Исламский банкинг: основные отличия и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия и описание основных принципов исламского банкинга, а также последствий появления исламских финансовых институтов на традиционных финансовых рынках.Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
выявить особенности исламских банков;
рассмотреть принципы деятельности исламского банкинга;
выявить отличия исламских банков от западных (традиционных);
раскрыть основные финансовые инструменты, которые используют исламские банки;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоритические основы исламского банкинга 5
1.1 История становления исламского банкинга 5
1.2 Сущность и принципы исламского банкинга 9
2 Исламские финансовые институты 14
2.1 Финансовые инструменты, используемые исламскими банками 14
2.2 Модели баланса исламского банка 19
2.3 Риски в исламском банкинге 21
3 Анализ международных исламских банков 24
3.1 Исламские банки в мировой финансовой системе 24
3.2 Международный Исламский Банк Развития 27
3.3 Исламский банкинг: перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь 29
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение А Графический разрез структуры портфеля исламских банков 34
Приложение Б География распространения банковских продуктов, основанных на исламских технологиях 35

Файлы: 1 файл

КР ИСлм. банкинг (итог).docx

— 539.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3.2 Международный  Исламский Банк Развития

 

 

В настоящее время  в мире функционирует ряд организаций, содействующих развитию исламских  финансовых институтов. При этом основным трендом в регулировании исламского банкинга является стандартизация мер  управления и контроля. Исламский банк развития играет ключевую роль в разработке международных стандартов и процедур и в развитии сектора в различных странах [3, c. 8].

Исламский Банк Развития (ИБР) представляет собой международную организацию и является ориентиром для всех исламских банков, в который также входят шесть стран СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Он был организован странами – участниками исламской конференции и выступает в роли спонсора коммерческих исламских банков в мусульманском мире. Исламский Банк Развития (Islamic Development Bank, IDB) был создан в 1970-х годах, он был учрежден с целью экономического развития и социального прогресса мусульманского сообщества, как стран – членов этого сообщества, так и других.

20 октября 1975 года, что соответствует 15 Шавваля 1395 года по Хиджре (исламское летоисчисление) стал знаменательной датой для мусульманского мира как день основания Исламского Банка Развития (Islamic Development Bank, IDB), который был учрежден с целью экономического развития и социального прогресса мусульманского сообщества, как стран-членов этого сообщества, так и других.

Идея образования  исламского банка возникла в 60-х  годах по инициативе короля Саудовской Аравии Файзеля, который впервые созвал глав правительств исламских стран на саммит в Рабате, Марокко. Итогом этой международной конференции стало соглашении о необходимости создания новой формы международного экономического сотрудничества между мусульманскими странами, включая учреждение Исламского Банка Развития. В 1972 году сотрудники первого исламского банка, основанного в Мит-Гамре (Египет), подготовили документ «Египетское исследование по исламским банкам», который и был представлен на Третьей конференции министров иностранных дел исламских государств в Джидде (Саудовская Аравия). Это исследование легло в основу решения конференции министров иностранных дел (март 1973 года.) о создании Международного исламского банка. Исламский Банк Развития приступил к работе в июле 1975 года. Его уставный капитал составил 2 млрд. СДР (специальные права заимствования), которые были полностью уплачены 43 странами-членами Исламской конференции, являющимися и членами банка. Банк проводит политику патронажа по отношению к развивающимся странам, нуждающимся в финансировании своего развития, воплощая идеи исламской экономики. Эта поддержка к тому же является элементом благотворительности, свойственной исламу. Бенефициарами банковских услуг стали 34 страны, 13 из которых относятся к наименее развитым странам. Финансирование осуществляется со специальных счетов (Special Assistance Account).

В 1417 году по лунному календарю (18 мая 1996 года – 6 мая 1997 года.) стоимостная величина проектов, технической помощи, торговых операций и операций со специальных счетов (Special Assistance Account) увеличилась на         17 % по сравнению с 1416 годом и достигла 1671,22 млн. долларов США.

Спецсчет для наименее развитых стран был основан в целях увеличения льготного финансирования, которое не может быть произведено из обычных фондов банка. Общий объем проектов для наименее развитых стран, включая операции со спецсчета и финансирование торговых операций, составил в 1417 году 24,9 % от всех проектов (19,5 % в 1416).

ИБР сыграл важную роль в выработке коллективной позиции  стран-членов на Уругвайском раунде. Банк активно участвовал в проекте по созданию информационной сети 0IС (OICIS-net), инсталлировал информационные и телекоммуникационные системы для оперирования различными базами данных, которые могут быть доступны странам-членам посредством сетей связи [8].

Банк оказывает  содействие проведению семинаров и  «круглых столов» по решениям Уругвайского раунда, организует встречи стран-членов Организации исламской конференции, проводит предварительные переговоры со странами, которые нуждаются в его помощи при вступлении в ВТО.

Одним из крупных  проектов ИБР является Исламская  корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов (1С1ЕС), созданная  в целях развития торговли и инвестиционного  сотрудничества между странами-членами. Вклад ИБР в уставный капитал SCSEC составил 50 % (145 млн. долларов США), остальные 50 % внесли 30 из 51 страны-члена ИБР. Корпорация, начавшая деятельность в июне 1995 года, осуществляет страхование экспортных кредитов от риска неуплаты по экспортным поставкам (страхование коммерческих и некоммерческих рисков).

ИБР содействует  также развитию технической кооперации путем обмена опытом между странами-членами через финансирование краткосрочных проектов. Программа по развитию технической кооперации затрагивает проблемы охраны окружающей среды и развитие банковской деятельности.

С момента создания банк уделял огромное внимание развитию торговых отношений между странами-членами, признавая тот факт, что торговля вносит значительный вклад в развитие национальных экономик. В качестве международного финансового института  ИБР разработал и претворил в  жизнь ряд схем по финансированию торговли. Совет директоров банка  считает это направление деятельности приоритетным, а в уставе ИБР главный  акцент сделан на развитие торговли между  странами-членами. Кроме того. ИБР  играет особую роль в финансировании торговых операций между ПРС и  странами-членами. Помимо этого банк предоставляет кредиты на беспроцентной  основе и финансирует некоторые  страны-члены посредством мушараки. ИБР финансирует, импортные операции; создание инвестиционного портфеля на основе исламских принципов; долгосрочные торговые операции.

Главной задачей ИБР является поддержка исламских банков в мире и пропаганда идей исламизации экономики, повышение благосостояния населения в странах-участницах Организации Исламской Конференции (ОИК), поддержка и продвижение человеческого развития, науки и технологий, исламской экономики, финансов и банковского дела. ИБР признан международными организациями.

Исламский динар, являющийся единой расчетной единицей ИБР, эквивалентен по стоимости l SDR Международного Валютного Фонда (МВФ), так как ИБР был признан МВФ в качестве официального держателя SDR, в результате чего он получил право на покупку и использование SDR в своих операциях и транзакциях с МВФ и центральными банками стран-участниц МВФ, а также с другими держателями SDR на тех же условиях, что предоставлены странам-членам Фонда.

 

 

 

3.3 Исламский банкинг: перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь

 

 

Увеличение объема привлечения  иностранных инвестиций уже многие годы является весьма актуальным вопросом для Республики Беларусь. В этой связи открытие национального финансового  рынка исламским учреждениям  могло бы стать отличной альтернативой  при решении задачи по привлечению  иностранного капитала. Однако, более детальный анализ данного вопроса выявил некоторые проблемы, решение которых пока затруднено.

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь банком признается юридическое лицо, имеющее  исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции [10, c. 65]:

  1. привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
  2. размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Привлечение денежных средств  во вклады (депозиты), а также размещение денежных средств в форме кредитов (то есть на условиях возвратности, платности и срочности) подразумевает выплату процентов по данным операциям, поскольку в соответствии с нормами, содержащимися в Банковском кодексе, процентная ставка является существенным условием кредитных (депозитных) договоров.

Нормы шариата запрещают  получение процентов по любым  видам финансовых операций, поэтому  учреждение, функционирующее на принципах  шариата, не может быть зарегистрировано на территории нашей страны в качестве банка. Финансовое учреждение, осуществляющее свою деятельность на принципах исламского банкинга, скорее подпадает под определение небанковской кредитно-финансовой организации, которая в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь может совершать отдельные банковские операции (исключение – осуществление трех перечисленных выше банковских операций в совокупности).

Также, возникают вопросы относительно формирования ресурсной базы такого финансового учреждения, в том числе по аккумуляции средств населения. В неисламских государствах подобного рода кредитные учреждения стали появляться, когда западные банки поставили задачу освоения свободной ниши, – значительное увеличение количества мусульманских общин.

