Европейский союз как интергационное обьединение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

В курсовой автор рассказывает о проблеме интеграции, и в частности об итоге этого процесса в Европе: о Европейском союзе. Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...2
I. Необходимость и сущность интеграции…………………..5
II. Создание Европейского союза
II.I.Предпосылки создания ЕС…………………………….10
II.II.Римские договоры 1957 года и
образование европейских сообществ……………………..13
II.III.Развитие сообществ в единый
европейский рынок………………………………………...16
II.IV.Юридическая природа Европейских
сообществ и Европейского союза ………………………...21
III. Перспективы

III.I.Евро……………………………………………………22
III.II.Расширение Европейского союза…………………..30
Заключение………………………………………………………..36
Приложение 1……………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………….39

Файлы: 1 файл

85. ЕС как интеграционное объединение.DOC

— 185.00 Кб (Скачать файл)

После того, как бумажные деньги перестали размениваться на золото и в 1971 г. рухнул золото-долларовый стандарт, к старым неприятностям добавилась еще одна, теперь гораздо более существенная. Если в Соединенных Штатах или Японии экономические агенты страдают и, соответственно, страхуются от колебаний курса одной валюты, то в Европе – сразу от нескольких. При этом страны ЕС активно вовлечены в мировую торговлю (например, в ФРГ и Франции доля экспорта в ВВП составляет около 20%, в Нидерландах - 47%, по сравнению с 8–9% в США и Японии), поэтому и масштаб потерь у них достаточно велик. Сейчас из-за циркуляции множества различных валют страны Евросоюза ежегодно теряют 20–25 млрд. ЭКЮ: сюда входят расходы по страхованию, обменным операциям, а также ведению бухгалтерского учета и коммерческой документации в разных денежных знаках.

Вторая причина – совсем прозаичная, но она-то и является главной. Проводимая странами ЕС экономическая политика больше не соответствует задачам, стоящим перед обществом. Если Западная Европа в ближайшее время не изменит методов управления хозяйством, то она сама лишит себя шансов выдержать мировую конкурентную гонку. По темпам экономического роста ЕС уже в течение многих лет с трудом поспевает за своими ближайшими соперниками. В 1996 г. ВВП государств Евросоюза увеличился на 1,6% по сравнению с 2,4% в США, 3,8% в Японии и 7,5% в странах Юго-Восточной Азии.

На конкурентоспособность европейских  товаров отрицательно влияет необоснованно  щедрая система социальных льгот. Из-за больших косвенных налогов и  отчислений в социальные фонды уровень налогообложения ЕС примерно на треть больше, чем в США или Японии. Во многих странах Евросоюза стоимость рабочей силы в промышленности выше, чем в Соединенных Штатах, хотя производительность труда составляет только 80% от американской.

Европейская система социального обеспечения складывалась в 50-60-е гг., когда число нуждающихся в государственной поддержке было относительно невелико. Теперь под эту категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый. На людей старше 65 лет приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще 5% – на безработных. В то же время средний размер пенсии по старости составляет более 60%, а пособия по безработице – более 40% среднестатистического ВВП на душу населения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16–20% всех государственных расходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживают увеличивающейся с каждым годом нагрузки.

У всех участников ЕС, кроме Люксембурга, государственный долг превышает  половину годового ВВП, а в Бельгии, Греции и Италии он достигает 110–130% ВВП.

Крупная государственная задолженность  «оттягивает» средства из реального  сектора и подталкивает вверх  процентные ставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и, следовательно, препятствует решению  социальных проблем. Чтобы вырваться из замкнутого круга, западноевропейским странам не остается ничего другого, как «затянуть пояса». И сделать это придется вне зависимости от того, будет ли создан валютный союз или нет. В противном случае ЕС не только потеряет свои позиции в международном разделении труда, но и столкнется с бесконтрольным нарастанием социальной напряженности.

 Если страны ЕС проведут  все-таки необходимые экономические  реформы не по отдельности,  а вместе, и евро состоится,  то это принесет им неизмеримо  больше выгоды, чем в случае разрозненных действий. И это третий существенный аргумент в пользу валютного союза. Появление единой европейской валюты позволит превратить территорию ЕС в действительно однородное экономическое пространство, где операторы из разных стран будут иметь равные условия для деятельности. Уже сейчас внутри ЕС практически отменены все барьеры на пути движения товаров, капиталов и рабочей силы, значительно либерализован рынок услуг. Пока Европа не преодолеет экономическую раздробленность, она не сможет на равных конкурировать с США и Японией.

Идея Евро берет свое начало в  середине сороковых годов и принадлежит  поколению юношей и девушек, достигших  совершеннолетия вскоре по окончании  Второй Мировой войны. Идея обманчиво  проста: если между странами Европы будут созданы крепкие коммерческие, политические и социальные взаимосвязи, новый военный конфликт на континенте станет невозможен.

Создание вслед за объединением Германии и окончанием действия Варшавского договора единой европейской валюты на первый взгляд представляется очевидным шагом. Действительно, почему бы и нет? Если европейцы хотят забыть о старых распрях, то какие могут быть денежные разногласия между новыми друзьями? Однако когда речь заходит о финансовых проблемах, никто не хочет оказаться в роли проигравшего.

 

 

                           

 

 

 

                                     III.II.Расширение Европейского союза.

                         

"Жизнь как  внутри Евросоюза, так и вне  его границ быстро меняется. Он  должен определиться, как самому приспосабливаться, развиваться и изменяться. Расширение ЕС является поворотной точкой для Европы, возможностью, которой она должна воспользоваться ради своей безопасности, своей экономики, своей культуры и своего статуса в мире". (Жак Сантер)

Свой взгляд на проблему расширения ЕС высказал Жак Делор. Еще будучи председателем  КЕС, Делор заявил, что "границы объединенной Европы проходят по границам Советского Союза, а это значит, что к объединенной Европе могут принадлежать Польша, Чешская Республика, Венгрия, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, Албания, Кипр и Мальта". Он добавил: "Нельзя забывать о трех балтийских государствах, а затем, если в бывшей Югославии вновь воцарится мир, почему бы не включить Боснию, Хорватию, Македонию и то, что теперь стало союзом Сербии и Черногории. У Европейского союза нет выбора, и "интеграция является единственным способом, который дает возможность выжить в этом новом мире, полном опасностей, но также и надежд".

Что касается европейских  государств, входящих ранее в состав Советского Союза, как, например, Украина, Беларусь и Молдавия, то члены ЕС не исключают и их принятия, правда, в весьма отдаленном будущем и только при условии создания в них подлинно демократической системы и успешного реформирования экономики.

Однако практически все члены Европейского Союза солидарны в том, что Россия ни при каких условиях не сможет войти в их число. Это, впрочем, не исключает, по их мнению, создания системы соглашений о сотрудничестве в самых разных областях между ЕС и РФ. Как писал в газете "Монд" министр иностранных дел Франции А. Жюппе, принять Россию в Европейский союз означало бы "убить европейское строительство". Он подчеркнул, что "Большая Европа, безусловно, будет большой, но не включит в себя весь европейский континент и его средиземноморский обвод".

                ЕС после Берлинского саммита(осень  1999).*

В этой части моей курсовой я хочу рассказать о четвёртом  расширении Европейского союза. Это  расширение сильно отличается от предыдущих, постольку, поскольку оно касается большего количества стран, то есть 12 стран ведут переговоры с ЕС о вступлении.

*-по заявлению Дамьена Бруссоля, Страсбург, от 12 апреля 2000г.

 

Ещё одно отличие заключается  в том, что экономические и  общественные структуры стран-кандидатов сильно отличаются от экономической и общественной структуры стран-членов ЕС.

На присоединение к  ЕС претендуют Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.

 IV расширение ЕС некоторые наблюдатели сравнивают по значимости с созданием самого Общего рынка сорок лет назад и примерной датой начала этого расширения был назван 2002 год.

Шагая на Восток, ЕС заметно  наращивает свой ресурсный потенциал( территорию на 34%, население - на 29%), превращается в крупнейший в мире рынок с 5000млн.потребителей.Архитекторы расширения полагают, что ЕС будет гораздо активнее «востребован» при принятии глобальных решений, укрепит свои позиции в ВТО, МВФ и НАТО, станет признанным лидером в том, что касается моделей интеграции и в развитии современного международного права. Вместе с тем реалии и последствия расширения ЕС выглядят неоднозначно и противоречиво, что и будет проанализировано далее.

Сперва, приведу последние  данные(1999г.) по нескольким экономическим показателям, а именно:

1)ВНП (в процентах от среднего по ЕС):23%-Болгария,63%-Словения, остальные кандидаты-40-50%.

