Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 21:23, курсовая работа
Актуальность темы. Глобализация и регионализация являются ведущими процессами мирового развития, главными векторами современности. Глобализация – динамичный процесс, процесс интенсификации этапа интернационализации, обладающий количественными и качественными характеристиками.
По мнению С. М. Логвиненко регионализация – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Чуть позже в Астане был подписан договор об образовании ЕврАзЭС - Евразийского экономического сообщества. Таможенный союз прекратил свою деятельность и возник в новом качестве лишь в 2010 году. Тогда же между Россией, Беларусью и Казахстаном был ликвидирован таможенный контроль. В 2012 году начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП), в декларации о формировании которого было заявлено, что "развивая Таможенный союз и ЕЭП, ЕврАзЭС движется к новой форме интеграции - Евразийскому экономическому союзу".
Таким образом, ЕАЭС является наивысшей точкой интеграции государств-членов ТС. Непосредственная работа над договором о ЕАЭС началась в конце 2011 года. В основе документа лежит договорно-правовая база ТС и ЕЭП: нормы были оптимизированы и приведены в соответствие с правилами ВТО. 29 мая 2014 года Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании ЕАЭС, тем самым завершив все процедуры, необходимые для начала его работы. []
Цели создания ШОС сформулированы чрезвычайно широко, так что скорее всего ее первостепенная направленность –поддержание дружественных отношений в регионе Центральной Азии а значение в том, что участником ШОС является, наряду с другими государствами, Китай. Это подтверждается интересом, который проявляется к данной организации многими государствами. Это привело к формированию довольно сложного членства: наряду с государствами участниками ШОС (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан) имеют место государства – наблюдатели (Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан), которые принимают участие в заседаниях органов организации, получают бумаги, и иногда даже выступают, обозначая свои позиции; есть также и совершенно новая категория – государства партнеры по диалогу (Белоруссия, Турция, Шри-Ланка)
Формы взаимодействия между органами не определены, нет и формального соподчинения, так что каждый из них фактически представляет собой маленький самостоятельный орган межведомственного сотрудничества. Решения во всех органах ШОС принимаются на основе консенсуса. Это значит, что фактически каждое решение представляет собой в сущности международный договор.
Таким образом, участие России в ШОС не может привести к таким изменениям, которые не приняты Россией добровольно.[]
.
Отношения России и Евросоюза несмотря на продолжительный опыт диалога, внешне весьма активного, развитую систему связей на многих уровнях и накопленную солидную правовую базу, пребывают в состоянии неопределенности. Главным ее признаком является неспособность сторон совместно сформулировать стратегические цели отношений, определить общие ценности и интересы, задачи двустороннего сотрудничества.
В настоящее время на долю Европейского союза приходится порядка 48,6 % внешнеторгового оборота России. Вместе с тем, абсолютное большинство российского экспорта составляют природные энергоносители и продукты их первичной переработки. В самом Евросоюзе на долю России приходится 7,6 % совокупного импорта и 4,4 % совокупного экспорта. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли Евросоюза во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.
Европейский Союз действует по отношению к России все более наступательно. В первую очередь это касается ситуации на «постсоветском пространстве» и конкурентной борьбы за рынки и экономические артерии будущего. В определенном смысле, Евросоюз, сохраняя заявленную цель «европеизации» России и кооперативистскую повестку дня, выступает жестким соперником и конкурентом РФ в экономической области.
И без того не очень дружественные отношения между Россией и Европейским Союзом обострились 2014 году, когда Евросоюз и США ввели экономические санкций против Москвы и отдельных российских граждан после присоединения Крыма . В ответ Россия ограничила импорт ряда сельскохозяйственных товаров из стран, которые ввели против нее санкции прежде всего Евросоюза и США а, также Россия составила черный список европейцев, кому запрещен въезд на территорию России. Восстановить доверие будет непросто и после отмены санкций, но это необходимо делать. Россия со своей стороны готова к взаимодействию, но исключительно в ранге равного партнёра .[]
АСЕАН) Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (была образована в 1967 г. в Бангкоке, и ее высшим органом является саммит глав государств и правительств, проводящийся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты. Руководящим и координирующим органом Ассоциации выступают ежегодные совещания министров иностранных дел, которые проводятся по ротационному принципу в каждой из стран Ассоциации. В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса. С 70-х годов ХХ века возникла система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, полномасштабным партнером по которым Россия является с 1996 года. Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества и совещания старших должностных лиц на уровне заместителей министров иностранных дел по политическим вопросам. Практика диалогового партнерства предусматривает также создание Фонда сотрудничества за счет государства-партнера по диалогу, средства которого предназначаются для финансирования совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного, культурного и иного взаимодействия, одобренных соответствующим комитетом сотрудничества.
