Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:49, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия и описание основных принципов исламского банкинга, а также последствий появления исламских финансовых институтов на традиционных финансовых рынках.Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
выявить особенности исламских банков;
рассмотреть принципы деятельности исламского банкинга;
выявить отличия исламских банков от западных (традиционных);
раскрыть основные финансовые инструменты, которые используют исламские банки;
Введение 3
1 Теоритические основы исламского банкинга 5
1.1 История становления исламского банкинга 5
1.2 Сущность и принципы исламского банкинга 9
2 Исламские финансовые институты 14
2.1 Финансовые инструменты, используемые исламскими банками 14
2.2 Модели баланса исламского банка 19
2.3 Риски в исламском банкинге 21
3 Анализ международных исламских банков 24
3.1 Исламские банки в мировой финансовой системе 24
3.2 Международный Исламский Банк Развития 27
3.3 Исламский банкинг: перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь 29
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение А Графический разрез структуры портфеля исламских банков 34
Приложение Б География распространения банковских продуктов, основанных на исламских технологиях 35
Принцип мударабы основывается на том, что вместо рентных платежей за заемные средства, как это принято в традиционных банковских системах Запада, мусульманские банки практикуют участие в капитале кредитуемого предприятия, деля с должником, как прибыль, так и убытки. Это напоминает венчурное финансирование, где компания выступает как работодатель, а банк – как инвестор.
Наконец, последний способ проведения банковских операций – по принципу мурабахи – особенно популярен среди мусульманских финансовых институтов. Он предполагает, что продавец финансового инструмента открыто и честно заявляет о его стоимости, а также о том, какую прибыль он хочет получить от его продажи, так что покупатель инструмента знает заранее, сколько он «переплачивает». Такой ход используется главным образом в сделках с финансированием активов, а также при импорте или экспорте продукции. Правда, его можно применять лишь в тех случаях, когда принципы мударабы и мушараки не действуют. И даже тогда есть свои нюансы. Например, вместо целевого кредитования банк должен купить товар и перепродать его покупателю. При этом если покупатель заплатит за товар несвоевременно, то поступления от штрафных санкций банк должен будет пожертвовать на благотворительность. Аналогичным образом происходит и автокредитование, а также предоставление ипотечных займов. Банк попросту сам покупает то, что необходимо заемщику, а затем продает – машину или дом – должнику по цене выше рыночной. Пока заемщик не выкупит свое имущество (а для подобных сделок выставляются очень жесткие условия по закладным), оно остается во владении финансового учреждения.
В целом, исламские финансовые отношения содержат следующие основные запреты [1, c. 73]:
Риба – запрет на взимание процентов и других платежей за предоставление денег в долг. Риба (дословно «излишек») – любое неоправданное приращение капитала при займе или в торговой сделке. Большинство исламских ученых считает, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщический, но и любой ссудный процент. Такой запрет оправдывается представлениями о социальной справедливости, равенстве и правах собственности. Ислам поощряет получение прибыли, однако осуждает использование процента в целях получения прибыли, поскольку такая деятельность не приводит к созданию продукта и не может увеличить благосостояние общества. Социальная справедливость требует, чтобы заемщики и кредиторы получали вознаграждение или убытки на паритетных основах и чтобы процесс накопления и создания богатства в экономике отражал реальный вклад экономических агентов в экономическое развитие.
Харам – запрет на инвестирование средств в бизнес, который производит товары или предоставляет услуги, табуированные исламом (сделки, связанные с финансированием алкогольной продукции, свинины, азартных игр и т.д.). В категорию «харам», то есть запрещенных исламом, попадают все виртуальные сделки: к примеру, покупка будущего урожая, не добытых полезных ископаемых, процентных ставок следующего года, а также приобретение чужих долгов.
Мейсир – запрет спекулятивного поведения. В исламской финансовой системе накопление денег не одобряется, а также запрещается деятельность, характеризующаяся большой неопределенностью (например, азартные игры). В связи с существованием «мейсира» в исламской финансовой системе крайне затруднено распространение производных финансовых инструментов, операциям с которыми присущ значительный риск.
Гарар – запрет на намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности. Вообще, под понятие «гарар» попадает любая спекулятивная операция.
Именно этим обстоятельством, по мнению экономистов, объясняется высокая по сравнению с обычными банками устойчивость и стабильность исламских банков. Секретом их успеха, согласно исследованию, проведенному Международным валютным фондом, является индивидуальный подход к клиентам, который позволяет проводить более качественную оценку рисков. К тому же исламские банки в отличие от обычных напрямую заинтересованы в успешности дела должника и получении им прибыли и поэтому подбирают заемщиков с максимальной тщательностью.
В различных странах становление исламского банкинга проходит в соответствии с особенностями экономики и институциональной среды той или иной страны. В то же время во всех случаях проявление и развитие исламских финансовых институтов имеет ряд общих черт. Процесс становления исламского банкинга условно можно разделить на 3 стадии [14, c. 255]:
Итак, в данной главе была рассмотрена
исламская экономическая модель, впитавшая
в себя принцип справедливости шариата.
