Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:22, реферат
На постсоветском пространстве, несмотря на все исторические и культурные различия, сохраняется немало общего, что и служит основой для формирования различных межгосударственных объединений. К таковым относится и Евразийское Экономическое сообщество. Однако, несмотря на объективную необходимость, конкретная практика объединения сталкивается с целым рядом трудностей, решение которых возможно только при условии предварительного научного анализа как проблем, так и перспектив развития.
Введение
1. История создания ЕврАзЭС
2. Характеристика пространства сотрудничества
3. Мотивация участия стран в ЕврАзЭС
4. Перспективы дальнейшей эволюции ЕврАзЭС
Заключение
Список использованной литературы
Страны сильно различаются по степени вовлеченности во внешнеэкономические связи. Так, объем внешнеторгового оборота на душу населения в 2008 г. составил: в Белоруссии – 2178 долл., Казахстане – 1431, России – 1319, а в Киргизии и Таджикистане – 259 и 255 долл. соответственно.
Громадны различия между странами-участницами и по отраслевой структуре экономики. Преобладающими отраслями в экономике Таджикистана и Киргизии являются сельское хозяйство, гидроэлектроэнергетика, горно-добывающая и металлургическая промышленность. Казахстан выделяется горно-добывающей и топливной промышленностью, черной и цветной металлургией. В экономике Белоруссии в отличие от этих стран преобладают отрасли, производящие продукцию высокой степени обработки, в частности, машиностроение, а также химия и нефтехимия. В российской экономике выделяются отрасли ТЭК, но при этом в ней представлены все отрасли промышленности и довольно динамично развивающаяся сфера услуг. В целом при движении от Таджикистана к Белоруссии и с востока на запад в России в экономике возрастает доля отраслей с более высокой добавленной стоимостью.
Необходимо подчеркнуть, что Киргизия и особенно Таджикистан относятся к числу аграрных стран, а Белоруссия, Казахстан и Россия – индустриальных.
Причем в России наблюдаются некоторые признаки постиндустриальности динамичное развитие сферы услуг, современных видов телекоммуникации, информационных технологий.
Следовательно, страны дополняют друг друга в основном на межотраслевом уровне, что неизбежно создает трудности в развитии взаимной торговли, формировании конкурентной среды и единого таможенного пространства.
Таджикистан и Киргизия сегодня относятся к мировой периферии. Россия, Казахстан и Белоруссия по показателю ВВП на душу населения могут быть отнесены к мировой полупериферии. Обращает на себя внимание, что ЕврАзЭС учредили самые бедные и самые богатые страны СНГ.
За годы суверенного существования различия между странами – участницами Сообщества заметно увеличились (табл. 3). В общеэкономическом плане это отражает увеличение доли России и Казахстана в совокупном ВВП стран СНГ. Оно произошло, прежде всего, за счет наращивания деятельности нефтегазового комплекса.
Таблица 3 Усиление поляризации стран ЕврАзЭс в 1991-2008 гг.
Страна |
Доля в ВВП СНГ, % |
Отношение доли в ВВП к доле в населении | ||
1991 г. |
2008 г. |
1991 г. |
2008 г. | |
Россия |
67,2 |
76,6 |
1,28 |
1,48 |
Казахстан |
4,2 |
5,3 |
0,72 |
1,00 |
Белоруссия |
4,1 |
3,0 |
1,14 |
0,86 |
Киргизия |
0,9 |
0,3 |
0,56 |
0,17 |
Таджикистан |
0,6 |
0,3 |
0,32 |
0,13 |
Усиление различий между странами ЕврАзЭС сопровождается ростом межрегиональных контрастов в пределах стран. Наиболее отчетливо это проявляется между столичными центрами (регионами) и периферией. Большие центропериферийные различия существовали и в советское время, но они сглаживались бюджетным перераспределением ресурсов.
В ходе рыночных преобразований новые виды бизнеса быстрее всего возникают именно в центрах, а новые бизнес-структуры привлекают в столицы ресурсы всей страны. Кроме того, роль центров усиливается воздействием глобализации – концентрацией западного бизнеса и инвестиций в столицах стран ЕврАзЭС.
