- тесные
связи между странами СНГ в
социальной, гуманитарной и информационной
сферах. На пространстве СНГ не
существует языкового барьера.
Русский язык является родным
или вторым родным языком для
большей части населения СНГ,
а также рабочим языком Содружества,
что упрощает проблему коммуникаций
и развития экономических и
гуманитарных контактов;
- усложнение
военно-политической обстановки
в мире и на границах Содружества
в результате возросшей угрозы
международного терроризма, что
требует большей координации
усилий в обеспечении коллективной
безопасности.
Таким
образом, межгосударственное взаимодействие
стран СНГ является не самоцелью,
а инструментом решения важнейших
социально-экономических проблем
и отвечает коренным интересам
государств Содружества. Экономическая
интеграция СНГ имеет объективные
предпосылки стать эффективной
и вывести государства на путь
динамичного прогресса. Однако
это потребует огромной политической
воли и значительных усилий
по выработке конструктивной
программы интеграционных действий,
а также по созданию адекватной
институциональной инфраструктуры
широкомасштабного сотрудничества.
1.2 Этапы
сближения стран СНГ
За прошедшее
десятилетие в интеграционных процессах
Содружества Независимых Государств
можно выделить несколько этапов
интеграции.
1991-1993
годы можно назвать первым
этапом - появления национальных
экономик, - который охарактеризовался
развалом единого народнохозяйственного
комплекса СССР, делением национального
богатства, соревнованием за получение
внешних кредитов, отказом от
уплаты долгов бывшего СССР, резким
сокращением взаимного товарообмена
(приложение 1), что привело к экономическому
кризису на всем постсоветском
пространстве.
Такое
развитие событий сделало очевидным
необходимость построения отношений
в рамках СНГ на рыночной
основе, по принципу экономической
целесообразности интеграционных
процессов национальных экономик.
Второй
этап (1994-1995 годы) - так называемый, этап
становления правового пространства
- охарактеризовался интенсивным
созданием нормативной базы межгосударственных
отношений. Основой формирования
правового поля в рамках СНГ
можно считать принятие Устава
СНГ.
В
целом ретроспективный анализ
второго этапа дает возможность
говорить о развитии взаимных
экономических связей стран СНГ
по двум направлениям. Так, в
общей массе разрозненных соглашений
в сфере регулирования взаимоотношений
между государствами можно выделить
ряд наиболее значимых, которые
выступают как попытки объединить
усилия всех участников СНГ
на достижении общих целей.
Это, в первую очередь, Договор
о создании экономического союза
(24 сентября 1993 года), Соглашение о
создании зоны свободной торговли
(15 апреля 1994 года), Соглашение о создании
Межгосударственного экономического
комитета в качестве постоянно
действующего органа Экономического
союза (21 октября 1994 года), Соглашение
о создании Платежного союза
государств-участников СНГ (21 октября
1994 года).
Третий
этап (1996 год - 2006 год) отличает
появление субрегиональных образований.
Характерной чертой этого этапа
стало заключение двусторонних
соглашений. Здесь наибольший интерес
с точки зрения дальнейшей
перспективы представляет развитие
связей между Россией и Республикой
Белоруссия, которые первыми пошли
по пути создания таможенного
союза. В дальнейшем к ним
присоединились Казахстан, Киргизия
и Таджикистан, создав Евразийское
экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Углубляется
интеграционное сотрудничество
в соответствии с Договором
об образовании Сообщества Белоруссии
и России от 2 апреля 1996 года. Договор
закрепляет конкретные мероприятия
по формированию общей транспортной
и объединенной энергетической
систем, по составлению совместных
балансов производственных мощностей
и согласованному их использованию,
по унификации денежно-кредитных
и бюджетных систем и созданию
предпосылок для введения общей
валюты, по унификации социальных
условий и т.д. Доказательством
положительного влияния предпринятых
шагов на развитие экономических связей
России и Беларуси служит неуклонный (почти
в 2,5 раза) рост доли Республики Белоруссия
в товарообороте России со странами СНГ
(приложение 2) и существенный (почти в
1,5 раза) рост товарооборота между этими
двумя странами (приложение 3).
