Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.
Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:
изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;
выявляются этапы сближения стран СНГ;
рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;
проводится краткий экономический обзор стран СНГ;
исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;
Введение……………………………………………………………2
1.Особенности экономической интеграции стран СНГ…………..4
1.1 Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ…………………..........4
1.2 Этапы сближения стран СНГ ………………………………………………… .6
1.3 Состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ.8
1.4 Принципиальные особенности сближения стран СНГ ……………………….12
2. Краткий экономический обзор стран СНГ ………………….14
2.1 Украина. Беларусь. Молдова ……………………………………………………14
2.2 Грузия. Азербайджан. Армения…………………………………………………..15
2.3 Казахстан. Таджикистан. Узбекистан ………………………………………..18
2.4 Туркменистан. Кыргызстан …………………………………………………….20
3. Проблемы и возможности сближения стран СНГ……….......22
3.1 Положительное влияние образования СНГ на экономических процессах государств участников……………………………………………………………….22
3.2 Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ ……………………………23
3.3 Особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ ……………………………………………………………………………………26
3.4 Оценка возможности сотрудничества со странами СНГ Ханты-Мансийского автономного округа …………………………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………...…33
Список использованных источников …………………………...35
Другая форма помощи со стороны СНГ - предоставление российского рынка труда для миллионов граждан постсоюзных республик. При этом важно учесть: значительная часть их доходов не облагается налогами, что наносит огромный ущерб бюджету РФ. Например, только граждане Грузии, работающие в России, за год вывозят из нее, согласно оценкам, более 1,2 млрд. долл. (эта сумма превышает бюджет Грузии в целом и вдвое больше ее собственных бюджетных доходов).
Таким образом,
благодаря СНГ бедные энергоресурсами
страны смогли не только использовать
предприятия экс-общесоюзной
3.2 Проблемы
взаимоотношений стран-
В начале третьего
тысячелетия укрепление демократической
государственности и рыночные реформы
в корне меняют взаимоотношения
в рамках Содружества. В результате
проведенной в его странах
приватизации основными участниками
хозяйственных связей становятся предприятия
частной или смешанной форм собственности
(в 2002 г. в Казахстане и Кыргызстане
доля последних по численности занятого
на них населения составила 77%, в
Таджикистане - 63%, России - 61%, Беларуси
- 35%). Это резко ослабило административные
возможности стимулирования экономической
интеграции: государства СНГ не в
состоянии обязать национальные
корпорации продавать свою продукцию
в рамках Содружества по заниженным
ценам, в долг или по бартеру. Более
того, продажа по заниженным ценам
дефицитных ресурсов в другие страны
СНГ справедливо
В ходе разгосударствления
наиболее эффективные предприятия
оказались в руках иностранных
инвесторов. Российскому капиталу на
первоначальном этапе приватизации
не удалось выступить
К сожалению,
и в самой России лучшие приватизационные
условия предоставлялись не отечественным,
а зарубежным инвесторам, которые
переориентировали
Постсоветская интеграция - процесс взаимовыгодный для всех его участников. Тем не менее, в странах Запада и СНГ сохраняется ошибочное мнение, согласно которому РФ более других членов Содружества заинтересована в его укреплении. На самом же деле Россия, как и любой другой член СНГ, исходит в интеграционных процессах из своих национальных экономических и политических интересов. Вот почему она не стала форсировать в 2000 г. вступление в зону свободной торговли и любой ценой сохранять общий рынок труда СНГ со странами, не являющимися членами Таможенного союза.
Серьезное влияние на интеграционные процессы оказало и произошедшее за последнее десятилетие истекшего века изменение отраслевой структуры народного хозяйства. Промышленное производство стран СНГ сократилось более чем вдвое, в результате чего доля Содружества в мировом ВВП уменьшилась до 3 - 4%. При этом спад в 1992-2002 гг. был неравномерным. С одной стороны, наибольшие потери понесли именно наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, которые в современном мире определяют конкурентоспособность национальных экономик. Государства СНГ утратили более 300 технологических направлений и производств: аэрокосмическое, робототехники, информатики, биотехнологии, новых материалов, и др. Практически остановлено большинство заводов по производству оптики и электронных приборов. Примерно в 10 развалился" выпуск тканей, обуви, швейных изделий и бытовой техники; три четверти потребительского рынка Содружества занято импортной (причем далеко не всегда высококачественной) продукцией.
Промышленность, таким образом, распалась на два комплекса: сырьевой, ориентированный в основном на экспорт, и обрабатывающий, не имеющий надежного рынка сбыта. Исключение составляет военная продукция, но она также ориентирована (и в России, и в Украине) главным образом за пределы Содружества (в Индию, Китай, Пакистан, и др.).
Экономика
СНГ за время своего существования
прошла путь от единого народнохозяйственного
комплекса до группы взаимосвязанных
экономик независимых государств. Региональная
экономическая интеграция в этих
условиях отражает закономерное движение
форм межгосударственного
"Общий
рынок" в целом означает
свободное перемещение между
странами-участницами не
Наконец, полная экономическая интеграция ("полный экономический союз"), как показывает опыт Евросоюза, означает проведение не просто согласованной, а единой экономической политики, включая унификацию контрактного, финансового, налогового, трудового, антимонопольного и других видов законодательства, единые технические и экологические стандарты, а также единую валюту, общий эмиссионный центр, самостоятельный бюджет, наличие надгосударственных исполнительных, законодательных и судебных органов.
3.3 Особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ
Дальнейшее углубление интеграционных процессов России со странами СНГ неразрывно связано с необходимостью развития их сотрудничества на региональном уровне.
Созданная
Россией в этой сфере нормативная
правовая база по координации международных
и внешнеэкономических связей субъектов
федерации, государственному регулированию
внешнеторговой деятельности, международным
договорам и другим направлениям
позволила в свою очередь субъектам
РФ сформировать собственное правовое
пространство, определиться с приоритетами
в сотрудничестве со странами СНГ. При
этом субъекты Российской Федерации
сегодня имеют большую, чем раньше,
возможность активно
С повышением
открытости страны в мировой экономике
в 1990-е годы внешнеэкономическая
деятельность субъектов Российской
Федерации значительно
Внешнеторговые
связи разной интенсивности с
партнерами из стран СНГ имеют
все регионы России, за исключением
Чукотского автономного округа. Однако
подавляющее большинство
В 2003 году регионы России - крупнейшие экспортеры продукции в страны СНГ демонстрировали устойчивый рост внешнеторгового оборота. Более всего вырос экспорт продукции в страны Содружества из Белгородской области - на 127%, Омской области - на 123%, Самарской области - на 107%, Новосибирской области - на 85%. Благополучная динамика объясняется ростом внешнеторговых цен, а также повышением платежеспособного спроса, как в РФ, так и в странах СНГ. Колебания экспорта намного превосходят темпы изменения производства и спроса на внутреннем рынке и отличаются неустойчивостью во времени.
Если сравнивать
отраслевую структуру экспорта регионов
России в страны СНГ и дальнее
зарубежье, то характерным является
относительно более высокая доля
готовых изделий и меньший
удельный вес сырья в экспортных
поставках в государства
По степени влияния на интеграционные связи со странами СНГ в сфере торговли можно выделить несколько групп регионов России.
Первая
группа: субъекты федерации - посредники
в развитии интеграционных связей.
Москва, Московская область, Санкт-Петербург,
Ленинградская область, имея столичный
статус, развитую рыночную, банковскую,
транзитную, коммуникационную и складскую
инфраструктуру, выполняют посреднические
функции в осуществлении
Вторая
группа: старопромышленные экспортно-
Третья
группа: экспортно-ориентированные
регионы нового освоения. В них
сосредоточено производство одного-двух
важнейших товаров
Четвертая группа: экспортно-ориентированные регионы, имеющие общие границы со странами СНГ, близкие к международным транспортным артериям. В регионах получили развитие челночная торговля, транспортные услуги. Это - Калининградская, Ростовская, Белгородская, Новосибирская области, Краснодарский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края. Регионы характеризуются узкой географией торговых связей с доминированием фирм пограничных государств.
К основным направлениям развития взаимоотношений регионов со странами СНГ можно отнести заключение соглашений и договоров о взаимовыгодном сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности. В целом двусторонние встречи представителей субъектов РФ и стран-соседей или их регионов имеют огромное значение с точки зрения расширения рамок общения на уровне отдельных предприятий и организаций.
В настоящее
время субъекты РФ подписали с
административно-