Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:22, реферат
На постсоветском пространстве, несмотря на все исторические и культурные различия, сохраняется немало общего, что и служит основой для формирования различных межгосударственных объединений. К таковым относится и Евразийское Экономическое сообщество. Однако, несмотря на объективную необходимость, конкретная практика объединения сталкивается с целым рядом трудностей, решение которых возможно только при условии предварительного научного анализа как проблем, так и перспектив развития.
Введение
1. История создания ЕврАзЭС
2. Характеристика пространства сотрудничества
3. Мотивация участия стран в ЕврАзЭС
4. Перспективы дальнейшей эволюции ЕврАзЭС
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
1. История создания ЕврАзЭС
2. Характеристика пространства сотрудничества
3. Мотивация участия стран в ЕврАзЭС
4. Перспективы дальнейшей эволюции ЕврАзЭС
Заключение
Список использованной литературы
На постсоветском пространстве, несмотря на все исторические и культурные различия, сохраняется немало общего, что и служит основой для формирования различных межгосударственных объединений. К таковым относится и Евразийское Экономическое сообщество. Однако, несмотря на объективную необходимость, конкретная практика объединения сталкивается с целым рядом трудностей, решение которых возможно только при условии предварительного научного анализа как проблем, так и перспектив развития.
Перед всеми посткоммунистическими странами встала задача выживания и устойчивого развития в принципиально новых условиях. Суть этой новизны состояла, во-первых, в резком снижении ресурсов и соответственно веса и влияния каждой страны, во-вторых, в прямом и тесном включении в глобальные процессы и усилении зависимости от внешних факторов.
Выйдя на мировые рынки финансов, труда и инвестиций, новые независимые страны столкнулись с жесткой конкуренцией, экспансией транснациональных корпораций, подминающих под себя национальные государства, непрерывным ростом требований к качеству продукции и экологическим условиям ее производства, а главное – со все углубляющейся дифференциацией членов экономического сообщества в экономическом, политическом и социальном отношениях.
Объективные задачи, решение которых необходимо для всех посткоммунистических стран, можно подразделить на две группы: во-первых, направленные, на совершенствование общественного устройства, активное формирование региональных объединений, во-вторых, - на повышение человеческого потенциала общества, качества составляющих его индивидов.
Образование Евразийского экономического сообщества - один из важнейших шагов в этом направлении.
ЕврАзЭС – международная экономическая организация – сегодня ставит перед собой такие задачи, как формирование таможенного союза и единого экономического пространства, координация экономической политики при интеграции стран Сообщества в мировую экономику и международную торговую систему. Для достижения этих целей предполагается оформление в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования внешней торговли, обеспечение свободы движения капитала и становление общего финансового рынка, поэтапное создание условий для перехода на единую валюту в рамках Сообщества и т. д.
Мировой опыт показывает, что региональное сотрудничество успешно развивается при соблюдении ряда условий. Одним из главных является наличие мощного финансового и инновационного центра, выступающего локомотивом интеграционных процессов. В НАФТА – это США, в ЕС – Германия и Франция, в МЕРКОСУР – Бразилия, в АСЕАН – Сингапур.
Другими условиями являются
сравнительно близкий и достаточно
высокий уровень социально-
Евроазиатское экономическое сообщество (ранее страны-участники Таможенного союза) было образовано 10 октября 2000 года, как экономическое и политическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономик государств-участников, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном законодательстве.
Однако формирование государствами «пятерки» Таможенного союза и Единого экономического пространства началось еще раньше, в соответствии с соглашениями о Таможенном союзе 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года. Членами Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Для перспективного развития ЕврАзЭС и создания единого экономического пространства необходимо ускорение процесса гармонизации налоговых законодательств стран-участников этого сообщества. Для этих целей рассмотрим действующий механизм налогообложения этих стран.
Все члены Евроазиатского экономического сообщества являются участниками Содружества независимых государств и существуют тесные связи между этими двумя организациями.
ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
В число основных задач Сообщества входит:
По мнению вице-премьера Виктора Христенко, Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия должны принимать более ответственные решения в области экономического сотрудничества, для чего необходимо создать структуру наподобие Европейского Союза. Высшим органом Евроазиатского экономического сообщества станет Межгосударственный совет, состоящий из глав государств и правительств стран-участниц. Проект документа о создании Евроазиатского экономического сообщества будет предварительно обсуждаться на заседании Света глав правительств Таможенного союза 6 октября.
До конца 2006 года Узбекистан подпишет 65 из 80 договоров, действующих внутри Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), заявил накануне журналистам Латиф Гулямов, заместитель председателя комитета по международным делам и межпарламентским связям Олий Маджлиса (нижней палаты республиканского парламента). Кроме того, официальный Ташкент согласует с нормами ЕвразЭС 57 внутренних документов.
По словам Л. Гулямова, Узбекистан получает ряд преимуществ с вступлением в ЕвразЭС. Это безвизовый режим для поездки своих граждан, признание узбекских дипломов о высшем образовании во всех странах сообщества, и, самое главное, координированность контактов республики с ВТО, ОБСЕ, другими международными организациями. Узбекистан стал членом ЕврАзЭС 25 января 2006 г.
Высшим органом управления
ЕврАзЭС является Межгосударственный
Совет, в состав которого входят главы
государств и главы правительств.
Этот орган рассматривает
Исполнительный орган Евразийского экономического сообщества - Интеграционный комитет, основными функциями которого являются обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением. В состав Интеграционного комитета входят заместители глав правительств.
В соответствии с подписанным в Минске в 2004 году Соглашением между ЕврАзЭС и СНГ Экономический суд СНГ временно до формирования Суда ЕврАзЭС, по заявлению заинтересованных государств ЕврАзЭС в лице их правительств будет разрешать споры экономического характера.
Последние события подтверждают предположение многих экспертов о том, что экономический кризис становится своеобразным стимулом для активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Вскоре после того как российская общественность узнала о создании ударной центральноазиатской группировки в рамках ОДКБ, первый вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил о том, что единая таможенная территория России, Белоруссии и Казахстана будет сформирована уже к июлю 2011 года. По его словам, именно с 1 июля 2011 года таможенный и другие виды контроля будут вынесены с внутренних границ Таможенного союза трех стран на внешние. Сама последовательность формирования двух ключевых (военная сфера и экономика) пространств единой интеграционной группировки в рамках ЕврАзЭс представляется далеко не случайной. Поскольку она еще раз подтверждает известное наблюдение, что интеграция в военно-политической сфере всегда предшествует экономической интеграции (достаточно вспомнить хронологическую последовательность создания НАТО и экономических структур в рамках ЕС в Европе).
Таможенный союз между РФ и Белоруссией уже существует. Точнее говоря, в полной мере он начнет функционировать с начала следующего года. Сейчас стороны уже решили вопрос о свободном перемещении граждан. Таможенная граница будет проходить по внешним границам двух государств. Граждане смогут беспрепятственно въезжать и выезжать на территорию двух стран без осуществления таможенного досмотра и паспортного контроля на внутренних границах. Сейчас обсуждается вопрос о присоединении к Таможенному союзу Казахстана. В этом смысле есть целый ряд проблем, связанных с обустройством границы между РФ и Казахстаном. Для того, чтобы перейти в 2011 году к полноценно функционирующей таможенной территории также необходимо еще решить целый ряд вопросов. Единая таможенная территория предусматривает открытие внутренних границ стран, входящих в союз, для товаров и грузов. Соответственно это также предполагает переход на единую систему деклараций и стандартов таможенного администрирования и контроля. Некоторые эксперты полагают, что открытие внутренних границ несет в себе опасность для российских производителей - в тех секторах, в которых они конкурируют с белорусскими или казахскими. Предполагается, что таможенные пошлины на товары из третьих стран будут синхронизированны (а сам таможенный контроль будет осуществляться по внешней границе). Что касается товаров, произведенных в России, Белоруссии и Казахстане, то они вообще не будет облагаться таможенными пошлинами. Проблема в том, что до сих пор остаются несогласованными 5% таможенных тарифов в отношении товаров, не произведенных на общей таможенной территории. Кроме того, необходимо разработать единые стандарты ввоза и вывоза товаров и грузов, которые будут существовать на единой таможенной территории. А наладить единый режим контроля и учета еще сложнее.
Для Сообщества характерны существенные различия между странами-участницами в масштабной величине территории, населения и экономики. На Россию – самого значительного участника приходится 83,8% площади, 80,0% населения и 89,2% ВВП Сообщества, а на Таджикистан – самого маленького участника соответственно – 0,8, 3,5 и 0,4% (2008 г.). Экономический потенциал России более чем в 8 раз превосходит суммарный потенциал остальных членов «пятерки».
Еще одна важная черта пространства Сообщества – большие различия между странами по уровню социально-экономического развития при довольно низком общем уровне. В Сообществе четко выделяются два полюса: один – Россия, другой – Таджикистан. К России по ряду показателей примыкают Белоруссия и Казахстан, к Таджикистану – Киргизия и отчасти Казахстан. В табл. 1 и 2 приведены некоторые показатели, которые иллюстрируют эти различия. По величине ВВП на душу населения Россия в 8,7 раза превышает Таджикистан.
Таблица 1 Некоторые социально-экономические параметры стран ЕврАзЭС в 2008 г.
Страна |
Естественный прирост (убыль) населения на 1000 жителей |
Доля городского населения, % |
Доля занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, % |
ВВП на душу населения, долл.по ППС национальной валюты |
Россия |
-6,2 |
73 |
11 |
7820 |
Белоруссия |
-5,5 |
72 |
11 |
5330 |
Казахстан |
6,2 |
57 |
35 |
5480 |
Киргизия |
13,8 |
35 |
63 |
1520 |
Таджикистан |
22,0 |
26 |
66 |
900 |
Принадлежность к разным культурным системам стран - участниц ЕврАзЭС проявляется в различиях моделей воспроизводства населения, соотношения долей городского и сельского населения, форм организации семейной жизни, уровня образования и т. д.
Казахстан заметно опережает всех остальных участников Сообщества по объему инвестиций на душу населения. Заработная плата в России почти в 12 раз выше, чем в Таджикистане. Россия и Белоруссия существенно опережают остальных членов Сообщества в развитии и доступности информационных технологий.
Таблица 2 Некоторые параметры инвестиционного климата в странах ЕврАзЭС в 2008 г.
Страна |
Инвестиции в основной капитал в расчете на чел., долл. |
Среднемесячная зарплата в пересчета на долл. |
Рейтинг стран мира по развитию и доступности информационных технологий, балл |
Россия |
495,3 |
179,2 |
64/0,50 |
Белоруссия |
326,3 |
120,8 |
67/0,49 |
Казахстан |
593,7 |
154,6 |
98/0,41 |
Киргизия |
41,2 |
43,8 |
121/0,32 |
Таджикистан |
13,8 |
14,6 |
133/0,21 |