Иностранные инвестиции в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить динамику и размеры иностранных инвестиций в России.
Основные задачи:
1. Дать характеристику основных видов инвестиций и организационные формы капиталовложений и рассмотреть их общую роль в экономике.
2. Оценить инвестиционный климат в России (рассмотреть административно-правовой аспект и оценить основные социально-экономические показатели).
3. Изучить деятельность иностранных инвесторов в России влияние иностранных инвестиций на российскую экономику.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект иностранных инвестиций………………5
Сущность и виды иностранных инвестиций…………………………….5
Роль иностранных инвестиций в экономике……………………………11
Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями……………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности инвестирования в Российскую экономику ……...16
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………………………………………………………….….16
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России………………………………………………………………..21
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций……………………...30
Глава 3. Основные тенденции Российской экономики……………………36
3.1. Иностранные инвестиции в РФ в период мирового финансового кризиса 2008года………………………………………………………………………….36
3.2. Потенциал Российского рынка …………………………………………....37.
3.3. Сферы применения иностранного капитала на примере Нижегородской области...................................................................................................................42
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………..........................51 Приложения………………………………………………………...…………....53

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 730.50 Кб (Скачать файл)

  В данном законе Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует  государственную политику в сфере  международного инвестиционного сотрудничества:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, указанный в статье 2 Федерального закона  ;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций;
  • определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

  Федеральным законом от 25.02. 1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"  определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

  Федеральный закон от 05.03. 1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации.

  Помимо  специально ориентированных законов  на регламентацию правового режима инвестиционной деятельности, необходимо учитывать так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики.

  Наряду  с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 ст.3 "Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами". Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительного урегулирования иностранных инвестиций.

  Также на регулирование иностранной инвестиционной деятельности оказывает влияние вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность - налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий.

  Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных  актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов – необходимое условие для притока иностранных инвестиций.

  В связи с этим, в совокупности все  законодательство Российской Федерации и ее субъектов направлено на осуществление комплекса гарантий при реально работающем механизме их реализации. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с последними политическими событиями в Российской Федерации.

  Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Это наряду с некоммерческими рисками, введением жестких валютных ограничений страной-реципиентом инвестиций может быть приравнено к так называемым ползучим видам принудительного изъятия иностранной собственности.  Огромное значение в определении государственных гарантий иностранным инвесторам играют международные договора. Широкое распространение получила Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985г).

  Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Согласно п.1 ст.5 "иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации".

В число  государственных гарантий иностранным  инвесторам входят:

  1. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;
  2. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
  3. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
  4. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
  5. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;
  6. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
  7. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
  8. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
  9. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
  10. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
  11. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

  Несмотря  на все мероприятия направленные на привлечение иностранных инвестиций важным моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, является большое количество ведомственных актов, "уточняющих" положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов. Барьером на пути достаточных капиталовложений выступают недостатки российской деловой инфраструктуры, т.е. сети услуг которая позволяет функционировать рыночной экономике.  
 

Глава 3. Основные тенденции  Российской экономики  

3.1. Иностранные  инвестиции в РФ в период  мирового финансового кризиса  2008года 

     По  состоянию на конец сентября 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 251,3 млрд.долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 50,7% (на конец сентября 2007г. - 53,5%), доля прямых составила 46,9% (44,4%), портфельных - 2,4% (2,1%).

     Основные  страны-инвесторы в январе-сентябре 2008г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

     В январе-сентябре 2008г. в экономику России поступило 75,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2008г. 48,1 млрд.долларов, или на 20,7% больше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008г. объем погашенных инвестиций 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долларов США (меньше на 5,7%). Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2008г. составил 52,7 млрд.долларов. В январе-сентябре 2008г. из России за рубеж направлено 91,3 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 68,6% больше, чем в январе-сентябре 2007года. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 81,5 млрд.долларов, или на 96,9% больше, чем в январе-сентябре 2007 года9.

     Более подробная статистка отражена в  Приложении 2. 
 