2)ВВП на душу населения в Словении составляет около 7040$,в Венгрии-3840$,Чехии-3200$,Польше-2400$, в отличие от показателей стран ЕС(самый высокий в Дании-28тысяч $, наиболее низкий в Германии-7700$)

2)Сфера сельского хозяйства:  роль сельского хозяйства очень  значительна в Польше, Румынии, Болгарии и Литве по сравнению со странами ЕС. Менее значительна- в Чехии.

3)Сфера торговли: большинство  стран-кандидатов торгуют со странами ЕС. Наименьший процент торговли со странами ЕС у Болгарии-40%. Венгрия добилась 60%. Остальные страны на уровне 40-50%.

В целом, определённые выводы я могу сделать, проанализировав  нижеследующую таблицу* и соотнеся эти данные с критериями для вступления в страны-члены ЕС:

 

 

 

 

страна

бюджетный дефицит (%ВВП)

безработица (%)

средне-месячная зарплата ($)

инфля-ция (%)

торговый баланс (млрд.$)

иностранные инвестиции (млрд.$)

валютные резервы (млрд.$)

Болгария 

Чехия

Эстония

Венгрия

Латвия

Литва

Польша

Румыния

Словакия

Словения

   12

   0.5

   0.5

   1.5

   0.1

   2.3

   1.3

   2

   0.5

   0.4

   13.6

   4.8

   3.6

   10.3

   7.3

   5.4

   10.6

   6.9

   13

   14.4

    82

   302

   260

   315

   179

   193

   329

   120

   257

   890

1373.6

   10.3

   11.9

   18.4

   8.6

   8.7

   14.5

   159.1

   6

   9.6

0.3

-3.2

-0.9

-1.3

-0.5

-0.8

-9

-1.1

-1.1

-0.7

1.2

7.3

0.8

16.2

0.6

0.8

13.5

2.4

1.0

1.7

1.3

11.7

0.7

8.3

0.7

0.8

19.7

1.6

3.0

4.9


 

        Согласно статье “F” Маастрихтского договора для вступления в ЕС страна должна соответствовать четырём критериям:

        1)стабильность функционирования  национальных институтов, обеспечивающих  демократию, верховенство закона, права  человека и защиту интересов  национальных меньшинств;

        2)наличие сложившейся и функционирующей рыночной экономики;

        3)способность конкурировать и  выдержать давление рыночных  сил на внутреннем рынке Евросоюза;

        4)готовность принять на себя  в полном объёме обязательства,  связанные с членством в ЕС,

 включение в сложившуюся на сегодняшний день правовую систему Союза(так называемую acquis), которая объединяет:

-содержание, принципы  и политические цели учредительных  договоров, включая Маастрихтский договор;

-законодательную базу, принятую для реализации этих  договоров;

-решения и декларации Союза;

-международные соглашения, включая соглашения между членами,  связанными с деятельностью Союза.

 

По данным комиссии ЕС, ни одно из перечисленных государств не соответствует критериям полностью.

 

Цель сотрудничества ЕС со странами-кандидатами- достижение необходимых критериев.

На данном этапе существует список из 31 темы, по которым ведутся  переговоры.

Большая часть тем - экономического плана. Так, для каждой темы уже существуют принятые регламенты, поэтому в законодательстве стран часто требуются значительные реформы, особенно в области налоговых систем, конкуренции и т.д.

 

Принципы, которыми руководствуются  страны ЕС во время подготовки стран-кандидатов к вступлению:

1)Все реформы должны  быть осуществлены до вступления  в ЕС( Дело в том, что страны-члены имеют право голоса), чтобы не было вмешательства в так называемое достояние ЕС.

2)Переговоры ведутся  с каждой отдельной страной,  в то же время, каждая страна вправе сама выбирать порядок и скорость реформ.

 

Итоги Еврокомиссии октябрь 1999 года.

 

Последним результатом  Берлинского саммита  стало то, что переговорный процесс может начаться со всеми странами, которые желают стать кандидатами для вступления в ЕС. Но есть два предварительных условия, касающихся Болгарии и Румынии,  при выполнении которых ЕС начнёт переговоры с этими странами: Румыния должна решить вопрос о детях-сиротах (причём Евросоюз готов предоставить помощь в решении этого вопроса), а Болгария должна предоставить окончательную дату закрытия своей АЭС.

Информация о работе Европейский союз как интергационное обьединение