В
целом на некогда едином постсоветстком
пространстве возникли и функционируют
5 субрегиональных группировок. Среди
экономических группировок, помимо
Союза Белоруссии и России (СГБР)
и Евразийского экономического
сообщества, можно выделить Восточно-Европейский
Союз (Украина, Молдова), переросший
затем в ГУУАМ (Грузия, Украина,
Узбекистан, Азербайджан, Молдова),
Центральноазиатское сотрудничество
(ЦАС - Узбекистан, Казахстан, Киргизия,
Таджикистан), кавказская “четверка”
(Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).
Сотрудничество
в рамках субрегиональных объединений
является закономерным поиском
государствами-участниками оптимальных
конфигураций и методов взаимодействия
и в целом не противоречит
участию государств в Содружестве,
поскольку такие объединения
являются взаимно транспарентными,
а их цели и практическая
деятельность лежат в общем
русле развития СНГ.
1.3 Состояние
интеграционных связей России
с государствами-участниками СНГ
Отношения
России со странами СНГ строятся как
на многосторонней, так и двусторонней
основе путем заключения с ними договоров,
соглашений и других документов, регламентирующих
процессы дальнейшего углубления экономической
интеграции с этими государствами
в целом ряде важнейших направлений.
Наиболее
успешно развивается внешнеэкономическое
сотрудничество России и Белоруссии
в рамках Союзного государства,
а также стран Евразийского
экономического сообщества, что
проявляется в усилении производственно-технологических
связей, развитии межрегионального
сотрудничества, более высоких темпах
роста товарооборота. Так в
2003 году Белоруссия из-за роста
мировых цен на энергоносители
вышла на первое место в
списке ведущих торговых партнеров
России среди стран СНГ, опередив
Украину (более 40% стоимости экспорта
России в страны СНГ). На долю
Украины, Белоруссии и Казахстана
приходится 90% внешнеторгового оборота
России со странами Содружества.
В 2004
году возрос объем торговли
с Арменией - на 77%, Грузией - на 19%,
Казахстаном - на 6%, Узбекистаном
и Украиной - на 5%, снизился - с Азербайджаном,
Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном.
Значительную
часть в структуре экспорта
России в страны СНГ составляют
топливно-энергетические ресурсы
- нефть, нефтепродукты, газ, уголь,
мазут, дизельное топливо. В
среднем доля минеральных продуктов
составляет половину стоимости
экспортных поставок. Крупными статьями
российского экспорта в страны
Содружества являются машины
и оборудование (более 18% стоимости
экспорта), продукция химической
промышленности (более 10%), металлы
и драгоценные камни (10%). В государства
СНГ вывозится подавляющая часть
российского экспорта продукции
сельскохозяйственного машиностроения,
двигателей внутреннего сгорания,
электрических аккумуляторов, железнодорожных
и трамвайных вагонов и других
товаров.
В
целом в 2000-2004 годах произошел
определенный позитивный перелом
в экономических отношениях России
со странами СНГ. Товарооборот
России со странами СНГ в
2003 году составил 27,7 млрд. долларов,
или вырос по сравнению с
2002 годом на 23,6%, в том числе
с Белоруссией - на 32,6% и странами
Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС) - на 42,4%.
Дальнейшее
углубление экономической интеграции
России и стран СНГ неразрывно
связано с процессами преодоления
Россией и странами СНГ последствий
экономического кризиса, согласования
и координации действий стран
в решении экономических проблем,
совершенствования нормативно-правовой
базы их отношений и механизма
ее реализации. С большинством
стран СНГ достигнуты договоренности
по всему комплексу вопросов
установления с ними режима
свободной торговли.
С
1 июля 2001 года Россия применяет
принцип взимания косвенного
налога по “стране назначения”
(за исключением нефти, включая
стабильный газовый конденсат,
и природного газа) со всеми
странами СНГ, кроме Белоруссии
- своего партнера по Союзному
государству.
Важным
направлением сотрудничества является
и реализация совместных проектов
в области электроэнергетики.
Например,
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Республики Казахстан о приграничном
сотрудничестве регионов России
и Казахстана на 1999 - 2007 годы и
принятая Программа приграничного
сотрудничества способствуют развитию
электроэнергетической интеграции
между южными областями Сибири
и Казахстаном. В рамках этой
программы реализуется ряд крупномасштабных
проектов, в частности трансграничные
схемы поставок казахстанского
угля из Экибастуза на электростанции
Урала и Сибири и обратным
перетоком электроэнергии, минерального
сырья из Казахстана на предприятия
черной металлургии Южного Урала
в обмен на их готовую продукцию,
нефти и газового конденсата
на перерабатывающие производства
Оренбургской области и встречные
поставки нефтепродуктов и газа.
По этому направлению с Республикой
Казахстан подписано более 200
соглашений и договоров.
Начата
параллельная работа энергосистем
России и Казахстана, реализуется
подобный проект с Белоруссией,
а также проекты транзита российской
электроэнергии через Грузию
и Азербайджан в Турцию. Восстановлена
параллельная работа энергосистем
России и Украины, с которой
предстоит решить вопросы обеспечения
поставок российской электроэнергии через
ее территорию в третьи страны.
В
рамках СНГ особое внимание
уделяется развитию транспортной
инфраструктуры. В частности, Россия
и Казахстан совместно с компаниями
США и Европы финансируют строительство
нефтепровода в рамках Каспийского
трубопроводного консорциума. Проектом
международного значения могут
стать нефте- и газопроводы
от Каспия, Казахстана и Туркменистана
через территорию России. Транспортный
международный автомобильный коридор
Хельсинки - Санкт-Петербург будет
продолжен на юг до Киева,
Кишинева, Бухареста, Софии.
В
бывшем СССР многие виды продукции
создавались на основе кооперационных
связей. Особенно это характерно
для машиностроения, когда отдельные
детали и узлы производились
на разных заводах, многие предприятия
являлись звеньями в технологической
цепочке производства готовой
продукции. С распадом СССР, когда
эти предприятия оказались в
разных государствах, разрыв связей
пагубно сказался на производственном
процессе. По оценкам экономистов
третья часть сокращения производства
в республиках СНГ в ходе
реформ непосредственно связана
с разрывом хозяйственных связей.
Поэтому особое значение во
внешнеэкономическом сотрудничестве
стран СНГ имеет сохранение
и развитие производственных
кооперационных связей между
предприятиями и технологически
взаимосвязанными производствами.
Актуальным
остается развитие сотрудничества
стран СНГ в оборонных отраслях
промышленности, более 80% продукции
которых производится в рамках
кооперационных связей. Для создания
самостоятельного производства
оборонных видов продукции потребовались
бы затраты в объеме 5 млрд. долларов
США, что не под силу ни
одному из государств СНГ самостоятельно.
В
этой связи потребуется продолжить
работу по дальнейшему сближению
и унификации национального хозяйственного
законодательства стран СНГ.
Для
российских товаропроизводителей
внутренние рынки стран СНГ
представляют собой довольно
емкий, хорошо освоенный рынок
сбыта товаров, многие из которых
пока неконкурентоспособны в
странах дальнего зарубежья.
На
государства СНГ приходится практически
весь объем российского экспорта
продукции сельскохозяйственного
машиностроения, двигателей внутреннего
сгорания, электрических аккумуляторов,
железнодорожных и трамвайных
вагонов, других товаров. Из
стран СНГ поставляются необходимые
для жизнедеятельности экономики
России марганцевые, хромовые, титановые
и циркониевые руды, хлопковое
волокно и другая продукция.
В
связи с этим потребуется согласовать
со странами СНГ ограничения
на ввоз из третьих стран
тех видов продукции, объемы
производства которых в рамках
СНГ позволяют удовлетворить
в ней собственную потребность,
например зерноуборочные комбайны
в России, трубы большого диаметра
на Украине, карьерные самосвалы в Белоруссии
и т.д.
В
настоящее время межправительственные
соглашения о производственной
кооперации подписаны Россией
с Украиной, Белоруссией, Арменией,
Молдавией и Таджикистаном и
прорабатываются с некоторыми
другими странами СНГ. Расширение
производственной кооперации в
рамках межправительственных соглашений
позволяет более полно использовать
созданные производственные мощности,
сохранять рабочие места и
специализацию производства, увеличивать
выпуск и поставки российской
продукции на рынки стран СНГ,
обеспечивать дополнительные поступления
в бюджеты этих государств.
В условиях
рынка возрастает значимость
интеграции стран СНГ на основе
прямых хозяйственных связей, создания
межгосударственных и транснациональных
финансово-промышленных групп и
объединений за счет концентрации
ими финансовых, материально-технических
и интеллектуальных ресурсов.