За годы независимого
существования в странах
В таблице 4 приведены индексы основных экономических показателей государств-членов ЕврАзЭс
Таблица 4 Индексы основных экономических показателей государств-членов ЕврАзЭс (в постоянных ценах, в % к предыдущему году)
ВВП |
Промышленная продукция |
Продукция с/х |
Перевозки грузов предприятиями транспорта (без трубопроводов) |
Инвестиции в основной капитал |
Индексы потребительских цен | ||
Беларусь |
2006 |
110,0 |
111,4 |
106,0 |
108,8 |
132,2 |
106,6 |
2007 |
108,6 |
108,7 |
104,4 |
106,1 |
116,2 |
112,1 | |
2008 |
110,0 |
110,8 |
108,9 |
106,8 |
123,1 |
113,3 | |
Казахстан |
2006 |
110,7 |
107,2 |
106,2 |
105,6 |
111,1 |
108,4 |
2007 |
108,9 |
105,0 |
108,9 |
105,4 |
113,5 |
118,8 | |
2008 |
103,3 |
102,1 |
94,4 |
103,4 |
104,6 |
109,5 | |
Кыргызстан |
2006 |
103,1 |
89,8 |
101,7 |
99,8 |
154,6 |
105,1 |
2007 |
108,5 |
107,3 |
101,5 |
116,0 |
105,0 |
120,1 | |
2008 |
107,6 |
114,9 |
100,6 |
120,6 |
94,6 |
120,0 | |
Россия |
2006 |
107,7 |
106,3 |
103,6 |
106,9 |
116,7 |
109,0 |
2007 |
108,1 |
106,3 |
103,4 |
99,1 |
121,1 |
111,9 | |
2008 |
105,6 |
102,1 |
110,8 |
99,5 |
109,1 |
113,3 | |
Таджикистан |
2006 |
107,0 |
105,5 |
105,6 |
110,3 |
169,6 |
112,5 |
2007 |
107,8 |
109,9 |
106,5 |
104,4 |
215,2 |
119,7 | |
2008 |
107,9 |
96,0 |
107,9 |
109,8 |
160,8 |
111,8 | |
Узбекистан |
2006 |
107,3 |
110,8 |
106,7 |
- |
109,1 |
106,8 |
2007 |
109,5 |
112,1 |
106,1 |
- |
122,9 |
106,8 | |
2008 |
109,0 |
110,6 |
104,5 |
- |
128,3 |
- | |
В среднем по странам ЕврАзЭс |
2006 |
108,0 |
105,0 |
104,0 |
106,0 |
117,0 |
109,0 |
2007 |
108,2 |
106,0 |
104,0 |
104,0 |
120,0 |
112,0 | |
2008 |
105,6 |
103,0 |
109,0 |
102,0 |
110,0 |
113,0 |
Таким образом, пространство ЕврАзЭС как интеграционной группировки имеет много специфических черт, которые отсутствуют в других межгосударственных экономических объединениях. Среди них следует выделить:
Главные механизмы деятельности ЕврАзЭС – неполный режим свободной торговли между странами-участницами, согласование внешнеэкономической политики, преимущественно в части таможенного регулирования, и безвизовый режим взаимных поездок граждан. В 2004 г. главами стран-участниц были утверждены Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы. К ним отнесено, в частности, формирование таможенного союза, согласование экономической политики, развитие сотрудничества в гидроэнергетике, формирование энергетического рынка, развитие сотрудничества в сфере транспорта и создание Транспортного союза, развитие сотрудничества в агропромышленной сфере и в сфере трудовой миграции.
Обращает на себя внимание, что эти приоритеты ЕврАзЭС не совпадают (или не согласуются) с приоритетами экономического развития отдельных стран-участниц. Так, Казахстан и Россия сейчас находятся на этапе экономического роста на основе осуществленных рыночных преобразований. В этих странах предпринимаются попытки дополнить экспортно-сырьевой тип развития, который определяет их современную экономическую динамику, элементами инновационного типа. Ставится задача уже в среднесрочной перспективе добиться устойчивой модернизации экономики на основе преимущественно инновационного типа развития.
В Белоруссии также ставится подобная задача, но в иных условиях: сохранения государственной собственности в ключевых сферах экономики и широкого использования административных методов управления хозяйством. Киргизия и Таджикистан пока остаются на этапе восстановления национальной экономики. Для них первостепенное значение имеет создание новых рабочих мест и преодоление бедности. При этом в Киргизии практикуется сравнительно либеральная, а в Таджикистане централизованная модели управления экономикой.
Несовпадение интересов стран – участниц ЕврАзЭС находит отражение во введении странами тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле (прежде всего, продовольственными товарами и металлами), проведении мер по защите интересов национальных производителей и инвесторов. Утвержденные приоритеты деятельности ЕврАзЭС – компромиссный документ стран-участниц имеет индикативный характер, так как реальных инструментов их реализации на многосторонней основе практически нет. Большинство проектов стран Сообщества реализуется на двусторонней основе, поскольку в этом случае проще согласовывать национальные интересы.
Как же соотносятся реальные
возможности ЕврАзЭС и
Россия в силу своих размеров может получить от деятельности Сообщества в относительном выражении существенно меньший эффект, чем другие страны-участницы. На долю рассматриваемых стран в 2003 г. пришлось всего около 10% ее внешней торговли. Россия в ограниченной мере может опереться на партнеров по ЕврАзЭс в планах перехода на инновационный тип развития.
Вполне очевидно, что в рамках ЕврАзЭС невозможно решение большинства крупных экономических и социальных проблем, стоящих сегодня перед Россией.
Но эта организация помогает России укрепить ее позиции как самостоятельного субъекта международных отношений. Кроме того, деятельность ЕврАзЭС способствует сохранению стратегической стабильности в Центральной Азии, в чем жизненно заинтересована Россия. Угрозы для региона представляют не только исламский радикализм и наркобизнес, но и значительный конфликтный потенциал, существующий в Центральной Азии. Геополитическое значение ЕврАзЭС для России возросло после событий 11 сентября 2001 г. и размещения в Киргизии и Узбекистане военных контингентов США и НАТО. А после революционных событий в Киргизии весной 2005 г. Россия должна отчетливо осознать, что для укрепления региональной безопасности необходимы не только взаимодействие мировых и региональных держав, но и механизмы поддержания внутриполитической стабильности, в том числе экономические.
Вместе с тем геоэкономическая значимость сотрудничества со странами Сообщества, понимаемая как способность усилить экономические позиции России в глобальной экономике, постепенно увеличивается. Она обусловлена экономическим ростом в странах-партнерах, повышением их привлекательности для российских инвесторов, прежде всего в сфере энергетики и металлургии, возможностью привлечения финансовых ресурсов стран ЕврАзЭс в российскую экономику. Создание международных энергетических систем на пространстве ЕврАзЭС с участием крупнейших российских компаний «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Лукойл», повышает капитализацию этих компаний и улучшает их глобальное позиционирование.
Режим свободной торговли мог бы способствовать приходу российских компаний в страны Сообщества и созданию транснациональных компаний. Этому, однако, препятствуют высокая доля участия государства в экономике Белоруссии и иностранных компаний в ключевых отраслях Казахстана, а также высокие политические риски и слабость экономики в Киргизии и Таджикистане. Расширению притока российского капитала в последние страны способствует достигнутая в 2003-2004 гг. договоренность о передаче России в собственность части акций предприятий, прежде всего в гидроэнергетике, в счет погашения их задолженности. Интерес РАО «ЕЭС России» к гидроэнергоактивам в Киргизии и Таджикистане связан с тем, что электроэнергия в этих странах существенно дешевле, чем в России. Кроме того, для России вхождение в проекты Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС в Таджикистане, Камбаратинской ГЭС-2 в Киргизии означает контроль за стоком крупнейших рек Центральной Азии, что является инструментом не только экономического, но и геополитического влияния в этом регионе.
Большое значение для России имеет возможность транзитного использования коммуникаций Белоруссии и Казахстана. В дальнейшем транзитное значение Казахстана для РФ еще более возрастет благодаря созданию энергомоста между Киргизией – Таджикистаном и Россией, расширению импорта природного газа из Туркменистана и Узбекистана, а также формированию транспортного коридора «Европа-Россия – Казахстан – Китай» и ожидаемому бурному экономическому развитию самого западного региона Китая – Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Через территорию Белоруссии осуществляется около 70% российских поставок в страны Евросоюза. По оценкам Международного газового союза, потребность европейских стран в газе к 2010 г. возрастет на 40-70%, между тем за счет внутренних ресурсов они могут покрыть свои потребности лишь на 70%. Это обстоятельство определяет заинтересованность Европы в увеличении поставок российского, а также центрально-азиатского газа, что усиливает стратегическое значение газопровода «Ямал – Западная Европа», проходящего через Белоруссию.