
21
больше, чем готовы в нее привнести. Мы хотим участвовать во власти и в тоже время желаем, чтобы нас оставили в покое.
1.Выборы и референдум
Как в демократических сообществах,
так и в авторитарных режимах
политические решения принимаются
президентами, парламентами и другими
официальными лицами. Фундаментальное
различие между демократическими
и авторитарными государствами
состоит в том, что в демократических
государствах эти решения непосредственно
или косвенным образом
Рассмотрим подробнее
механизмы принятия
22
вложит их в акционерное общество, которое, в свою очередь примет решение о вложении этих денег в какое-либо производство.
«Выборы представляют собой аналог непрямого принятия решений. В данном случае политических. Отдавая свой голос тому или иному кандидату, избиратель рассчитывает, что будут реализованы те проекты, которые предлагает данный кандидат. Естественно предполагается, что данный кандидат будет избран и будет достаточно много депутатов, которые будут готовы проголосовать за реализацию его программы.
Аналогом прямого
принятия решений является референдум.
На референдумах решение по
заранее объявленной
Однако на референдум можно выносить вопросы, которые имеют принципиальное значение и при этом могут быть сформулированы в достаточно простой форме, например «Поддерживаете ли Вы проект Конституции?». Эти вопросы должны быть сформулированы так, чтобы и сам ответ мог однозначно интерпретироваться, например, чтобы ответ был дан в форме «да»-«нет».
Референдум может быть важным инструментом для властных структур одного уровня, например, президента, выяснить общественное мнение по
23
какому-то вопросу и продемонстрировать это мнение структурам другого уровня, например, парламенту. И, конечно, при важнейших изменениях политических институтов, таких, как изменение конституции, референдум дает возможность гражданам чувствовать себя частью политического процесса и дает законодательную базу для таких фундаментальных изменений.
Обратимся теперь к непрямому
методу принятия политических
решений – к выборам. Выборы
– центральный институт
Политический
режим считается
2.Участие в выборах
В последние годы процент голосующих пошел на убыль. Есть два обстоятельства, сильно влияющих на решение каждого избирателя пойти или не пойти на выборы:
К тому же участие в выборах для каждого избирателя реально выливается в
24
какие-то потери. Например, каждый из
нас должен затратить время, чтобы
дойти до избирательного участка, чтобы
проголосовать, а затем вернуться
домой. Если при этом избиратель осознает,
что его голос имеет
На самом деле люди приходят голосовать, руководствуясь не желанием оказать решающее влияние на результаты выборов, а потому, что хотят выразить поддержку демократическим институтам, или выразить протест против существующей ситуации, наконец, потому, что хотят выглядеть и чувствовать себя гражданами демократического государства, в котором выборы являются основным механизмом принятия политических решений.
Сам по себе процент участия избирателей в выборах ничего не значит: таким образом может выражаться как удовлетворение избирателей существующим положением вещей, так и, наоборот,
сильное раздражение населения.
В ряде стран применяются различные меры для увеличения участия избирателей в выборах. Например, голосование в Италии проходит в течение двух дней, и избиратель, который должен добираться до своего избирательного округа поездок платит за билет гораздо меньше его стоимости; в США голосовать можно письмом. В Австралии, Греции и Чили избиратели, не принявшие участия в голосовании, подвергаются штрафам.
25
3.Выборы и манипулирование при голосовании
Способ принятия коллективных решений с помощью процедур голосования восходит еще к античным временам. Плутарх рассказывает о процедурах, принятых во времена легендарного спартанского царя и законодателя Ликурга. Одна процедура применялась для избрания в члены, как мы бы сейчас сказали, клуба: «Кто подавал голос за избрание, просто бросал хлебный шарик, но кто желал сказать «нет»,- предварительно сильно сдавливал его в руке. Если таких находили хоть один, просившему о своем избрании отказывали в его просьбе…»9. В голосовании принимали участие только члены клуба. Используемая процедура является процедурой «единогласие» - для того, чтобы быть избранным, нужно единогласное одобрение всех избирателей.
Другая процедура применялась
при выборе, опять же в сегодняшних
терминах «совета старейшин», и
в голосовании участвовал
26
Как выражает свое мнение избиратель, участвующий в голосовании?
Два таких способа приведены в цитатах из Плутарха: хлебный шарик и крик. «В сегодняшней практике наше мнение о кандидатах принято описывать несколькими способами:
Любая
процедура голосования является
либо манипулируемой, либо дикраторской.
Манипулирование при