В ней не возможен ссудный процент, а исламские
принципы не разрешают продавать то, чем
человек не владеет (то, что не находиться
в собственности человека). Практически
это проявляется в ограничении использования
деривативов и запрете на продажу без
покрытия. Значит для такого типа экономической
модели не свойственно использование
кредита, чрезмерное использование которого
приводит к кризису платежеспособности,
а значит и к финансовому кризису. Но как
реализовать принципы Ислама на практике?
Это и станет предметом исследования в
следующих двух главах.
2 Исламские финансовые институты
2.1 Финансовые инструменты, используемые исламскими банками
Зарубежные авторы Грейс и Икбал приводят классификацию контрактов, заключаемых исламскими банками. Они разделяют их на транзакционные контракты, связанные с осуществлением сделок, и контракты, в которых банк выступает как финансовый посредник [13, c. 12].
Транзакционные контракты связаны с производством в реальном секторе и включают торговлю, обмен и финансирование экономической деятельности. Посреднические контракты облегчают эффективность и прозрачность исполнения транзакционных контрактов.
Сочетание транзакционных и посреднических контрактов обеспечивает набор финансовых инструментов для успешной работы банка.
Основные типы контрактов:
Таким образом, исламские банки предлагают широкий спектр различных финансовых инструментов для осуществления финансовых операций. Основные финансовые инструменты, на которых базируется исламская финансовая система, описаны ниже.
Мудараба – в этом виде контракта банк, собственник капитала, доверяет свои средства для их эффективного использования предпринимателю, обладающему возможностями, опытом и репутацией (мударибу). Причем банк не имеет право требовать залог в обмен на предоставление денежных средств. Мудараба обычно применяется для финансирования кратко- и среднесрочных инвестиционных проектов (например, в торговле). Контракты мудараба являются аналогом доверительного финансирования в традиционной финансовой системе.
Полученный доход
от инвестируемых денег
Контракты мудараба могут заключаться не только непосредственно между банком и предпринимателем, но и между вкладчиками и банком. В этом случае вкладчик выполняет функцию банка, а банк – предпринимателя.
Музараа – данный контракт представляет собой аналог мударабы, используемый в аграрном секторе. В соответствии с типичным контрактом рабочий обязуется обрабатывать землю и возделывать урожай на земле хозяина. В контракте прописывается, какая из сторон предоставляет семена и оборудование. Урожай делится между банком и предпринимателем в соответствии с их вкладами. В случае неурожая хозяин не получает выгоды от владения землей, а усилия рабочего оказываются потрачены впустую.
Термин «амана» переводится с арабского как «доверие». Амана подразумевает отсутствие ответственности финансового посредника в случае потерь, если его обязательства были выполнены должным образом. В рамках контракта амана одна сторона может получить право взять на сохранение имущество другой стороны. В традиционной банковской системе амане соответствуют текущие счета или счета до востребования.
Джуала представляет собой контракт, предметом которого является объект, в существовании которого нельзя быть уверенным однозначно, и который не находится под полным контролем сторон. Одна сторона платит другой оговоренную заранее сумму денег за предоставление услуг в соответствии с положениями контракта. Обычно используется при оказании консультационных и профессиональных услуг, размещении ценных бумаг, а также трастовых услугах.
Контракты кифала аналогичны предоставлению кредита под поручительство в традиционной банковской системе, и на основе этих контрактов могут создаваться фонды взаимного кредитования. При заключении контракта кифала выплата долга в случае, если заемщик не смог выполнить свои обязательства, гарантируется третей стороной.
Викала может быть использована для того, чтобы дать возможность одной стороне (агенту) представлять интересы другой в качестве доверенного лица. При заключении контракта викала агент получает фиксированную плату, а не участвует в прибылях и убытках, как при заключении контракта мудараба. То есть это аналог представительства в традиционной финансовой системе.
Такафул, или исламское страхование, основано на особом механизме распределения прибылей и убытков, который соответствует принципам шариата, а потому удовлетворяет потребностям мусульманского мира.
Основная задача исламского страхования не просто защита своих интересов от непредвиденных обстоятельств путем солидарного участия в убытках, но также и получение прибыли. В силу этого «такафул-компании» могут приносить большую прибыль, чем традиционные (западного образца) страховые компании. Данная цель достигается с помощью способа разделения ответственности, основанного на модели мудараба, которая является признанным институтом исламской экономики.
При этом запрещено
инвестировать в акции или
активы компаний, ведущих противоречащую
принципам шариата
Прямое инвестирование – данный механизм совпадает с аналогичным механизмом в западной финансовой системе. Банк может предоставить финансирование частным компаниям, а в обмен на это в зависимости от величины его вложений в проект он может получить часть мест в совете директоров и иметь право голоса при управлении работой компании.
Таким образом, вкладывая свои средства, банк стимулирует развитие реального сектора, что приветствуется шариатом, а выгода, которую получает банк от финансирования, зависит от будущего развития фирмы и роста ее стоимости на рынке.
Информация о работе Исламский банкинг: основные отличия и инструменты