(АТЭС) Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество является международным экономическим форумом, созданным для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Идея проведения подобного форума принадлежит премьер-министру Японии Ясухиро Накасоне, который провозгласил необходимость его проведения еще в 1988 году. Эта инициатива была поддержана американцами в лице госсекретаря США Д. Шульца (1982-1989). Позже по предложению премьер-министра Австралии Б. Хоука было инициировано создание межправительственного механизма по региональному взаимодействию, который стал именоваться «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» - АТЭС. Цели деятельности АТЭС были определены в 1991 году в Сеульской декларации и в целом сводятся к трем ключевым задачам: поддержке экономического роста стран региона, развитию торговых отношений и снятию барьеров на международное движение товаров, капитала и услуг. Форум АТЭС имеет большое значение, являясь индикатором развития политико-интеграционных процессов в АТР. Особая роль в создании форума отводилась АСЕАН. В течение 1989 года Япония и Австралия активно работали со столицами асеановских стран, стараясь убедить их принять участие в первой встрече министров торговли региона. Только их заверения, что страны АСЕАН будут играть ключевую роль в новой структуре, побудили лидеров стран АСЕАН согласиться с участием в работе форума. По их ожиданиям форум АТЭС должен был играть дополнительную роль в укреплении интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Как результат, с 1989 года в АТЭС входят 6 развивающихся государств АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). С 1998 членом АТЭС стала и Россия. Это является отправной точкой возникновения общих интересов у России и АСЕАН в АТЭС.
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы.
В рамках анализа
интеграционного объединения НАФТА следует выделить
Российско-американские отношения. Они
имеют большое значение в контексте поддержания
безопасности и стабильности в мире, противодействия
новым вызовам и угрозам. Россия последовательно
проводит курс на устойчивое и предсказуемое
двустороннее взаимодействие с США на
основе принципов равноправия, невмешательства
во внутренние дела и уважения взаимных
интересов.
Фундаментальные элементы совместного
видения двустороннего взаимодействия
на современном этапе зафиксированы в
Московской декларации о новых стратегических
отношениях от 2002 г., Декларации о стратегических
рамках российско-американских отношений
от 2008 г., совместном заявлении президентов
об общих рамках российско-американских
отношений от 1 апреля 2009 г., а также в совместном
заявлении, принятом В.В.Путиным и Б.Обамой
в ходе встречи в Лос-Кабосе
18 июня 2012 г.
В качестве основных направлений сотрудничества
определены укрепление международной
безопасности и стратегической стабильности,
развитие торгово-экономических связей
и инвестиционного сотрудничества, борьба
с международным терроризмом и другими
глобальными вызовами, содействие решению
региональных конфликтов, расширение
культурно-гуманитарных связей, контактов
между людьми.
Расхождения в оценках ситуации на Украине
негативно сказались на атмосфере двустороннего
диалога. С марта 2014 г. по инициативе американской
стороны были приостановлены контакты
по линии созданной в 2009 г. Российско-Американской
Президентской комиссии, отменен ряд мероприятий
в рамках двустороннего сотрудничества.
Кроме того, Администрация США ввела визовые,
финансовые и имущественные санкции против
ряда российских официальных лиц, депутатов
Федерального Собрания и предпринимателей,
а также компаний и банков.
Что касается политических контактов,
последняя встреча президентов В.В.Путина
и Б.Обамы состоялась 17 июня 2013 г. «на полях»
саммита «Группы восьми» в Лох-Эрне (Северная
Ирландия). Президенты также провели краткую
беседу 6 сентября 2013 г. «на полях» форума
«двадцатки» в Санкт-Петербурге, обсудив
ситуацию вокруг Сирии. В феврале-апреле
2014 г. В.В.Путин и Б.Обама шесть раз говорили
по телефону по украинской проблематике.
Регулярный контакт, в том числе по телефону,
поддерживают главы внешнеполитических
ведомств.
Диалог в военно-политической сфере традиционно
занимает особое место в двусторонних
отношениях. 8 апреля 2010 г. в Праге президентами
России и США был подписан российско-американский Договор
о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению
СНВ. Договор вступил в силу5 февраля 2011
г.. Согласно Договору, стороны сокращают
и ограничивают свои СНВ таким образом,
чтобы через 7 лет после его вступления
в силу и в дальнейшем суммарное количество
у каждой из них не превышало, во-первых,
700 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых
бомбардировщиков, во-вторых, - 1550 единиц
для боезарядов к ним и, в третьих, - 800 единиц
для развернутых и неразвернутых пусковых
установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков.
В контексте украинских событий в Вашингтоне
решили «заморозить» диалог с Россией
по вопросу о разработке и развертывании глобальной
системы ПРО, который в последние годы
и так буксовал. Российская сторона требует
формирования четкой правовой базы сотрудничества,
включая выработку юридических гарантий
ненаправленности ЕвроПРО против российских
стратегических сил сдерживания, подкрепленных
эффективным механизмом проверки.
Продолжается регулярный обмен мнениями по
актуальным международным и региональным
проблемам, включая Афганистан, ситуацию
вокруг Сирии и иранской ядерной проблемы,
противодействие новым вызовам и угрозам
- распространению ОМУ и средств его доставки,
трансграничному терроризму и наркотрафику.
Важный сегмент отношений – сотрудничество
в экономической области. В 2012 г. двусторонний
товарооборот снизился на 8,8% и составил
28,2 млрд.долл. (российский экспорт – 12,9
млрд.долл., импорт -15,3 млрд.долл.). По итогам
2013 г. сохранилась тенденция на снижение
двусторонней торговли. Российско-американский
товарооборот составил 27,7 млрд.долл., что
на 1,6% ниже показателя предыдущего года.
Российский экспорт – 11,2 млрд.долл. (снижение
на 13%), а импорт – 16,5 млрд.долл. (прирост
на 8%). Доля США во внешней торговле России
составляет 3,3% (на уровне Польши или Республики
Корея), что соответствует 10-му месту среди
торговых партнеров нашей страны. Доля
России в товарообороте США – менее 1%.
В последние несколько лет динамика межпарламентских
связей существенно снизилась из-за пассивности,
а иногда и откровенно негативного отношения
к углублению сотрудничества с российскими
парламентариями со стороны ряда деятелей
Конгресса. В настоящее время двусторонние
контакты фактически «заморожены».
В сфере двусторонних отношений действует
целый ряд межправительственных и межведомственных
соглашений и договоренностей по широкому
спектру вопросов, включая транспорт,
реагирование на чрезвычайные ситуации
и т.п. В сентябре 2012 г. вступило в силу
двустороннее соглашение об упрощении
визовых формальностей.
Культурные связи носят разносторонний
характер. С большим успехом в США проходят
гастроли российских исполнителей классической
музыки, театра и балета. Значительные
усилия предпринимаются в последнее время
для сохранения и популяризации российского
культурно-исторического наследия в США,
включая проект развития музея-крепости
Форт-Росс в Калифорнии.
Вместе с тем, сдерживающим фактором для
двусторонних культурных обменов остается
ситуация вокруг «коллекции Шнеерсона».
После вынесения вашингтонским судом
в 2010 г. противоречащего международному
праву решения удовлетворить иск религиозной
организации «Хабад» о передаче ей хранящегося
в РГБ собрания исторических книг по иудаизму,
Минкультуры России ввело мораторий на
выставки государственных музеев на американской
территории ввиду угрозы обеспечительного
ареста экспонатов. Решить проблему могло
бы заключение договора об иммунитете
российских культурных ценностей, перемещаемых
в США в рамках культурно-выставочной
деятельности (переговоры по его проекту
приостановлены американцами в свете
событий на Украине)[] http://www.mid.ru/bdomp/ns-
Из этого следует, с одной стороны, регионализация открывает перед Россией возможность успешно противостоять попыткам создания унифицированного, моноцентричного мира. С другой, она таит в себе угрозу для страны, расположенной на двух континентах: европейском и азиатском. Подобное и выгодно, и опасно. Выгодно, потому что предопределяет функциональную роль России в качестве моста между Азией и Европой. Опасно, потому, что возникновение региональных центров на каждом из континентов создает мощные силы притяжения, действующие на разрыв одна тянет к Западу, другая к Востоку .
2.3 Значимость процессов регионализации и глобализации в современном мире
В современном мире регионализация и глобализация развиваются как два динамичных процесса, оказывающих взаимное влияние друг на друга. Глобализация подразумевает рост взаимосвязанности между различными частями земного шара, и она может достигаться не только через систему международных отношений, но и через регионализацию. Процесс регионализации может рассматриваться как инструмент сохранения региональной идентичности в условиях глобализации. Это свидетельствует о том, что логика развития глобализации и регионализации совпадает, разница заключается в масштабе.
Процесс глобализации связан с нарастанием всеобщей взаимозависимости мира. На наших глазах бурно осуществляется формирование единой информационной среды, нарастает международное сотрудничество и кооперация в производственной сфере, в разработке и внедрении научно технических достижений, в сохранении окружающей среды. Глобализация связана с ростом экономической взаимозависимости стран мира, вызванной увеличением объема и многообразия трансграничных сделок в сфере товаров и услуг, ростом международных потоков капиталов, распространением технологий. Требует постоянного международного сотрудничества, в т.ч. и на региональном уровне, деятельность на морских пространствах, в воздушной и космической сферах. Мир, различные его регионы втягиваются в мировую систему финансово-экономических, общественно политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий. Есть много и других процессов, подтверждающих нарастание взаимовлияния и взаимозависимости. Формируется единый мир, единая социальная и политическая система человечества. Это объективный результат развития мира.
Глобализация может достигаться в результате взаимодействия регионов. Выход субнациональных регионов на международную арену, распространение их деятельности за пределы национальных границ, так называемая локализация внешней политики государств являются результатами процессов глобализации, происходящих в мире, процессов усиления взаимозависимости и взаимовлияния. Комплексная взаимозависимость, предполагающая повышение взаимосвязанности в экономической, социальной, культурной и политической областях, рас ширила сферу внешней политики (если быть точнее, увеличила объем внешних сношений государств) и повысила в ней значимость тех сфер, в которых субнациональные регионы обладают ощутимым влиянием и характеризуются непосредственной вовлеченностью в глобальные процессы. Таким образом, глобализация через регионы государств является дополнением к глобализации через государства [21, с. 134].
Регионы, обладая разнообразными ресурсами, сумели замкнуть на себя важнейшие экономические потоки. Некоторые регионы, благодаря своему пограничному положению, имея хорошо развитую инфраструктуру, становятся точками соприкосновения государств. Выгодно используя свое географическое положение, они превращаются в центры притяжения иностранных партнеров, экспортно-импортных товарных потоков с их последующим проникновением вглубь территории государства. Расширение возможностей регионов в поисках ресурсов на международной арене для решения стоящих перед ними локальных проблем имеет положительные последствия как для государства в целом, так и для самих регионов.
Регионализация – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами [16, с. 307].
Сейчас с появлением новых информационных технологий, бурным развитием средств телекоммуникаций, Интернета, виртуализацией пространства процессы глобализации и регионализации усилились. Глобализация - процесс объективный, обладающий как позитивными, так и негативными последствиями. Глобализация позволяет углублять международное разделение труда, более эффективно распределять и использовать ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению благосостояния стран и расширению жизненных перспектив населения. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут более эффективно использовать широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. Кроме того, передовые технологии резко сокращают транспортные, телекоммуникационные и расчетные издержки и обычно облегчают глобальную интеграцию национальных рынков.
Основное противоречие между процессами глобализации и регионализации заключено в целях создания и развития региональных блоков. Главной целью создания региональных блоков было извлечение прибыли в результате взаимного сотрудничества стран – участниц блоков, не противодействуя общему развитию глобализации. Но когда определились негативные последствия глобализации, одной из целей региональных блоков стало коллективное противодействие этим негативным последствиям.
Нынешний регионализм это результат усилий, предпринимаемых государствами с целью увеличения безопасности и устойчивости сегодняшней системы международных отношений. Регионализм выступает скорее действенным способом систематизации отношений в глобализирующемся и от этого несколько хаотичном пространстве. Об этом свидетельствуют расширение количества региональных интеграционных объединений и интенсификация внутрирегиональных, межрегиональных и трансрегиональных отношений.
Информация о работе Глобализация и регионализация: предпосылки, сущность, последствия