Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.
Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Файлы: 1 файл

Шанхайская Организация.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Соглашение во многом носит декларативный  характер.

Также Центральные компетентные органы имеют право обмениваться информацией, представляющей взаимный интерес 12.

Взаимодействие между Центральными компетентными органами Сторон в  рамках Конвенции может осуществляться в двустороннем и многостороннем форматах на основании запроса об оказании содействия, а также путем информирования по инициативе центрального компетентного органа одной из Сторон. Для реализации целей Конвенции центральные компетентные органы создают линии экстренной связи и проводят очередные или внеочередные встречи. В целях осуществления положений Конвенции Стороны в случае необходимости предоставляют друг другу техническую и материальную помощь 13.

Каждая Сторона обязана обеспечить конфиденциальность полученных информации и документов, если они носят закрытый характер или передающая сторона считает их разглашение нежелательным. Степень закрытости информации и документов определяется передающей стороной. Стороны самостоятельно несут расходы, связанные с выполнением Конвенции, если не будет согласован иной порядок. Рабочими языками при осуществлении Центральными компетентными органами Сторон сотрудничества в рамках Конвенции являются китайский и русский языки.

Конвенция не ограничивала права Сторон заключать другие международные  договоры по вопросам, являющимся предметом Конвенции и не противоречащим ее целям и объекту, а также не затрагивала права и обязательства Сторон, вытекающие из иных международных соглашений, участниками которых они являются.

Спорные вопросы, возникающие при  толковании или применении Конвенции, могли решаться путем консультаций и переговоров между заинтересованными Сторонами.

После вступления Конвенции в силу с согласия всех Сторон к ней могли  присоединяться другие государства.

В текст Конвенции с согласия всех Сторон могли вноситься изменения и дополнения, которые оформляются Протоколами, являющимися неотъемлемой частью Конвенции 14.

В рамках Шанхайского саммита Министры иностранных дел подписали Временное  положение о порядке деятельности Совета национальных координаторов  государств Шанхайской Организации Сотрудничества; министры обороны провели встречу и опубликовали Совместное коммюнике.

Временное Положение определяло и  организационные основы деятельности Совета Национальных координаторов  государств-участников Шанхайской Организации  Сотрудничества в период, предшествующий принятию «Хартии Шанхайской Организации Сотрудничества», которая задумывалась как основополагающий документ деятельности ШОС.

Временное Положение создавало  Совет Национальных координаторов, предназначенный для координации  сотрудничества и организации взаимодействия компетентных министерств и ведомств Сторон.

Совет Национальных координаторов  в своей деятельности руководствовался документами, принятыми Главами  государств и правительств Сторон, а также Временным Положением 15.

7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге  состоялась вторая встреча глав  государств-участников Шанхайской  Организации Сотрудничества. Стороны  подписали Хартию ШОС, Соглашение  о Региональной антитеррористической  структуре и Декларацию глав  государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества. Документы, подписанные Сторонами, институализировали Шанхайскую Организацию в международно-правовом пространстве. С подписанием Устава Организации (Хартии) и Соглашения о Региональной антитеррористической структуре (РАТС ШОС) ШОС вышла на качественно новый уровень: было завершено организационное оформление этого блока, как военно-политического образования.

Стороны учредили Региональную антитеррористическую структуру Шанхайской Организации  Сотрудничества, штаб-квартира которой располагается в городе Бишкек Кыргызской Республики. При необходимости Совет Глав государств-членов ШОС имеет право учреждать отделения РАТС на территориях Сторон. Статус отделения РАТС и работающих в нем лиц определяется соглашением между ШОС и правительствомгосударства пребывания.

Было предусмотрено, что в текст  Соглашения о РАТС с согласия всех Сторон могут вноситься изменения  и дополнения, которые оформляются  Протоколами, являющимися неотъемлемой частью данного Соглашения.

Соглашение не ограничило права Сторон заключать другие международные договоры по вопросам, являющимся предметом Соглашения и не противоречащим его целям и объекту, а также не затронуло права и обязательства Сторон, вытекающие из иных международных соглашений, участниками которых они являются 16.

Декларация о создании ШОС провозгласила  открытость организации для присоединения  к ней третьих сторон, что свидетельствовало  о непринятии странами-участницами  идеи регионального обособления. В  Декларации также утверждаются общее  намерение стран-участниц путем совместных усилий на базе совокупного потенциала содействовать прогрессу каждого государства-члена ШОС и совместно противостоять вызовам и угрозам.

29 мая 2003 года в Москве состоялась  третья встреча глав государств-членов  ШОС. Крупнейшим достижением этой встречи стало принятие ряда законоположений и решений, регулирующих функционирование внутреннего механизма Организации. На ней также утвердили назначение гражданина КНР Чжан Дэгуана на должность Исполнительного Секретаря ШОС.

23 сентября 2003 года в Пекине состоялась встреча глав правительств государств-членов ШОС. На ней была подписана «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС» и принят первый бюджет организации на 2004 год. Программа четко определила основные цели и задачи экономического сотрудничества в рамках ШОС, приоритетные направления и конкретные практические шаги сотрудничества, особо выделив перспективные планы, указала на курс экономического сотрудничества ШОС свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий на 20-летний период.

15 января 2004 года в Пекине состоялось  торжественная церемония учреждения  Секретариата Шанхайской организации  сотрудничества. На нее были приглашены  руководители принимающего государства,  министры иностранных дел, национальные координаторы шести государств-членов ШОС, представители некоторых международных организаций и аккредитованных в Китае дипломатических миссий, которые стали свидетелями этого исторического момента. Создание Секретариата ознаменовало завершение стадии становления Шанхайской организации сотрудничества и вступление в совершенно новый этап развития. В качестве зрелой и уверенной региональной силы ШОС крупными шагами выходит на международную арену.

