Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. О

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Саканцева.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Владивостокский государственный университет 

экономики и сервиса

институт  международного бизнеса и экономики

Кафедра мировой экономики и экономической теории

 

 

УТВЕРЖДАЮ

И. О. заведующего кафедрой

канд. экон. наук, доцент

_________ Е.В. Красова

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса 
МЭ–09–66512. 2855-с. 013. КР

Студент

гр. МЭ–09–02___________________________________________К.Н. Саканцева

Руководитель

Доцент                                                                                                 Л.И. Матвейчук

 

Нормоконтролер

Доцент________________________________________________ Л.И. Матвейчук                                                                                                      

Владивосток 2012

Содержание

Введение

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

В мировой экономике функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии  число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест [35].

Существенный вклад вносит малый  бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Современная структура рыночной экономики  в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 850 тысяч [35]. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще окончательно не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Особенно актуальна проблема внедрения  на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Экономически выгодно отдать бизнес в руки мелкого и среднего предпринимательства, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов.

Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России. На последних этапах развития, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

Уровень развития малого бизнеса в России значительно отстает от развития данного сектора в промышленно развитых странах и явно недостаточен с точки зрения потребностей настоящего периода в РФ. В сложившихся условиях, значительная роль в решении проблемы развития малого предпринимательства отводится сфере услуг, и в частности индустрии туризма, которая может стать реальной возможностью для развития малых форм хозяйствования, так как она имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требует таких больших капиталовложений, как, например, промышленность, и является индустрией номер один по созданию рабочих мест. Учитывая неоспоримый туристский потенциал нашей страны и неразвитость туризма в настоящее время, повышенное внимание с позиции вложения капитала именно в эту индустрию является сейчас чрезвычайно актуальным.

Целью работы является исследование роли малого бизнеса в развитии экономики России и оценка перспектив в условия глобальной конкуренции.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

  • проанализировать законодательную базу по отношению к формированию малого бизнеса в России;
  • определить и классифицировать критерии, на основе которых формируется малое предпринимательство в России и других странах;
  • изучить роль малого бизнеса в экономике страны;
  • изучить зарубежный опыт в организации малого предпринимательства в современной экономике;
  • выявить проблемы становления малого бизнеса;
  • выявить основные направления поддержки малого предпринимательства в России на современном этапе;

Объектом исследования является малый и средний бизнес на территории России в условиях современной конкуренции.

 Предмет исследования – роль малого бизнеса и процессы его формирования в  экономике на территории России.

1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике России в сфере туризма и сервиса

1.1Сущность малого бизнеса

Малый бизнес – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [1, 20].

Как показывает мировая практика, основными критериями, на основе которых, предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам  малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [5, 9]. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относят к малому бизнесу, является:

    •   численность персонала;
    •   размер уставного капитала;
    •   величина активов;
    •   объем оборота (прибыли, дохода) [6]

По закону, малые предприятия  могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Рассмотрим, как относят предприятия  к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики) [22]. К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

    •    оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;
    •     активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;
    •     средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются  предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели как стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих, типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 человек, величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $ [17, 19].

Согласно ч.1ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ",п.3 ч.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; абз.3 п.1, постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и ч.4 ст.4 Закона № 209-ФЗ [33]:

К субъектам малого бизнеса относятся  малые предприятия, у которых  суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

-средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не превышает 100 человек;

-выручка от реализации товаров,  работ, услуг без учета НДС  за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. руб. [34].

Малый бизнес в рыночной экономике России - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры [23].

Основные преимущества, характерные  черты, присущие малому бизнесу:

а) возможность более гибких и  оперативных решений. По сравнению  с крупными корпорациями в малом  бизнесе упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

б) ориентация производителей преимущественно  на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

в) поддержание занятости и создание новых рабочих мест.

г)  выполнение вспомогательных  функций по отношению к крупным  производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.

д) небольшой первоначальный объем  инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

е) экономическая эффективность  производства в малых предприятиях.

ж) инновационный характер малых  предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса [26, 27].

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы [10, 12]. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Мелкие фирмы действуют в  условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых  предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний.

Сфера услуг продолжает оставаться в экономическом и организационном  плане во многом дисфункциональной по отношению к целому ряду общественных потребностей. Многие новые виды сервиса генерируют услуги высокодоходного характера, т.е. нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. В то же время частный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые обществу и регионам страны.

Информация о работе Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса