Евразийское экономическое сообщество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:22, реферат

Описание работы

На постсоветском пространстве, несмотря на все исторические и культурные различия, сохраняется немало общего, что и служит основой для формирования различных межгосударственных объединений. К таковым относится и Евразийское Экономическое сообщество. Однако, несмотря на объективную необходимость, конкретная практика объединения сталкивается с целым рядом трудностей, решение которых возможно только при условии предварительного научного анализа как проблем, так и перспектив развития.

Содержание работы

Введение
1. История создания ЕврАзЭС
2. Характеристика пространства сотрудничества
3. Мотивация участия стран в ЕврАзЭС
4. Перспективы дальнейшей эволюции ЕврАзЭС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

Страны сильно различаются  по степени вовлеченности во внешнеэкономические связи. Так, объем внешнеторгового оборота на душу населения в 2008 г. составил: в Белоруссии – 2178 долл., Казахстане – 1431, России – 1319, а в Киргизии и Таджикистане – 259 и 255 долл. соответственно.

Громадны различия между  странами-участницами и по отраслевой структуре экономики. Преобладающими отраслями в экономике Таджикистана и Киргизии являются сельское хозяйство, гидроэлектроэнергетика, горно-добывающая и металлургическая промышленность. Казахстан выделяется горно-добывающей и топливной промышленностью, черной и цветной металлургией. В экономике Белоруссии в отличие от этих стран преобладают отрасли, производящие продукцию высокой степени обработки, в частности, машиностроение, а также химия и нефтехимия. В российской экономике выделяются отрасли ТЭК, но при этом в ней представлены все отрасли промышленности и довольно динамично развивающаяся сфера услуг. В целом при движении от Таджикистана к Белоруссии и с востока на запад в России в экономике возрастает доля отраслей с более высокой добавленной стоимостью.

Необходимо подчеркнуть, что Киргизия и особенно Таджикистан относятся к числу аграрных стран, а Белоруссия, Казахстан и Россия – индустриальных.

Причем в России наблюдаются  некоторые признаки постиндустриальности динамичное развитие сферы услуг, современных видов телекоммуникации, информационных технологий.

Следовательно, страны дополняют  друг друга в основном на межотраслевом уровне, что неизбежно создает трудности в развитии взаимной торговли, формировании конкурентной среды и единого таможенного пространства.

Таджикистан и Киргизия сегодня относятся к мировой периферии. Россия, Казахстан и Белоруссия по показателю ВВП на душу населения могут быть отнесены к мировой полупериферии. Обращает на себя внимание, что ЕврАзЭС учредили самые бедные и самые богатые страны СНГ.

За годы суверенного  существования различия между странами – участницами Сообщества заметно увеличились (табл. 3). В общеэкономическом плане это отражает увеличение доли России и Казахстана в совокупном ВВП стран СНГ. Оно произошло, прежде всего, за счет наращивания деятельности нефтегазового комплекса.

 

Таблица 3 Усиление поляризации стран ЕврАзЭс в 1991-2008 гг.

Страна

Доля в ВВП СНГ, %

Отношение доли в ВВП  к доле в населении

1991 г.

2008 г.

1991 г.

2008 г.

Россия

67,2

76,6

1,28

1,48

Казахстан

4,2

5,3

0,72

1,00

Белоруссия

4,1

3,0

1,14

0,86

Киргизия

0,9

0,3

0,56

0,17

Таджикистан

0,6

0,3

0,32

0,13


 

Усиление различий между  странами ЕврАзЭС сопровождается ростом межрегиональных контрастов в пределах стран. Наиболее отчетливо это проявляется между столичными центрами (регионами) и периферией. Большие центропериферийные различия существовали и в советское время, но они сглаживались бюджетным перераспределением ресурсов.

В ходе рыночных преобразований новые виды бизнеса быстрее всего  возникают именно в центрах, а  новые бизнес-структуры привлекают в столицы ресурсы всей страны. Кроме того, роль центров усиливается воздействием глобализации – концентрацией западного бизнеса и инвестиций в столицах стран ЕврАзЭС.

За годы независимого существования в странах сложилось  заметно различающееся налоговое, бюджетное, валютно-финансовое и иное законодательство, формирующее правовые условия предпринимательской деятельности. В странах резко различаются уровни цен как на факторы производства, так и на предметы потребления, реализуются разные модели реформирования экономики. Наиболее преуспел в осуществлении рыночных реформ Казахстан. Полярные позиции в этом отношении занимает Белоруссия.