5 июля 2005 года в Астане  состоялось заседание Совета глав государств-членов ШОС. На Саммите была подписана Астанинская Декларация, в которой была признана важность борьбы с международным терроризмом, ликвидация его материальной базы, прежде всего посредством борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотиков, организованной трансграничной преступностью, нелегальной миграцией и наемничеством. Государства-члены ШОС обязались «не предоставлять убежища лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности и выдавать таковых в случае соответствующих обращений со стороны государства-партнера» 17. Было принято решение создать и ввести в действие единый розыскной реестр лиц, объявленных в международный розыск за совершение преступлений террористического характера и сепаратизма или по подозрению в этом. Чтобы ликвидировать материальную базу преступников, главы государств договорились выработать в рамках ШОС единые подходы и стандарты мониторинга денежных переводов, движения финансовых средств неблагонадежных лиц и организаций.

6 октября 2005 года в  Москве состоялось заседание  Совета глав правительств ШОС.  В ходе встречи было подписано  Соглашение о межбанковском взаимодействии (объединении), Соглашение между  правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также состоялось первое заседание правления Делового совета государств-членов ШОС 18.

15 июня 2006 года в Шанхае  прошел юбилейный Саммит ШОС.  Был подписан целый ряд соглашений антитеррористического характера, включая Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС, Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, а также Программа борьбы государств-членов ШОС с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 годы. Были также приняты: Программа действий в поддержку регионального экономического сотрудничества между банками-членами Межбанковского объединения в рамках ШОС, Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования, Протокол об итогах Учредительной сессии Делового совета ШОС 19.

Надо отметить, что  происходит заметное расширение и укрепление международных контактов ШОС. Так, в 2004 году Монголия стала первым государством-наблюдателем в ШОС. Другие крупные государства  региона - Пакистан, Иран и Индия получили статус наблюдателя в июле 2005 года на саммите в Астане. Белоруссия и Шри-Ланка официально объявили о желании получить статус наблюдателя. Значительный интерес к деятельности ШОС проявляют Южная Корея, Непал, страны СНГ и Евросоюза, Программа развития ООН, ОДКБ, ОЭС, другие государства и организации. В декабре 2004 года ШОС получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Весной 2005 года Секретариатом ШОС заключены Меморандумы о взаимопонимании с секретариатами АСЕАН и СНГ, в мае 2006 с Интеграционным комитетом ЕврАзЭС 20.

В истории современных международных  отношений создание и развитие Шанхайской Организации представляет собой  имеющую созидательное значение дипломатическую практику. Она положила начало новому мировоззрению на безопасность, содержащему в себе принципы взаимного доверия, разоружения, сотрудничества и безопасности, обогатила начатые Россией и Китаем межгосударственные отношения нового типа, в основе которых партнерство, а не союз, предоставила модель регионального сотрудничества, отличительной особенностью которой являются совместная инициатива, приоритет безопасности, взаимовыгодное взаимодействие больших и малых государств, поставило человеческое общество выше идеологии холодной войны, внесла бесценный вклад в создание новой модели международных отношений.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

В Главе 1 рассматривается история  создания Шанхайской Организации Сотрудничества, этапы ее зарождения, взаимодействие в рамках данной Организации, а также  развитие Организации в 2000-2007 годах.

Этапы создания ШОС:

1)ноябрь 1989 г. – декабрь 1991 г. В данный период было подписано Соглашение между правительством СССР и правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы.

2)декабрь 1991 г. – апрель 1997 г.  В это время велись переговоры  по вопросам сокращения численности  войск в приграничных районах  и укрепления мер доверия в  военной сфере. Было подписано  Соглашение об укреплении мер военного доверия, а также Соглашений между РФ, КНР, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

3)после апреля 1997 г. по 2000 г. –  продолжались переговоры по укреплению мер доверия в военной области. Были подписаны такие документы как «Алма-атинское заявление» (1998г.), «Бишкекское соглашение» (1999г.), «Душанбинская Декларация» (2000г.). Создается Шанхайская Организация Сотрудничества. Происходит налаживание сотрудничества между странами-участницами ШОС.

Непосредственной причиной создания ШОС явилась серьезная активизация  действий экстремистских и сепаратистских сил на рубеже столетий в Центрально-Азиатском  регионе (ЦАР), главным образом на территориях Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

Создание ШОС имело целью  внести новый весомый конструктивный вклад в упрочение межгосударственных отношений между ее участниками, а также обеспечить противодействие  общим вызовам и угрозам безопасности ее членов. ШОС как раз и должна была, объединяя все региональные государства в борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, повысить степень эффективности противодействия этим деструктивным силам. Наряду с развитием сотрудничества по обеспечению региональной безопасности «шанхайская шестерка» выразила намерение добиваться этих целей также путем становления и последующего укрепления многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества как между самими членами ШОС, так и между ними и странами-наблюдателями в этой организации (в настоящее время в их число входят Индия, Пакистан, Иран и Монголия).

В 2001 г. была подписана Декларация о создании ШОС, Шанхайская Конвенция  о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В 2002 г. была подписана Хартия ШОС, Соглашение о РАТС и Декларация глав государств-участников ШОС. В 2003 г. – Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС.

2005 год – подписана Астанинская  Декларация, Соглашение о межбанковском объединении, Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В 2006 г. подписаны следующие документы: Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, а также Программа борьбы государств-членов ШОС с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 годы и ряд других документов.

Информация о работе Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества