Иностранные инвестиции в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить динамику и размеры иностранных инвестиций в России.
Основные задачи:
1. Дать характеристику основных видов инвестиций и организационные формы капиталовложений и рассмотреть их общую роль в экономике.
2. Оценить инвестиционный климат в России (рассмотреть административно-правовой аспект и оценить основные социально-экономические показатели).
3. Изучить деятельность иностранных инвесторов в России влияние иностранных инвестиций на российскую экономику.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект иностранных инвестиций………………5
Сущность и виды иностранных инвестиций…………………………….5
Роль иностранных инвестиций в экономике……………………………11
Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями……………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности инвестирования в Российскую экономику ……...16
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………………………………………………………….….16
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России………………………………………………………………..21
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций……………………...30
Глава 3. Основные тенденции Российской экономики……………………36
3.1. Иностранные инвестиции в РФ в период мирового финансового кризиса 2008года………………………………………………………………………….36
3.2. Потенциал Российского рынка …………………………………………....37.
3.3. Сферы применения иностранного капитала на примере Нижегородской области...................................................................................................................42
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………..........................51 Приложения………………………………………………………...…………....53

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 730.50 Кб (Скачать файл)

     По  целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.

     Прямые  инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в станах Европейского Сообщества - 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%.2

     Прямые  инвестиции делятся на две группы:3

     - трансконтинентальные капитальные  вложения, обусловленные возможными  лучшими условиями рынка, то  есть тогда, когда существует  возможность поставлять товары  с нового производственного комплекса  непосредственно на рынок данной  страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

     - транснациональные прямые вложения. Часто в соседней стране. Цель- минимизация издержек по сравнению  с материнской компанией.

     Черты, характерные для прямых инвестиций:

     - при прямых зарубежных инвестициях  инвесторы, как правило, лишаются  возможности быстрого ухода с  рынка;

     - большая степень риска и большая  сумма, чем при портфельных  инвестициях;

     - более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.

     Прямые  зарубежные инвестиции направляются в  принимающие страны двумя путями:

     - организация новых предприятий;

     - скупка или поглощение уже  существующих компаний.

       «Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

     В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные  предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

     - из-за значительной распыленности  акций среди инвесторов;

     - по причине наличия дополнительных  договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

     Повышение роли портфельных инвестиций в последнее  десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

     Прочие  инвестиции - группа инвестиций, в которую  в основном входят международные  займы и банковские депозиты.

     Формы заграничных капиталовложений в  изложенной схеме все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.

     Таким образом, существуют различные формы  иностранных инвестиций. Прежде, чем  выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы  должны быть уверены в том, что  страна реципиент имеет благоприятный  инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами.

     Наибольший  интерес вызывают развивающиеся  страны. Так как экономика большинства  этих стран находится в состоянии продолжающегося быстрого роста, а многие рынки, например, фондовые, не являются высокоразвитыми, то инвестиции будут иметь высокую доходность.

     Иностранными  инвесторами могут быть:4

  • иностранное юридическое лицо, правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;
  • правоспособный иностранный гражданин;
  • постоянно проживающее за границей и правоспособное лицо без гражданства;
  • международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
 

     1.2. Роль иностранных инвестиций  в экономике. 

     Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая  Россию. Привлечение иностранных  инвестиций является объективной необходимостью.

     Они обусловлены:

     а) международным разделением труда;

     б) развитием международных связей;

     в) интегрированием национальной экономики  в мировое хозяйство 

Как и  любое другое сложное экономическое  явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

  • увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
  • поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;
  • использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
  • привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
  • более полное использование местных природных ресурсов;
  • повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
  • расширение ассортимента выпускаемой продукции;
  • развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
  • расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
  • увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
  • повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
  • использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
  • развитие инфраструктуры и сферы услуг;
  • повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
  • усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
  • оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:

  • репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
  • увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
  • подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
  • усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
  • игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
  • возможная деформация структуры национальной экономики;
  • упадок традиционных отраслей национальной экономики;
  • усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
  • ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
  • ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
  • негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Разумеется, все перечисленные выше положительные  и отрицательные последствия  привлечения и проникновения  иностранных капиталов в экономику  принимающих стран не реализуются  автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

      1.3. Механизмы привлечения  и управления иностранными инвестициями

 

  В настоящее время Россия выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего, это:

              крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, Вимм-Билль-Данн, Данон Индустрия);

  • средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;
  • компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

  При этом, как уже было отмечено, все  указанные категории инвесторов практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство).

  Кроме того, на лицо и территориальная неравномерность размещения инвестиций. Львиная доля инвестиций из-за рубежа идет в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь - внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, такие как Москва и Московская область, Санкт-Петербург. Также большой объем инвестиций получают регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий Топливно-Экономического Комплекса, это Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан. Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению.

  Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Ориентируясь на опыт многих зарубежных стран, помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации в России эта программа должна учитывать:

Информация о работе Иностранные инвестиции в национальной экономике