По религиозным соображениям члены этих общин не имели возможности  пользоваться традиционными банковскими  продуктами (депозиты, ипотека, инвестиции и прочее). Не случайно лидеры по развитию исламского банкинга в Европе – Великобритания и крупные исламские общины. В Республике Беларусь доля населения, исповедующего ислам, весьма незначительна.

Конечно, исламскими финансовыми  инструментами могут воспользоваться  и не мусульмане, однако отсутствие конкретного списка исламских финансовых инструментов, которые вписываются  в действующее правовое поле и  подходят для нашей страны, став приемлемой альтернативой традиционным депозитам и кредитам, пока не существует. Следовательно, с высокой долей  вероятности можно предположить, что подавляющая часть населения  Беларуси воздержится от размещения своих сбережений в каком-либо исламском  учреждении, сделав выбор в пользу более выгодных путей вложения накопленных  средств, приносящих гарантированный  доход.

Источником формирования ресурсной базы исламского финансового  учреждения (наряду с взносами учредителей) могут стать средства юридических  лиц, размещаемые на счетах «до востребования» (счета такого типа не запрещены  нормами шариата). В качестве клиентов можно привлекать юридических лиц  в обмен на перспективу получения  денежных средств на выгодных условиях, однако, инструментарий предоставления этих средств также весьма ограничен. Один из немногих инструментов, не противоречащий нормам шариата и вполне адекватный нормам действующего законодательства, – мурабаха. Прочие исламские финансовые продукты, в том числе мудараба и сукук, следует досконально изучить на предмет их гармонизации с юридическими нормами, действующими на территории Республики Беларусь.

Наиболее простым в  этом плане является финансовый продукт  мушарака.

Однако, из-за отсутствия развитой законодательной и регулирующей основы указанный финансовый продукт, скорее всего, будет более затратным для клиента исламского финансового учреждения при сопоставлении с традиционными финансовыми инструментами.

Помимо юридических проблем  ситуация значительно осложняется  отсутствием ведомства, способного компетентно трактовать нормы шариата, а также вести грамотный учет и контроль подобных финансовых операций. Более того, отсутствует опыт относительно порядка ведения соответствующей  бухгалтерской и финансовой отчетности. Следовательно, при принятии решения о развитии исламских финансов на территории нашей страны возникает потребность кардинальной доработки действующего банковского законодательства.

Оценивая масштабы пересмотра нормативно-правовой базы, важно также  учесть необходимость пересмотра законодательства по налогообложению, включая широкий  спектр подзаконных актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, регулирующих процедуры исчисления и уплаты различных видов налогов. Это также касается законодательства в других областях, включая выпуск и обращение ценных бумаг.

Кроме того, важно учитывать, что создание и функционирование исламских финансовых учреждений на территории Республики Беларусь не является единственным каналом привлечения  инвестиций стран, государственное  устройство которых построено на нормах шариата. В качестве примера  можно назвать зарегистрированные и успешно функционирующие в  Беларуси банки, основу капитала которых  составляют инвестиции из Ливанской  Республики и Исламской Республики Иран [10, c. 66].

На основе сказанного можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, в Беларуси пока не сложились соответствующие предпосылки для развития исламского банкинга. Существует лишь потребность в привлечении ресурсов в нефинансовый сектор, что можно и нужно осуществлять через действующие исламские банки, открытые в других странах;
  • во-вторых, еще не накоплен достаточный опыт сотрудничества в сфере исламских финансов, в том числе по сделкам с исламскими финансовыми инструментами;
  • в-третьих, внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу потребует глубокого и довольно длительного изучения международного опыта в данной области.

При этом эффект от проведения предполагаемых преобразований предсказать  трудно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В мире все организмы проходя определенные стадии жизни: рождение развитие, расцветание, этап взрослой жизни, угасание и сметь. После приходит другая особь, которая более приспособлена к жизни. Так и классическая банковская система, зародившись давно в прошлом, проходит по очереди все этапы жизненного цикла, и как мне кажется, в настоящее время вступает на ступень угасания. И уже зародилась весьма не плохая альтернатива для переживающей далеко не лучшие годы системы, это банки, использующие исламские принципы.

На мой взгляд, это наилучшая  замена существующей системы. Она исключает  то многое, что и привело нынешние банки в кризисное состояние  и при этом сохраняет положительные  черты своего предка.

Информация о работе Исламский банкинг: основные отличия и инструменты