В таблице 4 приведены  индексы основных экономических  показателей государств-членов ЕврАзЭс

 

 

Таблица 4 Индексы основных экономических показателей государств-членов ЕврАзЭс (в постоянных ценах, в % к предыдущему году)

 

ВВП

Промышленная продукция

Продукция с/х

Перевозки грузов предприятиями  транспорта (без трубопроводов)

Инвестиции в основной капитал

Индексы потребительских цен

Беларусь

2006

110,0

111,4

106,0

108,8

132,2

106,6

2007

108,6

108,7

104,4

106,1

116,2

112,1

2008

110,0

110,8

108,9

106,8

123,1

113,3

Казахстан

2006

110,7

107,2

106,2

105,6

111,1

108,4

2007

108,9

105,0

108,9

105,4

113,5

118,8

2008

103,3

102,1

94,4

103,4

104,6

109,5

Кыргызстан

2006

103,1

89,8

101,7

99,8

154,6

105,1

2007

108,5

107,3

101,5

116,0

105,0

120,1

2008

107,6

114,9

100,6

120,6

94,6

120,0

Россия

2006

107,7

106,3

103,6

106,9

116,7

109,0

2007

108,1

106,3

103,4

99,1

121,1

111,9

2008

105,6

102,1

110,8

99,5

109,1

113,3

Таджикистан

2006

107,0

105,5

105,6

110,3

169,6

112,5

2007

107,8

109,9

106,5

104,4

215,2

119,7

2008

107,9

96,0

107,9

109,8

160,8

111,8

Узбекистан

2006

107,3

110,8

106,7

-

109,1

106,8

2007

109,5

112,1

106,1

-

122,9

106,8

2008

109,0

110,6

104,5

-

128,3

-

В среднем по странам ЕврАзЭс

2006

108,0

105,0

104,0

106,0

117,0

109,0

2007

108,2

106,0

104,0

104,0

120,0

112,0

2008

105,6

103,0

109,0

102,0

110,0

113,0


 

Таким образом, пространство ЕврАзЭС  как интеграционной группировки имеет много специфических черт, которые отсутствуют в других межгосударственных экономических объединениях. Среди них следует выделить:

  • большие контрасты стран-участниц по уровню развития при общем его низком уровне, их культурно-цивилизационную и политическую неоднородность;
  • большие расстояния, разделяющие страны-участницы, и высокую транзитность взаимных связей при отсутствии надежных, разветвленных средств коммуникации;
  • преобладание в структуре взаимного экономического сотрудничества торговых связей, в структуре которых ведущее место занимает продукция низкой степени переработки;
  • слабую экономическую взаимосвязанность северного и южного субрегионов при довольно ограниченных взаимосвязях внутри последнего;
  • значительные геополитические угрозы для южного субрегиона Сообщества, связанные с потенциальными межэтническими и конфессиональными конфликтами и угрозами исламского радикализма. С этим связаны более высокие риски инвестиционной деятельности и сотрудничества в южном субрегионе ЕврАзЭС, чем в северном.

3. Мотивация  участия стран в ЕврАзЭС

 

Главные механизмы деятельности ЕврАзЭС – неполный режим свободной  торговли между странами-участницами, согласование внешнеэкономической политики, преимущественно в части таможенного регулирования, и безвизовый режим взаимных поездок граждан. В 2004 г. главами стран-участниц были утверждены Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы. К ним отнесено, в частности, формирование таможенного союза, согласование экономической политики, развитие сотрудничества в гидроэнергетике, формирование энергетического рынка, развитие сотрудничества в сфере транспорта и создание Транспортного союза, развитие сотрудничества в агропромышленной сфере и в сфере трудовой миграции.

Обращает на себя внимание, что эти приоритеты ЕврАзЭС не совпадают (или не согласуются) с приоритетами экономического развития отдельных стран-участниц. Так, Казахстан и Россия сейчас находятся на этапе экономического роста на основе осуществленных рыночных преобразований. В этих странах предпринимаются попытки дополнить экспортно-сырьевой тип развития, который определяет их современную экономическую динамику, элементами инновационного типа. Ставится задача уже в среднесрочной перспективе добиться устойчивой модернизации экономики на основе преимущественно инновационного типа развития.

В Белоруссии также ставится подобная задача, но в иных условиях: сохранения государственной собственности в ключевых сферах экономики и широкого использования административных методов управления хозяйством. Киргизия и Таджикистан пока остаются на этапе восстановления национальной экономики. Для них первостепенное значение имеет создание новых рабочих мест и преодоление бедности. При этом в Киргизии практикуется сравнительно либеральная, а в Таджикистане централизованная модели управления экономикой.

Несовпадение интересов  стран – участниц ЕврАзЭС находит  отражение во введении странами тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле (прежде всего, продовольственными товарами и металлами), проведении мер по защите интересов национальных производителей и инвесторов. Утвержденные приоритеты деятельности ЕврАзЭС – компромиссный документ стран-участниц имеет индикативный характер, так как реальных инструментов их реализации на многосторонней основе практически нет. Большинство проектов стран Сообщества реализуется на двусторонней основе, поскольку в этом случае проще согласовывать национальные интересы.

Как же соотносятся реальные возможности ЕврАзЭС и конкретные интересы стран-участниц?

Россия в силу своих  размеров может получить от деятельности Сообщества в относительном выражении существенно меньший эффект, чем другие страны-участницы. На долю рассматриваемых стран в 2003 г. пришлось всего около 10% ее внешней торговли. Россия в ограниченной мере может опереться на партнеров по ЕврАзЭс в планах перехода на инновационный тип развития.

Вполне очевидно, что  в рамках ЕврАзЭС невозможно решение  большинства крупных экономических и социальных проблем, стоящих сегодня перед Россией.

Но эта организация помогает России укрепить ее позиции как самостоятельного субъекта международных отношений. Кроме того, деятельность ЕврАзЭС способствует сохранению стратегической стабильности в Центральной Азии, в чем жизненно заинтересована Россия. Угрозы для региона представляют не только исламский радикализм и наркобизнес, но и значительный конфликтный потенциал, существующий в Центральной Азии. Геополитическое значение ЕврАзЭС для России возросло после событий 11 сентября 2001 г. и размещения в Киргизии и Узбекистане военных контингентов США и НАТО. А после революционных событий в Киргизии весной 2005 г. Россия должна отчетливо осознать, что для укрепления региональной безопасности необходимы не только взаимодействие мировых и региональных держав, но и механизмы поддержания внутриполитической стабильности, в том числе экономические.

Вместе с тем геоэкономическая значимость сотрудничества со странами Сообщества, понимаемая как способность усилить экономические позиции России в глобальной экономике, постепенно увеличивается. Она обусловлена экономическим ростом в странах-партнерах, повышением их привлекательности для российских инвесторов, прежде всего в сфере энергетики и металлургии, возможностью привлечения финансовых ресурсов стран ЕврАзЭс в российскую экономику. Создание международных энергетических систем на пространстве ЕврАзЭС с участием крупнейших российских компаний «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Лукойл», повышает капитализацию этих компаний и улучшает их глобальное позиционирование.

Режим свободной торговли мог бы способствовать приходу российских компаний в страны Сообщества и созданию транснациональных компаний. Этому, однако, препятствуют высокая доля участия государства в экономике Белоруссии и иностранных компаний в ключевых отраслях Казахстана, а также высокие политические риски и слабость экономики в Киргизии и Таджикистане. Расширению притока российского капитала в последние страны способствует достигнутая в 2003-2004 гг. договоренность о передаче России в собственность части акций предприятий, прежде всего в гидроэнергетике, в счет погашения их задолженности. Интерес РАО «ЕЭС России» к гидроэнергоактивам в Киргизии и Таджикистане связан с тем, что электроэнергия в этих странах существенно дешевле, чем в России. Кроме того, для России вхождение в проекты Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС в Таджикистане, Камбаратинской ГЭС-2 в Киргизии означает контроль за стоком крупнейших рек Центральной Азии, что является инструментом не только экономического, но и геополитического влияния в этом регионе.

Большое значение для России имеет возможность транзитного использования коммуникаций Белоруссии и Казахстана. В дальнейшем транзитное значение Казахстана для РФ еще более возрастет благодаря созданию энергомоста между Киргизией – Таджикистаном и Россией, расширению импорта природного газа из Туркменистана и Узбекистана, а также формированию транспортного коридора «Европа-Россия – Казахстан – Китай» и ожидаемому бурному экономическому развитию самого западного региона Китая – Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Через территорию Белоруссии осуществляется около 70% российских поставок в страны Евросоюза. По оценкам Международного газового союза, потребность европейских стран в газе к 2010 г. возрастет на 40-70%, между тем за счет внутренних ресурсов они могут покрыть свои потребности лишь на 70%. Это обстоятельство определяет заинтересованность Европы в увеличении поставок российского, а также центрально-азиатского газа, что усиливает стратегическое значение газопровода «Ямал – Западная Европа», проходящего через Белоруссию.

Информация о работе Евразийское экономическое сообщество