Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 06:11, курсовая работа
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. О
Потеря административного
Анализ развития
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий предпринимательства в России - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Все это привело к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказалась в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Несмотря на все недостатки организации малого предпринимательства в нашей стране, доля малого бизнеса в ВВП страны значительно выросла за последние 10 лет, динамика роста показана на рисунке 2.2. МСП преодолел различные стадии становления в экономике страны: от подъема до 2004 года, после спада в 2005, стагнацией, затем в период кризиса 2008-2009 резким снижением количества малых предприятий и до роста в объемах производства и численность работников в 2011. На рисунке изображен показатель 2012 года, составляющий около 30% -это прогноз на основе данных статьи на сайте Сплошное исследование [37].
Источник: рисунок составлен автором на основании данных сайта ОПОРА России http://opora.ru/ [36]
Рисунок 2.2- Динамика развития доли малого бизнеса в ВВП России в период с 2002-2012 г.
Для сравнения в таблице 1 можно рассмотреть зарубежный опыт развитых стран, где доля малого бизнеса намного выше, чем этот же показатель в России.
Таблица 1- Доля малого бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах на 2010 год.
Государство |
Доля в ВВП |
Доля в занятости |
США |
~50% |
~50% |
Страны ЕС |
50-70% |
50-70% |
Япония |
>50% |
>80% |
КНР |
>60% |
>80% |
Южная Корея |
~50% |
>80% |
Бразилия |
>60% |
~65% |
Индия |
<20% |
~65% |
Турция |
~25% |
~65% |
Египет |
~25% |
>80% |
РФ |
<17% |
<50% |
Источник: таблица составлена автором на основании данных сайта ОПОРА России http://opora.ru/ [36]
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
Таким образом, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
Также в
государственной программе
В программе необходимо
Для реализации данных
Повышенная потребность
Рассмотрим трудности
Венчурный бизнес выступает одним из прародителей нынешнего этапа научно-технической революции, который смело продвигает эффективные научные разработки в любую сферу практики. Казалось, что в России, у которой после распада СССР осталась основная часть научно-проектной элиты, этот вид сервиса может найти широкое применение.
Сегодня в стране зарегистрировано 40 тыс. малых предприятий (с общей численностью в 200 тыс. человек), у которых в уставе прописан вид деятельности: «наукоемкая продукция». Для первого этапа развития венчурного бизнеса это неплохое начало. Однако в год новой продукции эти фирмы производят всего лишь на 30 млрд рублей, что ничтожно мало в объеме производства сервисной деятельности и совершенно недостаточно для венчурного бизнеса. Вместе с тем к этим фирмам проявляют немалый интерес иностранные покупатели, готовые скупить (и скупающие) новые технологии. Да и у отечественного производственного бизнеса капиталы имеются. Однако российский венчурный бизнес прозябает.
Во-первых, никто из отечественных бизнесменов не спешит инвестировать научно-технический прогресс. Психология современного отечественного предпринимателя сформировалась под влиянием неустойчивой обстановки в России, когда надо было в максимально короткие сроки вернуть капитал с наибольшей прибылью. При этом качество и вид бизнеса не принимались во внимание. Инновационные же проекты требуют тщательной научной экспертизы, серьезного исследования их коммерческих перспектив.
Здесь выступает на первый план второй тип препятствий для венчурного бизнеса: отсутствие рыночной базы его развития. В стране необходимо с нуля создавать проводящую сеть финансовых посредников, готовить профессиональных менеджеров в этой сфере, развивать адекватно капитализированный фондовый рынок, позволяющий конвертировать результаты предпринимателей в другие высокодоходные активы, и т.п. Но в России эти компоненты рыночной инфраструктуры пока не сложились.
В апреле 2011 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка въездного и выездного туризма. Цель данного исследования - описать состояние рынка туристических услуг в России в 2008-2010 годах.
Туризм на современном этапе играет все более заметную роль в мировой экономике. На долю туризма в целом приходится 3,2% мирового ВВП. Число рабочих мест в сфере туризма составляет ~192 млн., или 8% от общих показателей занятости в мире.
В России доля туризма в ВВП составляет
2,5%. Удар, который пришлось сдержать
участникам туристического рынка во
время мирового экономического кризиса,
оказался жестоким. В 2009 году российский
рынок въездного туризма
Природное и климатическое разнообразие
России позволяет развивать
Самыми посещаемыми в России местами являются Москва, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо России, круизы по рекам России, Черноморское побережье Кавказа. В сегменте выездного туризма среди россиян пользуются популярностью Турция, Египет, Испания.
Показатели въездного туризма в Россию гораздо ниже показателей выездного туризма. Въездной туризм в России развивается слабо, слишком медленно и тяжело. По данным Росстата, в 2008 году въездной туризм в России принял чуть более 2,2 млн. человек из-за границы. Если сравнить то, Франция в это же срок приняла почти 80 млн. иностранцев, а из России выехали с целью туризма почти 10 млн. человек.
Развитию въездного туризма в России препятствует отсутствие рекламы за рубежом, а также низкое качество предоставляемых услуг по завышенным ценам [40].