 

3.2. Потенциал  Российского рынка  

  Государственное стимулирование поможет мировой экономике продолжить восстановление. Октябрьская статистика, в сочетании с готовностью развитых стран расширять программы монетарного стимулирования, вселяет все большую уверенность в продолжение поступательного восстановления глобальной экономики. Принимая во внимание приоритетность задачи поддержания экономического роста и отсутствие значимого инфляционного давления,ЦБ крупнейших развитых стран продолжат сохранять минимальные процентные ставки в ближайшие несколько кварталов.  Ожидается ускорение экономики РФ в 4-м квартале. Российская экономика, несмотря на некоторое замедление в последние месяцы, восстанавливается: ВВП в сентябре вырос на 0,2% месяц к месяцу, безработица продолжила снижаться, приближаясь к докризисным уровням. Замедление инфляции в октябре оставляет возможность ЦБ РФ проводить стимулирующую монетарную политику. МЭР прогнозирует ускорение темпов роста ВВП в 4-м квартале до 4,5%. Ожидается активный рост экономики в последние месяцы года в условиях повышения инвестиционной активности и оживления потребительского спроса. Сырьевой фактор благоприятствует росту рынка. Ослабление рисков для глобальных процессов восстановления в сочетании с ожиданиями расширения мер монетарного стимулирования ФРС США способствует росту спроса на инструменты товарных рынков. Нефть вплотную приблизилась к годовому максимуму, а большинство промышленных и драгоценных металлов максимумы обновили. Благоприятная конъюнктура товарных рынков является одним из важнейших факторов роста российского рынка акций, в наибольшей степени зависящего от цен на сырье по сравнению с крупнейшими развивающимися рынками. Рынок сохраняет потенциал роста. P/E 2011 индекса РТС составляет 7,9, что на 40% дешевле средней оценки крупнейших развивающихся рынков. Считается, что благоприятный внешний фон в сочетании с ожидаемым ускорением национальной экономики в 4-м квартале и усилением притока инвестиций в российские фонды способен обеспечить позитивную динамику рынка в последние месяцы года. Сохраняется прогноз индекса РТС на конец 2010 года на уровне 1750 пунктов, что предполагает наличие 10%-го потенциала роста рынка от текущих уровней. Рекомендуется ставить на нефтегазовый сектор и банки. Без учета нефтегазовых компаний российский рынок не выглядит однозначно дешевым с оценкой выше 10 прибылей следующего года. На этом фоне инвесторы вполне могут обратить внимание на нефтегазовые компании, оцененные на уровне 5-6 прибылей и продемонстрировавшие самую слабую динамику с начала года.  Фаворитами в секторе являются акции Лукойла и Газпрома . Позитивный отраслевой и корпоративный фон будут подпитывать интерес рынка к акциям банковского сектора, который, несмотря на уверенный рост последних месяцев, продолжает торговаться с дисконтом к развивающимся аналогам. Рекомендуется делать ставку на обыкновенные акции Сбербанка и конвертируемые привилегированные акции Банка Санкт-Петербург. Ожидается локальный рост интереса инвесторов к сегменту малой капитализации. В условиях постепенного восстановления аппетита инвесторов к риску и дефицита "дешевых" идей в 1-м эшелоне можно ожидать роста интереса к сегменту малой капитализации. Считается, что оценка целого ряда компаний второго эшелона на уровне 2-4 прибылей текущего года является неоправданно заниженной даже с учетом существующих специфических рисков и невысокой ликвидности10. Инвестициям в основные средства, особенно крупным инвестиционным проектам, необходимо уделить особое внимание. Они не только указывают области роста в экономике, но и сами становятся точками роста, формируя спрос на широкий спектр товаров и услуг: на оборудование, технику, строительные материалы, строительные услуги, кредитные и лизинговые ресурсы. Обзор негосударственных инвестиционных проектов, запущенных в конце 2009 – начале 2010 года свидетельствует о том, что инвестиционный процесс отнюдь не остановился во время кризиса. 

Информация о работе Иностранные инвестиции в национальной экономике