Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.
Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:
изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;
выявляются этапы сближения стран СНГ;
рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;
проводится краткий экономический обзор стран СНГ;
исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;
Введение……………………………………………………………2
1.Особенности экономической интеграции стран СНГ…………..4
1.1 Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ…………………..........4
1.2 Этапы сближения стран СНГ ………………………………………………… .6
1.3 Состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ.8
1.4 Принципиальные особенности сближения стран СНГ ……………………….12
2. Краткий экономический обзор стран СНГ ………………….14
2.1 Украина. Беларусь. Молдова ……………………………………………………14
2.2 Грузия. Азербайджан. Армения…………………………………………………..15
2.3 Казахстан. Таджикистан. Узбекистан ………………………………………..18
2.4 Туркменистан. Кыргызстан …………………………………………………….20
3. Проблемы и возможности сближения стран СНГ……….......22
3.1 Положительное влияние образования СНГ на экономических процессах государств участников……………………………………………………………….22
3.2 Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ ……………………………23
3.3 Особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ ……………………………………………………………………………………26
3.4 Оценка возможности сотрудничества со странами СНГ Ханты-Мансийского автономного округа …………………………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………...…33
Список использованных источников …………………………...35
Региональные связи имеют огромное значение для развития интеграционных процессов.
Активная политика интеграции, проводимая руководством России и Белоруссии, с одной стороны, инициирует, а с другой, во многом обусловлена широкими связями регионов. В настоящее время на рынках Республики Белоруссии активно присутствуют 60 субъектов федерации, а во взаимных поставках продукции участвуют 79 российских регионов. За шестилетний период становления Союзного государства подписано около 200 соглашений, договоров и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве Белоруссии с администрациями областей, краев и республик России. При этом на уровне местных органов власти деловые связи выходят далеко за рамки простого товарного сотрудничества. Организуется обмен экономической информацией, проводятся выставки-ярмарки, совместные мероприятия в области культуры, образования и спорта.
Одним из положительных примеров взаимодействия на уровне региона является Свердловская область, где накоплен значительный позитивный опыт построения тесных взаимоотношений со странами СНГ. Так, начиная с 1996 года заключено 24 соглашения почти со всеми странами СНГ, в том числе и с их регионами (на сегодня действуют 22 соглашения).
В России образованы и активно работают более 3 тыс. предприятий с привлечением капитала из стран СНГ, около 40 торговых домов и 20 представительств регионов в государствах СНГ. К примеру, в Свердловской области функционируют 148 совместных предприятий с участием капитала из стран СНГ. Это позволяет удержать рынок сбыта, с одной стороны, и обеспечить сырьем местные предприятий, с другой.
Одним из крупных
торговых партнеров стран СНГ
среди российских регионов является
г. Москва, доля которой в общем
товарообороте с этими
По состоянию
на 1 января 2002 года ею подписано со
странами СНГ и их административно-
В Московской
области во взаимосвязях с регионами
стран СНГ применяется и
Важным направлением развития
межрегиональных связей со
Большая часть
пограничного периметра проходит по
неосвоенным слабозаселенным
Приграничное
сотрудничество осуществляется в условиях,
когда процесс международно-
Реализация подписанной в феврале 2000 года Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины до 2007 года должна способствовать развитию экономики прилегающих регионов, решению многих приграничных проблем.
3.4 Оценка
возможности сотрудничества со
странами СНГ Ханты-
Ханты-Мансийский
автономный округ относится к
экспортно-ориентированным
Ханты-Мансийский
автономный округ является
В
целом сегодня стало очевидным,
Сдерживающим фактором в развитии межрегионального сотрудничества кроме причин общеэкономического характера (неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений, высокий уровень долгов этих стран и др.) являются и сугубо специфические причины - это несогласованность проводимой ими таможенной и налоговой политики, высокий уровень бартерных операций, тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, неконвертируемость национальных валют, высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги и т.д.
Например, высокие тарифы на перевозку грузов и транспортные услуги приводят к вытеснению третьими странами российских товаров с внутренних рынков стран СНГ, поскольку в настоящее время доля транспортных расходов в цене российской продукции составляет 40-60%.
Это явилось одной из причин сокращения внешнеторговых операций между отдельными регионами Дальнего Востока и удаленными территориями Сибири со странами СНГ.
На 01.01. 2005 года Правительством автономного округа подписано 2 Протокола о намерениях с министерствами Республики Беларусь (Министерство промышленности и Министерство архитектуры и строительства) и Протокол о намерениях с Минским городским исполнительным комитетом.
В рамках Протокола
о намерениях между Правительством
Ханты-Мансийского автономного
24-26 февраля
состоялся визит
Республика
Молдова. Согласован с Членами Президиума
Правительства автономного
Республика Казахстан. Подготовлена и направлена информация Уполномоченному Торгового Представителя по Уральскому региону г. Екатеринбурга Н.Ф. Эпингеру о внешнеторговом обороте автономного округа с Республикой Казахстан за период с 01.01. 2003г. по 9 месяцев 2004года.
6-7 декабря
2004 года в городах Сургут, Нижневартовск
организованы круглые столы на
тему: "Вопросы консульских служб
стран СНГ" с участием
Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2004 году составил 16 953,2 млн. долл. США. В 2004 году экспорт составил 16 618,2 млн. долл. США, импорт - 335,0 млн. долл. США. Характерной чертой внешней торговли является положительное сальдо торгового баланса.
Основные виды экспортируемых товаров: нефть, нефтепродукты, деловая древесина. Нефть составляет 98% от общего объема экспорта региона. Продукция поставляется более чем в 30 стран мира. Главными внешнеторговыми партнерами являются: Польша, Кипр, Франция, Нидерланды, Германия, из стран СНГ - Украина, Казахстан.
Крупнейшие добывающие компании - поставщики нефти на экспорт: ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "ЛУКойл", ОАО "Юганскнефтегаз", НК "Славнефть".
Географическая направленность экспорта нефтедобывающей отрасли связана с основными магистралями нефтепроводов, пролегающих по территории России и европейских стран.
В лесной промышленности
действуют предприятия с
В настоящее
время деловое сотрудничество ведется
с предприятиями - партнерами и с
организациями около 70 стран мира.
Установлены плодотворные контакты
со многими зарубежными
Существенным тормозом на пути развития межрегионального сотрудничества является несовершенство информационных процессов. Зачастую администрации субъектов России практически не владеют сведениями о законодательстве стран СНГ, спросе и предложениях по товарам, производимым в этих государствах, проводимых в них тендеров и конкурсах по реализации различных инвестиционных проектов и осуществляемых процессов приватизации.
Заключение
В целом
итоги развития большинства стран
СНГ последних лет
Страны
Содружества, умело используя свое
уникальное геополитическое положение,
могут надежно защищать национальные
интересы и активно оперировать
на мировых рынках. Для этого имеются
все необходимые предпосылки. Государства
СНГ располагают широчайшим спектром
и огромными объемами природных
ресурсов, мощным научно-техническим
потенциалом, квалифицированными специалистами
и рабочими кадрами. Являясь геополитическим
и социокультурным звеном между
объединившейся Западной Европой и
стремительно развивающимся Азиатско-
Сегодня в
СНГ нет ярко выраженного "статистического"
лидера; многие важнейшие показатели
государств близки, а подъемы и
спады деловой активности совпадают
по времени. Все это подтверждает,
что спустя десять лет неустанного
поиска собственного пути развития и
наиболее подходящих деловых партнеров
между странами СНГ по-прежнему сохраняется
глубокая экономическая
В настоящее
время складываются благоприятные
предпосылки для достижения конструктивного
диалога в рамках СНГ: наметилось
оживление в экономике, что позволяет
расширить масштабы их хозяйственного
взаимодействия, переломить тенденцию
падения взаимного
Для стран-участниц
СНГ эффективное
Основой единого экономического пространства является зона свободной торговли, создание которой займет определенный период времени. Однако модель разноскоростной интеграции должна сменить дифференцированная интеграция вокруг “ядра” СНГ - Союзного Государства Белоруссии и России как зоны свободной торговли с дальнейшей интеграцией в нее остальных стран.
Интеграция стран СНГ является одним из оптимальных способов сохранения производственных, кооперационных связей по технологическому принципу, принципу недопущения вытеснения продукции стран СНГ с их внутреннего рынка. Интеграционное сближение государств, скорее всего, будет протекать на основе локальных интеграционных образований, двигающихся к созданию единого, однородного экономического пространства, общему рынку товаров, услуг, рабочей силы.