Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:20, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить способы разрешения и особенности межнациональных конфликтов, на основе научного анализа разработать рекомендации относительно путей разрешения межнациональных конфликтов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить межнациональные конфликты как актуальную социально- психологическую проблему;
- определить сущность межнациональных конфликтов и их типологию, проанализировать принципы классификации межнациональных конфликтов;
- исследовать причины конфликтов и их индикаторов;
- изучить специфику межнациональных конфликтов на примере гражданской войны;
- изучить опыт зарубежных стран в разрешении конфликтов;
Введение………………………………………….……………………………….3
1. Межнациональные конфликты как важнейшая социально -
психологическая проблема………………………………………….………….6
1.1 Сущность межнациональных конфликтов и их типология…………..…..6
1.2 Принципы классификации межнациональных конфликтов……………..9
1.3 Исследование причин конфликтов и индикаторов
межнациональных конфликтов………………………………………………..11
2. Исследование специфики гражданских войн как одного из
направлений межнациональных конфликтов……………..…………………17
2.1 Анализ понятия гражданская война как социально –
психологического явления…………………………………...……………...17
2.2 Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской
войны в России………………………………………………………………...20
3. Пути разрешения межнациональных конфликтов………………….…….26
3.1 Международный опыт в области преодоления
национальных конфликтов………………………………………..…………..26
3.2 Рекомендации в области преодоления межнациональных
конфликтов………………………………………..…………………..………..31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………37
1.2 Принципы классификации межнациональных конфликтов
Принято классифицировать конфликты по разным основаниям:
- по субъектам - межличностные, межпартийные, межгосударственные;
- по масштабу - местные, региональные, глобальные;
- по воздействию на общество - системные, требующие целостного преобразования общества, и подсистемные, требующие преобразования отдельных сфер общества (социальной, культурной) [3,c. 237](приложение А)
Конфликт между отдельными личностями возникает как следствие противоречий во взаимоотношении людей на производстве и бытовой почве. И разрешается он в соответствии с существующими нормами межличностного общения. Конфликт между личностью и обществом наиболее часто затрагивает сферу производства и распределения товаров и услуг, материальных благ, контроля за поведением людей, необходимого для нормального функционирования общества. Эта группа конфликтов связана с социальными, экономическими, эмоциональными отношениями людей, которые изменяются под влиянием научно- технического прогресса, затронувшего все сферы современного производства и управления, бытовые и семейные отношения.
Конфликтные ситуации между социальными группами, классами сводятся к противоборству относительно возможно полного удовлетворения их интересов. Это касается, прежде всего, отношений власти. Межнациональные и межгосударственные конфликты затрагивают буквально весь спектр отношений между конфликтующими сторонами, все общество.
Различают также уровни конфликтов. Конфликт, охватывающий все общество, которое оказывается расколотым на два противоположных лагеря, относят к макроуровню. Его объективная база - наличие в обществе социальных слоев, заинтересованных в разрушении, изменении его основ. Конфликт внутри правящего класса, социального слоя относят к мазоуровню. По сути это борьба различных группировок внутри господствующего социального слоя (класса) за передел власти. Наконец, микроуровень, когда конфликт возникает и развивается внутри узкой замкнутой группы (элиты)[11, c. 142].
Таким образом, все социальные явления, социальные общности, действия властных структур, политических партий можно рассматривать с точки зрения конфликтов, то есть выяснения определенных разногласий и сплоченности, борьбы и поиска согласия. В этом проявляется двойственная природа конфликта - его разрушительное и, в то же время, созидательное начало, возможность стать фактором разрушения политической системы, а возможно - фактором ее совершенствования и развития.
Существует также
- конфликты типа
«схваток», когда
- конфликты типа «дебатов», когда ведется спор, маневрирование и обе стороны рассчитывают на достижение соглашения (компромисса);
- конфликты типа
«игр», когда стороны
Из сказанного следует, что анализ конфликтов невозможно подогнать под какую-то единую универсальную схему, что не существует неких универсальных рецептов разрешения конфликтов. Однако практика выработала определенную методологию (систему мер), позволяющую с учетом особенностей каждого конкретного конфликта добиваться его разрешения.
1.3 Исследование причин конфликтов и индикаторов межнациональных конфликтов
Причинность в социальной
среде характеризуется
Анализируя причины поведения сторон в различных конфликтах, нетрудно заметить, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Корысть, месть, ненависть, недоброжелательство, обида, неудовлетворенность принятым решением, стремление обеспечить себя материально сегодня или в будущем – вот лишь небольшая часть мотивов бытовых конфликтов, встречающихся в судебной практике. Иной, но не менее разнообразной является мотивация групповых конфликтов: экономические трудности, политические симпатии и антипатии, стремление к лидерству, национальная гордость и многое другое. Столь же многообразны мотивы поведения государств на международной арене. Поистине мотивы конфликтов способны отразить всю сложность современной жизни.
Однако мотивы поведения индивидов и социальных общностей не являются глубинными причинами конфликтов: ведь сами эти мотивы требуют объяснения. Человек реагирует на изменения внешней ситуации, изменяясь сам; в свою очередь, психологические факторы воздействуют на ход экономических и политических процессов. Общественное сознание реализуется и преломляется через разум, чувства, потребности, мотивы, интересы, а отсюда мнения, позиции, поступки, действия конкретных людей. При этом именно в разнообразных формах индивидуального выражения общественного сознания, фиксируемого на эмпирическом уровне и обобщаемого как позиции и поведение групп и общностей, и проявляются в наиболее явном и остром виде противоречия духовной сферы, отражаются противоречия бытия.
В целом масштабная конфликтная ситуация свидетельствует о протекании в обществе социально-дезорганизационных процессов, о кратковременной или длительной, более или менее глубокой, иногда необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивающих стабильность данного общества или территориальной общности.
Ян Щепаньский писал, что «дезорганизация – это совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый предел, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов поведения, противоречащих образцам, признанным допустимыми».
Если обобщить эти
соображения, то можно еще раз
сказать, что в конечном счете
конфликты в современном
Как известно, эта точка зрения была подробно разработана в марксистской литературе.
Общество, по К. Марксу, не статично; путем классовой борьбы оно постоянно преобразуется. Это общество по мере осознания рабочим классом своего угнетенного положения становится все более конфликтным, до тех пор пока не произойдет социальная революция, которая и похоронит эксплуататорский класс. Процесс этот носит всемирный характер, и он неизбежно должен привести со временем к бесклассовому обществу.
Такое понимание общественно-
М. Вебер полагал, что возникновение конфликтов не сводится только к различиям бедности и богатства. Выявив компонент неравенства (разная степень уважения, неодинаковый престиж), он ввел понятие статусных групп. При этом Вебер обнаружил связь между материальными и идеальными интересами различных групп, с одной стороны, и религиозным сознанием, с другой.
Р. Дарендорф именно классы
считает «конфликтующими
Л.А. Козер, различая внутри- и внегрупповые конфликты, обратил внимание на зависимость их от самой социальной структуры. Последняя содержит гарантии единства внутригрупповых отношений перед лицом конфликта: это институциализация конфликта и определение степеней его допустимости. Станет ли социальный конфликт средством стабилизации внутригрупповых отношений и согласования противоположных требований сторон или он окажется чреватым социальным взрывом? Ответ на этот вопрос зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт.
В социальной структуре любого типа, считает Козер, всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти. Вместе с тем социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения антагонистических притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтных ситуаций.
Из современных авторов Пьер Бурдье дает достаточно практического материала для размышления над тенденциями развития нынешних конфликтов, поскольку вообще полагает, что класс как теоретическая конструкция, отождествляемая с реальной действующей группой людей, есть обычная интеллектуалистская иллюзия По его мнению, недостаточность марксистской теории классов и, в особенности, ее неспособность учитывать ансамбль объективно регистрируемых различий, являются результатом того, что, сведя социальный мир к одному лишь экономическому полю, марксистская теория приговорила себя к определению одной лишь позиции в экономических отношениях производства.
По К. Боулдингу, Л. Крайсбергу, М. Крозье, сам конфликт заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели. К. Боулдинг, однако, отмечал, что все конфликты имеют общие элементы и общие стандарты развития и изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его проявлении.
Э. Кардель проводил различие непосредственных интересов социальных слоев и групп социалистического общества, в том числе и внутри рабочего класса. Признавая конфликты на базе социальных и имущественных различий, порождаемых в первую очередь распределением по труду, он находил основной конфликт тогдашнего югославского общества в противоречии между силами социалистического самоуправления и антисамоуправленческими силами. Помимо этого конфликта, носящего характер классового антагонизма, в югославском обществе, по его мнению, существовали и иные конфликты, возникающие на базе социалистических общественных отношений. Его соотечественник М. Джилас в работе «Новый класс» источником конфликта при социализме считал привилегированный слой чиновников, создавший новую систему неравенства и деспотизма[16, c. 79].
Итак, как видим, основные подходы к пониманию и объяснению конфликта складывались в рамках рассмотрения особенностей взаимодействия крупных социальных общностей. Личностный анализ в конфликтологии занимает, пожалуй, второстепенное положение. Он безусловно важен, но при изучении, к примеру, девиантного поведения единичное, индивидуальное имеет тенденцию к превращению в общее, групповое, т.е. становится доступным для анализа социальных общностей.
Таким образом на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Под конфликтом понимается столкновение сознательно преследуемых и отстаиваемых интересов и целей. Имея своим источником определенные объективные противоречия, достигшие в обществе кульминации развития, социальный конфликт возникает в результате осознания противоположными сторонами несовместимости их интересов и целей (например, несовместимость интересов и целей финансовых олигархов и крупных собственников - с одной стороны, и наемных работников, особенно промышленных рабочих и части крестьянства - с другой).
К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку).
Для таких конфликтов характерны определенный уровень организованности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступлениями вплоть до гражданской войны.
2. Исследование специфики гражданских войн как одного из направлений межнациональных конфликтов
2.1 Анализ понятия гражданская
война как социально-
Вопросы периодизации и характера Гражданской войны в советской и постсоветской историографии имеют различную трактовку, разброс хронологических рамок, включая разное содержание общественных процессов.
В постсоветских официальных
В учебнике МГУ им. М.В.
Ломоносова «История России XX–начала
XXI вв.» под редакцией Л.В.
Информация о работе Гражданская война как способ разрешения межнациональных конфликтов